Так как технические методы (то есть тренировочные методы и боевые методы) данного стиля основываются на использовании ладоней, то его называют "багуачжан" ("ладони восьми триграмм"). Другие названия - "багуацюань" ("кулак восьми триграмм"), "багуа ляньхуань чжан" ("непрерывные ладони восьми триграмм"), "юшэнь багуа чжан" ("ладони восьми триграмм странствующего тела"), "лунсин багуачжан" ("драконьи ладони восьми триграмм"), "багуа юшэнь чжан" и т.д.
О происхождении багуачжан нет систематизированных и достоверных документов. В "Неофициальной истории Лань И" в "Записках об усмирении мятежа" имеется такая запись: ""В год дин-сы девиза Цзяцин (2-й год правления под девизом Цзяцин) Ван Сян из Цзинина, что в Шаньдуне, обучил Фэн Кэшаня кулачным методам. Кэшань полностью постиг это искусство. Весной года гэн-у (15-й год правления под девизом Цзяцин) Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методах Кэшаня есть бафанбу ("шаг восьми сторон"). Лянчэнь сказал: `У тебя шаг как в багуа'. `Как Вы это узнали?' - спросил Кэшань. `Я изучал триграмму кань' - сказал Лянчэнь. `А я - триграмму ли', - сказал Кэшань. `Ты - ли, я - кань, нас двое, ли и кань лежат в диаметрально противоположных дворцах, каждый тренирует то, что он тренирует', - сказал Лянчэнь. Отсюда видно, что багуачжан тренируют уже не менее сотни лет. Согласно исследованиям доступных сегодня документов багуачжан был создан во время династии Цин в годы правления под девизом Цяньлун Дун Хайчуанем (1813-1882) из деревни Чжуцзяу, что к югу от административного центра уезда Вэньань провинции Хэбэй. По преданию Дун Хайчуань с детства любил тренировать боевое искусство, был мастером многих видов боя - как без оружия, так и с оружием. Во время поездки к югу от Янцзы он в районе горы Сюэхуашань (современная гора Цзюхуашань в провинции Аньхой) получил указания по совершенствованию от даосов. После разъяснения о подчиняющихся законам "Канона перемен" "чертежу из Хуанхэ" и "схеме из реки Ло" он увязал их с ушу и соединил воедино. Натренировав багуачжан, Дун Хайчуань вернулся в Пекин. Будучи с поручением в резиденции князя Су он случайно продемонстрировал испугавшее людей мастерство багуачжан. Этим он заслужил расположение обожавшего ушу великого князя Су, и был назначен руководителем охраны резиденции. Дун Хайчуань преподавал в резиденции князя Су - и багуачжан стал распространяться (первоначально - в окрестностях Пекина). Из-за таких своих особенностей, как проворство тела и легкость шагов, изменения по мере передвижения, легкость лебединого пуха, стабильность каменной глыбы, изменение со скоростью вспышки молнии, неистощимость метаморфоз, багуачжан получил народную любовь и приснание. Не только столичные учителя и мастера ринулись во множестве заниматься этим стилем, даже среди младших отпрысков правящей фамилии было модно уметь продемонстрировать несколько кругов багуачжан. Иногда казалось, что "весь город наперебой говорит о багуачжан". С наступлением нашего века багуачжан еще больше распространился по Китаю, не только к северу и к югу от Великой реки образовалось пышное соцветие героев, его друзей стало возможным во множестве найти во всех уголках мира.
