Изучая применение силы в Циньна, важно понимать принципы механики техник. Правильно используя эти принципы, можно приложить малое усилие, чтобы получить максимальный результат.
Существует три составляющих применения силы:
В реальной ситуации существует два метода одержания победы над противником. Первый метод сводится к прямому npoтивопоставлению силе оппонента еще большей силы с вашей стороны. В этом случае победит тот у кого сила больше. Другой метод выделяет работу с направлением и точкой приложения силы, и с фактом, что бой происходит в трехмерном пространстве. В этом случае, можно рассеивать силу с почти бесконечного числа углов. Всегда найдется одно направление, которое будет наиболее эффективно для работы с силой нападающего.
Во время боя неразумно прямо противостоять силе противника. Необходимо пропускать эту силу мимо себя и использовать ее против самого нападающего. Следовать за противником и добавлять свою энергию к его, чтобы "позаимствовать" его силу и одержать победу с наименьшими усилиями это основа правильною применения принципов техники.
Механика рычага позволяет увеличивать силу во много раз.
Принципы, применяемые в техниках циньна позволяют брать в
замок конечности противника, не давая ему ускользнуть, и добиваться
победы, затрачивая минимум усилий. Используя принцип рычага
следует учитывать не только количество приложенной силы, но также
место точки опоры относительно точки приложения силы.
Все человеческие движения включают механику рычага. В
циньна особенно важно пользоваться преимуществом рычага, чтобы
увеличить эффективность и силу. Техники циньна используют два типа
рычагов, а именно рычаги первого и второго класса.
У рычагов первого класса точка опоры располагается между
грузом и прилагаемой силой. Классическим примером данного класса
рычага являются качели-доска. В практике Циньна цримером рычага
первого класса является ситуация, когда сила прикладывается к руке
противника, чтобы заблокировать запястье, локоть и плечо.
Если плечо силы длиннее, существует больший механический
эффект, и следовательно меньше силы необходимо прилагать к рычагу.
Таким образом, нужно применять силу близко к кончикам пальцев
(F2), как противоположную силе кисти руки (F1). Точка опоры (ваша
рука) расположена возле локтя противника и является точкой
вращения, Сила прикладывается к пальцам противника и ощущается в его
плече, который является грузом.
На рисунке мы видим другой пример этого типа рычага. Груз это
плечо, точка опоры ваш локоть, помещенный возле локтя противника,
а сила прикладывается к его предплечью, ближе к запястью для
лучшего эффекта рычага. Если бы сила прикладывалась к прсдлечью
ближе к локтю, механическая эффективность рычага была бы гораздо ниже.
Эти рычаги отличаются тем, что груз у них находится между
силой и точкой опоры. Классический пример рычага второго класса -
это точка. В приеме изображенном на рисунке видно, что точкой
опоры здесь является плечо, сила прикладывается телом
обороняющегося, а груз - это предплечье противника.
I.Чем дальше объект от центра, тем быстрее он движется.
Когда несколько объектов вращаются вокруг центральной точки
или оси, в одно и то же время, те объекты, которые располагаются
дальше от центра, проходят большее расстояние чем те, что
расположены ближе к центру и, следовательно, движутся с большей скоростью.
На рисунке мы видим, что объекты, вращаются вокруг центральной
точки в одно время, перемещаясь из точки А в точку В, проходят
большее расстояние и следовательно имеют большую скорость, чем
объекты перемещающиеся из точки A1 в точку B1.
Очевидно, что объекты перемещаются из точки А2 в точку В2
проходят наименьшее расстояние и следовательно имеют
наименьшую скорость. Вывод: в различных точках скорость различна.
II.Чем больше радиус, тем легче сдвинуть объект.
Если мы прилагаем силу снаружи, чтобы заставить что-либо
вращаться, то чем больше расстояние между точкой приложения силы и
осью, тем больше энергии сохраняется. То есть, чем длиннее радиус,
тем меньше энергии требуется, чтобы повернуть объект вокруг
центральной точки.
III.Чем дальше объект от центра, тем больше его
инерция вращения.
Инерция - это стремление движущегося тела оставаться в
движении при отсутствии воздействия внешней силы.
У вращающихся объектов имеется так называемая "инерция
вращения". У объектов, которые расположены дальше от центра, инерция
вращения больше. В боевых искусствах мы применяем этот принцип,
останавливая инерцию вращающегося тела, прикладывая нашу силу
ближе к его центру. Например, блокировка удара противника,
нанесенного тыльной стороной руки, требует меньше силы, если делать это
возле локтя чем если возле кисти. Легче остановить бейсбольную биту
возле ручки, чем возле конца.
Практикующие циньна должны хорошо понять
вышеперечисленные принципы и то как их применять в технике циньна.
Эти принципы применяются в техниках следующим образом.
Задействуя данный принцип применительно к знаменитой
технике "запирания руки", я прилагаю прямую силу своего предплечья к
руке противника, заставляя его неестественно выворачиваться.
Другой важный физиологический принцип, связанный с
"запиранием руки", основан на факте, что запястье более сильно когда
локоть согнут, чем когда он заблокирован и выпрямлен. Таким образом
немного легче блокировать руку противника схватив его за запястье
одной рукой, и трением другой руки по нижней части его плеча
повернуть и заблокировать, чем хватать его за запястье обеими руками
в попытке блокировать его руку. Важным моментом здесь является то,
что при блокировании руки противника у чего остается гораздо
меньше силы, чем если его локоть согнут. Поворачивать трением плечо
возле локтя, применяя технику "запирания руки", значительно легче,
чем просто стараться вывернуть запястье или прикладывать прямую
силу к задней поверхности локтя, чтобы распрямить его.