Багуачжан - это кулачный метод с такой особенностью, как перемещение ладоней в движении с вращением. Базовых методов действий ладонями восемь: ладонь одиночной смены стороны, ладонь двойной смены стороны, ладонь пронизывания, ладонь вспарывания, ладонь разворота корпуса, ладонь колебания корпусом, ладонь растирания корпусом и ладонь поворота корпуса. Каждая ладонь может превращаться в восемь ладоней, так что всего имеем шестьдесят четыре ладони. При движениях подъемы и опускания закручиваются, вертикальное и горизонтальное взаимно переплетаются, четыре прямых и четыре угловых - восемь направлений, соответствующих схеме восьми триграмм из "Чжоу И". В тренировочные методы базовой работы входят стояние столбом и передвижение. Требования к форме корпуса: вытянуть макушку и сделать вертикальной шею, сделать вертикальной поясницу и позволить стечь ягодицам, расслабить плечи и свесить локти, втянуть бедра и приподнять промежность. При перемещениях "двигаешься - словно идешь по грязи, движешься вперед - словно сидишь в паланкине, отталкиваясь ногой нужно провести одну голень вплотную к другой". Важнейшие методы действий руками: туй (толкать), туо (приподнимать), дай (затягивать), лин (управлять), бань (перетаскивать), коу (заворачивать внутрь), пи (рубить), цзинь (атаковать), лань (преграждать), цзе (пресекать), ти (поднимать), на (хватать), гоу (цеплять крюком), да (бить), фэн (запечатывать), би (заблокировать), шань (увернуться), чжань (разворачивать), сюань (вращаться) и це (отрезать). В целом вращение ладоней по форме соответствует сказанному в кулачных трактатах: "формой - словно странствующий дракон, взгляд - как у защищающейся обезьяны, оседаешь - будто садящийся тигр, поворачиваешься - словно кружащийся орел". Основные боевые техники багуачжан: гунь (накатываться), гуа (подвешивать), ти (поднимать), лоу (заграбастывать), гоу (цеплять крюком), фу (опираться), цзяо (перемешивать), цзя (подпирать), цинь (ловить), на (хватать), гэ (блокировать), де (ронять), ло (закатывать), коу (заворачивать внутрь), чуань (пронизывать), янь (прикрывать), туо (приподнимать), чао (срезать угол), лин (управлять), дай (затягивать), гуай (толкать локтем) и хуан (мелькнуть). В приемах внешне концентрируют внимание на руках, глазах, методах корпуса и шагах, внутри корректируют сердце, дух, мысль, ци и силу, увязывают воедино пустое и полное, изменения быстры и многочисленны.
После Дун Хайчуаня в багуачжан образовались два крупных течения,
пошедших от Инь Фу и Чэн Тинхуа. В иньской ветви используют такую
форму кисти, как "ладонь - язык коровы", то есть ладонь с естественно
распрямленными и слегка примыкающими друг к другу пальцами; в чэнской
ветви используют "ладонь - когти дракона", то есть большой и
указательный пальцы сильно разведены, центр ладони чуть вогнут,
остальные пальцы слегка разведены, словно удерживают мяч. В багуачжан
есть одиночная тренировка, парная тренировка и саньда. В багуачжан
используется такое специфическое оружие, как цзыу юаньян юэ (секира
знаков `цзы', `у' и уток-мандаринок), цзичжао жуй (острие петушиной
лапы), чжуанъюань би (кисть академика), фэнхуолунь (колесо ветра и
огня), а также обычное оружие - багуа дао (широкий меч багуа), багуа
цян (копье багуа), багуа цзянь (прямой меч багуа). Но независимо от
того, с каким видом происходит тренировка, везде проявляются такие
особенности багуачжан, как "изменения по мере передвижения", "оружие
следует передвижению корпуса", "корпус следует смене шагов", "прием
за приемом".
В рифмованых правилах багуачжан сказано:
Кулак восьми триграмм, передвижение - исходное. Естественно, лучше изучать багуачжан под руководством учителя. Однако
тренирующемуся надо только руководствоваться базовыми требованиями к
тренировке багуачжан, тренироваться в соответствии с важнейшими
тренировочными методами, по порядку и постепенно, стойко переносить
трудности, и тогда можно тренироваться и без учителя, и натренировать
хороший багуачжан.
Важный пунктов при тренировке багуачжан очень много, здесь даны лишь
самые базовые знания.
При тренировке багуачжан обращают внимание на то, чтобы "вытянуть шею
и поднять макушку". "Вытянуть шею" означает, что при тренировке
добиваются естественной прямизны шеи, то есть голова не должна
наклоняться ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо. "Поднять
макушку" говорит о том, что при тренировке нужно обращать внимание,
на то, чтобы подбородок был подтянут, язык упирался в нёбо, голова
тянулась вертикально вверх.
В багуачжан требования к плечам, рукам, локтям и кистям во время
движения весьма строги, требуется "опустить плечи и свесить локти",
"раздвинуть пальцы и вогнуть ладонь", "выставить руки и выровнять
плечи". "Опустить плечи" означает, что оба плеча расслаблены и
естественно опущены, нельзя вздымать одно или оба плеча во время
тренировки. "Свесить локти" означает, что нужно обращать внимание на
то, чтобы локти сохраняли свешенное вниз положение, при всех
движениях руки подсогнуты в локтях и имеют форму полумесяца.
Требование "раздвинуть пальцы и вогнуть ладонь" состоит в том, что
пальцы руки должны быть разведены, а не сжаты, а центр ладони -
втянут. "Выставить руки" указывает на то, что при поворачивании
ладоней в движении по кругу руки обязательно должны изо всех сил
выставляться в направлении центра круга, а не толкать вперед.
"Выровнять плечи" требует, чтобы при поворотах ладоней в движении по
кругу оба плеча от начала и до конца были на одном уровне, нельзя
поднимать одно и опускать другое (в том числе и при смене ладоней с
поворотом корпуса).
При тренировке багуачжан требуются "пустая грудь и натянутая спина",
"поясница подобная вертикальной оси". Рекомендация "пустая грудь и
натянутая спина" говорит о том, что грудь не выставлена вперед и не
втянута внутрь, что нужно стараться, чтобы она была расслаблено
развернута и естественно подтянута, а в спине было небольшое ощущение
выпяченности. Поясница - ось человеческого тела, движутся руки -
обязательно движется корпус, движется корпус - обязательно вначале
движется поясница. Фраза "поясница подобная вертикальной оси" говорит
о том, что в багуачжан любое движение вызывается поясницей, все
движение словно вращается на оси, таящей силу кручения.
При тренировке багуачжан обращают внимание на "стекающие ягодицы и
втянутый анус". "Стекающие ягодицы" требует обращать внимание на то,
чтобы ягодицы были подобраны внутрь, во время тренировки их нельзя
задирать назад. "Втянутый анус" означает, что во время тренировки
мышцы ануса как бы поднимают его вверх и контролируются мыслью, не
расслабляясь во время всего движения. Стекая ягодицами и втягивая
анус, одновременно еще следует добиваться "опускания ци в даньтянь",
"внутри нужно наполняться и очищаться", обращая внимание на то, чтобы
дыхание опускалось в живот, полностью наполняя и полностью уходя.
При тренировке багуачжан "искривить ноги и ступать по грязи, в центре
стопы - пустота". Багуачжан - это кулачное искусство, в котором
ладони заменяют кулаки, а передвижение с поворотом - основное.
"Передвижение" - суть багуачжан, отсюда и особая строгость требований
к ногам. "Искривить ноги и ступать по грязи" указывает, что в
процессе поворота ладоней ноги умеренно сгибаются, корпус с силой
оседает и сила пронизывает ноги, а при передвижении ноги ступают
вдоль земли проходя вплотную друг к другу, словно ступая по грязи. "В
центре стопы - пустота" говорит о том, что при передвижении пятка и
передняя часть стопы отрываются от земли или ставятся на землю
одновременно, стопа горизонтальна, пальцы ноги вцепляются в землю, в
центре стопы - пустота, это позволяет при перемещении добиться
скорости в стабильности, а не громоздкости и не разболтанности.