Имея в виду вышеупомянутые принципы, я опишу технику
"запирания руки". Моя левая рука хватает запястье левой руки
противника и поворачивает его вниз. Одновременно, моя правая рука
проходит с трением поперек плеча противника сразу около локтя, заставляя
руку поворачиваться. Сочетание отих двух сил даст большую силу,
которой противник не может противостоять. В этой технике, т. к. радиус
руки противника больше, чем радиус его запястья, и движение моей
трущей руки (правой) больше чем движение моей вращающей руки
(левой), движение под действием трения более механически эффективно.
Здесь используется принцип подъема с помощью рычага в двух
измерениях и применяется против сустава противника. Мы
воспользуемся принципом вращающегося тела, создав воображаемую ось
между плечевым и запястным суставом противника, заставляя его
согнуть локоть. Поворачивая его локоть вокруг этой оси, мы блокируем
запястье, локоть и плечо. Так как рычаг задействован с двух направлений
одновременно, создается треугольник, который является наиболее устойчивой
конструкцией. Это блокирует' все двигательные возможности верхней части
тела противника. В этой позиции он не сможет сопротивляться.
Чтобы определить это мы должны проверить принципы
механики. Существует две особые характеристики вращающегося тела:
Когда инерция вращения маленькая, угловая скорость большая.
Примером этого является фигурист, вращающийся на одной ноге.
Чем дальше вытянуты его руки и свободная нога, тем медленнее он
вращается. По мере того, как руки и свободная нога приближается к
телу, скорость вращения возрастает.
Когда обе ваши руки контролируют свободный конец цепи
движения противника вы используете силу и описываете его рукой в
воздухе кривую. Чем больше ее радиус (расстояние до плеча), тем
эффективнее действие поворота. В то же время, принимая свое тело за ось
вращения, вы быстро поворачиваетесь вокруг нее, увеличивая инерцию
вращения. Важно также оставаться на расстоянии ею руки, чтобы
она оставалась прямой и радиус, таким образом, был максимальным.
Сила вращения ею плечевого сустава тоже будет максимальной.
Поворачиваясь всем телом, вы одновременно выворачиваете запястье
противника, вынуждая его локоть превысить нормальный предел
движения. В результате блокируется одновременно три сустава.
Возможно уменьшить радиус вращения, сделав осью локтевой
сустав противника. Это уменьшит радиус, что в свою очередь увеличит
скорость, с которой выворачивается конечность. Это, кроме того,
приблизит точку приложения силы к центральной оси, что еще больше
увеличит скорость выворачивания. Мы уже знаем, что сила равняется
массе, умноженной на ускорение. Когда масса остается неизменной,
увеличение ускорения приводит к увеличению силы. Это соответствует
высказыванию: "Чем больше скорость, тем больше сила".
Из вышесказанного мы видим, что контролируя конец цепи
движения (запястье, лодыжку или голову), и используя метод поворота на
выкручивание необходимо сначала повернуться, а затем выворачивать
конечность противника. При этом выворачивание должно начинаться
во время вращательного движения.
Следует подчеркнуть, что техника поворота на выкручивание
может привести к серьезным последствиям, с возможным повреждением
каждого сустава в цепи движения, особенно в случае выкручивания
шеи. Данные техники следует применять с особой осмотрительностью
и только в экстремальной обстановке.
Приведем пример использования принципа соединения. Ваша
левая рука движется направо, а правое запястье двигается налево с одинаковой
скоростью в противоположных направлениях, воздеиствуя на
руку противника. С плечевым суставом в качестве точки опоры, его
рука будет травмирована в результате приложения двух противоположных сил.
В дополнение, принимая во внимание cтроение локтевого сустава,
силы заставят его повернуться относительно плечевого сустава
в качестве оси. Линия от локтя до плечевого сустава является радиусом.
Это вращательное движение заблокирует локтевой и плечевой суставы.
Так как сила прилагается к передней части предплечья противника, его тело
будет вынуждено двигаться вперед.
Часто эту реакцию используют для того, чтобы подготовить и
провести множество последующих техник.
Другая форма соединения - это сила сгенерированная движением
типa ножниц. Здесь соединяющиеся силы проходят близко друг от
друга. Движение напоминает движение серпа или разрезание чего-либо
ножницами. Две равные силы фиксируются на очень маленьком
пространстве, но с большим эффектом. В некоторых техниках чтобы
добиться увеличения разрушительной силы, особенно в техниках с запястьем,
часто обращаются к этому принципу. Например, техники захватов и трения
используют силы движущиеся точно в противоположных направлениях.
Техники вращения и перелома руки также используют энергии,
движущиеся в противоположных направлениях, хотя и
несколько по-другому.
Эффект ножниц используется чаще в техниках применительно к
запястью. Эти типы приемов не только причиняют боль, но также вызывают
блоковую реакцию, обездвиживая локоть противника. Это оказывает
давление на плечо и приводит к неспособности оппонента сопротивляться.
Практикуя циньна без попимания физических принципов и
механики движения, трудно достичь высокого мастерства в данном искусстве.
Тщательно изучив теорию и принципы циньна, ученик не
только улучшит известные техники, но и откроет новые.
Рычаги первого класса
Рычаги второго класса
Вращательное движение
Качение и принципы трения
Разделение путем вращения
Поворот на выкручивание
Соединение и ножницы
Заключение