В рифмованых правилах багуачжан говорится: "В ладони восьми триграмм
передвижение - исходное; втянул - выбросил, ушел - вернулся, в шаге
переходят друг в друга пустое и полное". Это указывает на важность и
многоизменчивость перемещений в багуачжан. В багуачжан есть следующие
перемещения: цзиньбу (наступающий шаг), туйбу (отступающий шаг),
гэньбу (шаг с подтягиванием задней ноги), куайбу (быстрый шаг), динбу
(Т-образный шаг), цуньбу (шаг в один цунь), шаньбу (уклоняющийся
шаг), цзяньбу (топчущий шаг), байбу (раскрывающийся шаг) и коубу
(заворачивающийся шаг). Среди них составленный из байбу и коубу
байкоубу является наиболее важным, наиболее выражающим особенности
перемещения багуачжан. Байбу и коубу могут порождать много видов
перемещений, изменяя их по четырем прямым и четырем угловым
направлениям можно одной ногой сделать восемь различных шагов, для
двух ногй получаем 16 видов шагов.
Тренируя байкоубу следят за тем, чтобы байбу был большим, а коубу -
маленьким, байбу передвигался по дуге окружности, а коубу - по
прямому углу, раскрывания и заворачивания были четкими, продольное и
поперечное были непрерывны. Так как байкоубу является самым важным и
базовым шагом в багуачжан, нужно обращать внимание не только на его
натренировывание при поворачивании ладоней, обязательно нужно
тренировать его отдельно.
Другой важный пункт тренировки багуачжан - "поворачивать ладонь
словно скручивается веревка". Должна крутиться поясница, должны
крутиться руки в локтях, должна крутиться голова на шее. Все это -
четыре кручения. Цель "поворота ладони подобного кручению веревки" -
натренировать подвижные методы корпуса, если методы корпуса изменчивы
- только тогда и можно говорить о ловкости рук. В рифмованых правилах
багуачжан говорится: "Методики багуачжан чудесны и неисчерпаемы, косо
повернутый корпус в разноименном шаге подобен кручению веревки, из-за
связанности продольного и поперечного происходят изменения методов
корпуса, кручения, обматывания, сверления и развороты порождают
силу". Об этом и идет речь. Четыре кручения состоят в том, что нужно,
чтобы голова, кисти рук, локти и корпус закручивались к центру круга,
кручение создает силу вращения.
Тренируя багуачжан во время хождения с поворотами при вращениях влево
и поворотах вправо обязательно нужно, чтобы форма непрерывно
следовала за формой, а сила не прерывалась. При поворотах ладоней
корпус не должен подниматься, опускаться или наклоняться, шаг
начинается легко и подвижно, словно журчащие воды, движение
завершается прочно и уверенно, словно горный пик. Начав движение
чередуют использование толчков, приподниманий, затягиваний,
управлений, перетаскиваний, заворачиваний внутрь, рубок, наступлений,
кручений, разворотов, передвижений, поворотов, пронизываний,
пресечений, преграждений и сверлений, быстрота как у вспышки молнии,
продольное и поперечное непрерывны, демонстрируя многообразие методов
корпуса - подъемы и опускания, наклоны вперед и отклоны назад,
поворачивания и вращения, кручения и оборачивания, сгибания-вбирания
и разворачивания-выбрасывания. Одновременно в ходе всей тренировки
добиваются тесной взаимосвязанности И, ЦИ и ЛИ. При изучении форм
поворота ладоней добиваются, чтобы сознание, формы кулака и дыхание
слились в единое целое, повсеместно проявляя такие особенности, как
находчивость и ловкость, прочность и многоизменчивость, глубина
дыхания, естественность и непринужденность, пронизанность духом,
величественность и энергичность.
В тренировке багуачжан есть три уровня: верхний, средний и нижний. В
ладонях верхнего уровня позиции сравнительно высоки, корпус близок к
вертикали, сам словно идешь по дороге, так удобно тренироваться
начинающим и пожилым людям. В ладонях среднего уровня высота позиций
удобная, нужно согнуть ноги и осесть корпусом, тяжесть тела
распределяется на обе ноги, так удобно тренироваться людям молодого и
среднего возраста. В ладонях нижнего уровня позиции наиболее низки,
при хождении с поворотами колени и бедра находятся на одной
горизонтали, пятка, ягодица и колено образуют треугольник, вес тела
распределен на обе ноги. Ладони нижнего уровня наиболее трудны для
тренировки, без гибкости ног и поясницы и без достаточной силы ног их
нельзя работать. Однако с помощью ладоней нижнего уровня легче всего
повышается мастерство, и если действительно хочешь изведать три
аромата каждой из ладоней, или намерен опереться на багуачжан против
более техничного врага, то их нельзя не тренировать.
Тренировка багуачжан проходит в три этапа: установить каркас, оживить
каркас и изменить каркас. На первом этапе непременно надо начинать с
тренировки установления каркаса. Это значит, что тренировать движения
нужно в полном соответствии с требованиями багуачжан, одна форма на
один шаг, не нужно стремиться к скорости, нельзя легкомысленно менять
метод перемещения. После некоторого периода тренировки установления
каркаса, когда будет подготовлена некоторая база для тренировки
багуачжан, переходят ко второму этапу тренировки - оживлению каркаса.
Оживление каркаса означает, что при повороте ладоней и смене формы не
нужно прекращать перемещения, а надо быстро шагать вперед, не
допуская ни малейшего влияния смены формы. Так как подобная смена
шага происходит в каждой форме, то шаг всего таолу превращается в
живое перемещение. Пройдя на этап ожживления каркаса тренирующийся
также достигает определенного уровня в багуачжан. Имея оживленный
каркас тренирующийся может подняться на третий этап - изменение
каркаса. Изменение каркаса означает стремление к тому, чтобы приемы
изменялись следуя замыслу. Иными словами можно следуя замыслу
изменять порядок восьми больших ладоней, иногда тренировать после
восьмой ладони - первую, иногда после пятой - вторую. Можно также
разбирать одну из ладоней на составные части, произвольно вставлять
движения, как вращаться влево, так и поворачиваться вправо, двигаться
прямо, пронизывать по диагонали, рубить с наступлением, преграждать с
отступлением, действовать жестко или мягко, быстро или медленно,
мысль двинулась - тело следует, стабильно и ловко, тело следует смене
шагов, шаг следует ходу ладоней, обходя восемь триграмм, облетая
девять дворцов, тысяча изменений и десять тысяч превращений, без
границ и без пределов. Нет сомнений, что в этом случае занимающегося
уже можно назвать достигшим высокого мастерства в багуачжан.
У начинающего заниматься багуачжан часто проявляются "три порока":
напряженное дыхание, чрезмерные усилия и стеснение груди поднятым
животом. Это происходит из-за того, что начинающие часто стремятся к
быстрым результатам и нарушают естественный порядок, вот и получается
"поспешишь - людей насмешишь". Некоторые тренирующиеся ради
скорейшего опускания ци в даньтянь усиленно дышат верхней частью
груди, задерживают дыхание или втягивают низ живота. Результатом
такого напряженного дыхания является не только стеснение груди, в
результате чего ци бурлит и повреждает легкие, но и закрепощение
других частей тела, что влияет на порождение и передачу внутренней
силы. Кроме того напряженные усилия и закрепощенное дыхание
тренирующегося во время занятий неизбежно приводит к стеснению груди
поднятым животом, в результате чего ци застаивается в легких и не
может опуститься в даньтянь, не только препятствуя свободному
протеканию ци и крови по телу, но и приводя к неполадкам в работе
внутренних органов. Поэтому тренируя багуачжан необходимно избегать
"трех пороков", постоянно сохраняя пустоту в шее и силу в макушке,
расслабленность плеч и опущенность локтей, наполненность живота и
опустошенность груди, стекаемость ягодиц и подтянутость ануса,
успокоенность чувств, погруженность мысли в даньтянь, координацию
воедино духа, энергии, мысли и силы.
Пустое и полное, жесткое и мягкое - это наиболее важный закон
багуачжан. Начинающие в погоне за результатом часто на тренировках
только и знают, что нарабатывать полное или жесткое, гонясь за одним
теряют другое, далеко уходя от сути багуачжан. В багуачжан ноги -
содержат пустое и полное, ладони - содержат пустое и полное, приемы -
содержат пустое и полное, нет такого места где бы не было пустого и
полного, нет момента времени когда бы не было пустого и полного. При
тренировке багуачжан надо понимать: требуется пустота - значит
пустота, требуется полнота - значит полнота, в пустом есть полное, в
полном есть пустое, не бьешь - пустой, бьешь - полный, пустое и
полное следуют сердцу, трансформируясь надлежащим образом. Тренируя
только удары в полную силу невозможно постичь суть багуачжан.
Рассмотрим все с точки зрения силы. Мягкая сила в багуачжан - это
трансформация передвижения, она является активной защитой. Жесткая
сила - это внезапный выброс и свирепый удар, выбрал момент - и
атаковал. Если использовать жесткие удары и жесткие столкновения,
полагаться только на силу и атаковать, то это нельзя назвать жестким;
аналогично, если полагаться лишь на трансформации передвижения,
думать только о мягкости, то это нельзя назвать мягким. Суть
багуачжан в том, что в мягкости скрывается жесткость, в жесткости
скрывается мягкость, жесткое и мягкое помогают друг другу, атака и
защита совместны, утерявший одну из сторон не сможет натренировать
багуачжан.
В "Кулачном каноне" сказано: "Начальный пункт науки боя нашей страны
- период Воюющих Царств, успех - династии Тан и Сун, высший расцвет -
династии Мин и Цин". Одна из вех высшего расцвета ушу при династиях
Мин и Цин - это появление багуачжан в середине династии Цин.
Детальное рассмотрение успеха багуачжан свидетельствует, что
багуачжан действительно обладает очень высокой прикладной ценностью.
Однако мастерское применение багуачжан в бою требует очень глубокой
проработки.
Применение любого вида кулачного искусства имеет свои, только ему
присущие особенности, и багуачжан, естественно, также не является
исключением из общего ряда. Законов использования багуачжан очень
много, основным является следование базовому принципу "применение -
передвижением", овладение ясностью взгляда, быстротой рук, ловкостью
корпуса, живостью шага, яростностью выброса, жесткостью силы,
храбростью духа, следованием мысли, настойчивостью воли, полнотой
силы, наполненностью ци и прямотой храбрости, владение
трансформациями, нужно достигнуть того, чтобы "каждое дало все, на
что способно". Ниже мы проведем небольшой конкретный анализ.
База багуачжан - в передвижении ради применения, представляя себя в
центре круга быстро смещаешься в одну из четырех сторон и восьми
направлений (используя "облет девяти дворцов", "обход восьми
триграмм" и "байкоубу") чтобы настичь находящегося в какой-либо точке
внутри или вне круга противника. Отношение длины периметра к площади
у круга меньше, чем у любого многоугольника (к примеру, чтобы
окружить единицу площади, квадрату надо четыре единицы длины
периметра, а кругу - только 3.14). Таким образом в багуачжан при
хождении по кругу можно при наименьшем расстоянии контролировать
наибольшую площадь, что позволяет выиграть время и сэкономить силы.
Так как в багуачжан смена мест в хождении с поворотами обычно
осуществляется за счет двух базовых типов перемещения - байбу и
коубу, то во время прохода с поворотом в круг или из круга за счет
байбу или коубу легко заставить противника провалиться в пустоту,
потерять равновесие, перекоситься, наклониться, и вынудить его
повернуться спиной. А улучив момент можно воспользоваться выгодным
положением и из-за спины атаковать противника, легко достигая цели.
Помимо этого из-за того, что в багуачжан, не говоря уж о байбу и
коубу, в каждом шаге происходит перемена направления, очень легко
захватить инициативу в ходе противоборства, используя взаимосвязь и
взаимопреодоление прямого и косого, кругового и прямолинейного,
поперечного и продольного. Противник идет прямо - я вхожу сбоку,
противник входит сбоку - я бью прямо, противник наступает прямо - я
иду по кругу, противник идет по кругу - я бью прямо, противник
действует поперечно - я бью продольно, противник атакует продольной
силой - я бью поперечной. Так используют перемещение по кругу,
многократно и безостановочно меняя центр и окружность и атакуя
противника по кратчайшему расстоянию (касательной или радиусу). В
этом и заключается особенный стиль технических методов багуачжан. В
этом особенность применения техники багуачжан и ее достоинство.
Изучающий багуачжан в бою непременно должен использовать закон
исполнения техники багуачжан - "применеия передвижением", полностью
отвергая технические метожы других видов кулачного искусства, где
передвигаются по прямой или по многоугольнику, и прославляя свои
достоинства, полностью реализуя мощь техники багуачжан.
В рифмованых правилах о применении багуачжан сказано:
В методах багуачжан скрывается удивительность,
выбрасывая руки встречаешь врага,
оказавшегося в центре круга. Рифмованые правила, переданные предыдущими поколениями мастеров
багуачжан, очень хорошо обобщают такие особенности использования
техники багуачжан, как "трансформации пустого и полного" и "круг
соединяется с кругом". В схватке одновременно с перемещением по дуге
в багуачжан требуется, чтобы при выбросах рук в пустом было полное, в
полном - пустое, пустое и полное взаимоувязывались, круг соединялся с
кругом, вынуждая противника теряться в догадках и затрудняя ему
проведение приемов. И в атаке, и в защите ноги быстрые, шаги живые,
все естественно и непринужденно - наступления и отступления,
уворачивания и разворачивания, быстрота и стабильность, выражая этим
такие особенности багуачжан, как то, что наступление является
отступлением, отступление - наступлением, атака - защитой, а защита -
атакой. В выбросах рук в багуачжан имеется четыре прямых и четыре
угловых направления, в движениях рук - четыре иньских и четыре
янских, в приемах - восемь врат и восемь методов, восемью восемь -
шестьдесят четыре формы, каждая имеет свою чудесность и богатейшее
техническое содержание. Но в реальном бою, какая бы техника не
использовалась, всегда нужны трансформации пустого и полного,
скученность и беспрерывность приемов, нельзя прекращать приемы до
полной победы.
Тренирующий багуачжан в реальном бою, естественно, использует не
только ладони. Однако, раз уж стиль называется "ладони восьми
триграмм", в приемах следует в основном использовать ладони. Следует
признать, что с точки зрения мощи удара ладонь уступает кулаку. И
чтобы восполнить недостаток силы ладони по сравнению с кулаком, в
багуачжан нельзя не уделить специальное внимание закалке силы.
В методах багуачжан выделяют метод наработки базовой силы и метод
наработки прикладной силы. В метод наработки базовой силы входят
"внутренняя сила" и "внешняя сила". В метод наработки прикладной силы
входят "жесткая сила", "взрывной выброс силы" ("цунь цзин") и "сила
мягкого изменения". Жесткая сила является базой взрывного выброса
силы, не натренировав жесткой силы нельзя реализовать мощь взрывного
выброса силы. Поэтому для взрывного выброса силы надо к базису из
жесткой силы добавить внутреннюю и внешнюю силы, также говорят что
его мощь только и можно реализовать используя мгновенное сокращение
мышц. Чтобы овладеть мастерством силы мягкого изменения нужно
имеющийся базис из внутренней и внешней силы вплавить в умение
сердцем вести ци (сердце координируется с мыслью, мысль
координируется с ци, ци координируется с ли), повысить оперативность
нервной системы и возможность контролирования мышц. Применяя
багуачжан в основном используют взрывной выброс силы и силу мягкого
изменения. Чтобы получить огромный взрывной выброс силы и искусную
силу мягкого изменения, каждому тренирующему багуачжан нельзя
недооценивать базовой тренировки силы. Воистину в этом смысле базовая
тренировка есть не только обязательная предпосылка натренировывания
багуачжан, но и необходимое условие его реально-боевого применения.
проекты домов из бруса пермь
Втянул - выбросил, ушел - вернулся. В шаге переходят
друг в друга пустое и полное.
Двигайся как ветер, стой словно вбитый гвоздь. Попеременные
раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги ясны.
Поясница должна быть ловкой, ци - как знамя. Глаза
наблюдают щесть дорог, опережая руки и ноги.
Передвигайся как дракон, садись как тигр. В движении
подобен реке в спокойствии - горе.
Руки - инь и ян, переворачиваются вверх и вниз. Расслабить
плечи, свесить локти, сконцентрироваться на даньтянь.
Охватывая шесть дорог не рассеиваться. Ци по всему
телу обретает естественность.
Раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги нужно делать
тщательно, смены наступления и отступления - в пояснице.
Руки - три десятых, шаг - семь десятых. Руки и ноги
наступают совместно, без раздумий.
Бедра бьют - передвижение, плечи бьют - сталкивание. Телу
поручают теснить-опираться с незаметным ударом коленом.
Высоко не оборонить, низко не преградить. Встречно
тут же атаковать и опередить.
Язык чисел обобщает тайны кулаков, не используешь
мастерскую работу - и все зря.
Глава 2
Базовые требования к тренировке багуачжан
2.1 Требования багуачжан к различным частям тела
2.1.1 Голова и шея
2.1.2 Плечи, руки, локти и кисти рук
2.1.3 Грудь, спина и поясница
2.1.4 Ягодицы
2.1.5 Ноги
2.2 Главное в тренировке багуачжан
2.2.1 Натренировать "байкоубу" и "четыре кручения"
2.2.2 Добиваться ловкости тела и живости шага,
пронизанности духом
2.2.3 Овладеть тремя уровнями мастерства
и тремя этапами тренировки
2.3 Пункты, на которые обязательно нужно обращать внимание
при тренировке багуачжан
2.3.1 Уберечься от "трех пороков"
2.3.2 Овладеть пустым и полным, жестким и мягким
Глава 3
Базовые требования к применению багуачжан
3.1 "Применение - передвижением"
3.2 Трансформации пустого и полного,
круг соединяется с кругом
Накатывание, сверление, соперничанье и обертывание
развиваются в кругу,
в уворачивании, развороте, наступлении и
отступлении круг связывается с кругом.
Толкаешь, приподнимаешь, затягиваешь, управляешь -
непременно идешь по кругу,
в перетаскивании, заворачивании внутрь, рубке и
наступлении - также действуешь надлежащим образом.
Захваты, зацепы крюком и удары сменяются быстро,
запечатывания, уклонения и разворачивания
учитывают жестокость методов.
Показать вверх а ударить вниз подобно развевающемуся
знамени, ладонь за ладонью наносят разрушительные
удары не допуская замедления.
Прежде чем ударить на запад - подними шум на востоке,
атаковал влево - внезапно бросься вправо не
расслабляясь.
Обернуться, отнять и разрубить, поднять тайно ногу,
небожитель скрывается не оставляя следов.
Трансформации пустого и полного, жесткого и мягкого
следуют сердцу, удивительное и простое порождают
друг друга непременно достигая цели.
3.3 Особенности силы в багуачжан
и требования к ней