Двигательные трансформации - это движение и разложение на составные части, их содержание объемлет три аспекта - оздоровление, бой и самозащита. Объединение трех воедино - цель тренировки багуачжан.
Кулачные законы багуачжан подобны законам "Чжоу И", а форма движений соответствует рисунку восьми триграмм. У тренирующего багуа при наступлениях и отступлених, вращениях и смене сторон ноги ступают по восьми триграммам, перемещение идет по кругу, каждое движение не отрывается от поясницы, следующей трансформациям инь и ян, в выбросе рук при проведении приема требуется, чтобы руки пронзали "рыбий глаз". В предыдущих главах объяснялась основная наработка - хождение с поворачиванием, однако на что она опирается, на что опирается боевая техника? Конечно на поясницу и плечи.
Поясница - ось всего тела, вверху к ней крепится голова, внизу - бедра. Наступления и отступления, вращения и смены сторон, выброс силы, поглощение силы - все происходит полностью посредством поясницы, с ее поддержкой и под ее руководством. Нет скоординированности с поясницей - очень трудно использовать любую часть тела. Если не движется поясница а делается шаг - движение будет медленным и бессильным. Если не движется поясница а движутся руки - не будет согласованности верха и низа, все будет подобно ручью без истока, дереву без корней, усилие не будет пронизывать, будет очень трудно действовать кулаками и ладонями.
Плечи - корни рук, выброс силы полностью опирается на посыл плеч, хочешь ударить - надо полностью положиться на осаживающее усилие плеч. Плечи не движутся а руки мощно движутся - в движении не будет силы, не будет усилия. Мы говорим, что особенностью багуачжан является движение по кругу и использование ладоней для ударов, потому натренировываем координацию ног и ладоней. Но это - только одна сторона вопроса. Чтобы руки и ноги действовали хорошо, необходимо одновременно с усердным натренировыванием хождения по кругу с поворачиванием ладоней также закалять поясницу и плечи. Для этого существует два метода:
Первый из них таков. Во время хождения с поворачиванием соблюдать требования к пояснице и плечам, содержащиеся в рифмованых правилах. Подобных указаний в рифмованых правилах багуачжан очень много, к примеру "Опустошить грудь и выставить макушку, осесть вниз поясницей", "Согнуть колени и следовать бедрами, поясница крутится с ногами", "При хождении все тело не раскачивается", "На среднем уровне также надо понизить ноги и поясницу", "Расслабить руки, удлинить поясницу, следуя шагу пронизывать", "Нужно только искусно размещать поясницу и ноги", "Диагонально переворачиваешься, полностью переворачиваешься - сила в пояснице", "Я вбираю поясницу и делаю шаги", "При выходах и входах, наступлениях и отступлениях вначале вытяни поясницу", "Нужно чтобы как у священного дракона были связаны между собой голова и хвост", "Достигают руки, достигают глаза, достигают поясница и ноги", "Для победы необходимо, чтобы в пояснице встречали друг друга жесткое и мягкое", "При перемещении в движениях сначала поднять поясницу" и т.д. Подобным образом требуют урегулирования поясницы и в тайцзицюань - "Тело - колесо телеги, поясница - его ось", "Исток жизненной мысли - в поясничной щели", "В каждый момент обращай внимание на поясницу" и т.д.
Указаний на плечи в рифмованых правилах багуачжан также очень много: "Опустить плечи и свесить локти, вытянуть вперед ладони", "Уход и приход, приход и уход - не два посылания", "При пронизывании прямая ладонь движется примыкая к локтю, заднее плечо превращается в переднее плечо", "Поясница плотная, плечи опущены, мысль устремляется вперед", ``Вначале воткни затем ударь используя кости запястья, расслабить руки, удлинить поясницу, следуя шагу пронизывать", "Кисти рук еще не двинулись - а руки уже атакуют", "Прежде чем выпрямиться вперед - съежись сзади", "Хочешь воспользоваться кончиком - сначала двинь корень" и т.д. В тайцзицюань говорят "Золотые плечи, серебрянная грудь, живот восковой свечи".
Второй метод служит для ускоренного повышения возможностей поясницы и плеч и их использования в бою. Такие связанные с саньшоу методы можно тренировать наряду с хождением по кругу.
Далее приведено несколько важных видов тренировки.
Встать в правую сюйбу, руки естественно опущены (рис. 4-1).
Из предыдущего положения посмотреть назад, поясница и бедра изо всех сил скручиваются влево-назад, плечи движутся согласованно с бедрами (рис. 4-2).
Движение не прекращается, прилагая силу поясницей изо всех сил скрутиться вправо-назад, осесть бедрами, ладони следуя вращению корпуса слева-сзади идут вверх и вправо-назад, выполняя рубку по вертикальному кругу. Правая ладонь впереди, левая - сзади, пальцы примыкают к внутренней стороне правого локтя (рис. 4-3).
Из предыдущего положения корпус изо всех сил поворачивается влево,
правая ладонь следуя движению переворачивается наружу, левая ладонь
следуя движению переворачивается внутрь, ладони обращаются центрами
наружу (рис. 4-4).
Из предыдущего положения повернуть поясницу вправо, сомкнуть бедра,
развернуть правую стопу наружу, правая ладонь одновременно
поворачивается вокруг своей оси внутрь, рука сгибается в локте в
горизонтальной плоскости и размещается перед правой стороной груди,
центр ладони обращается вниз, левая ладонь одновременно
поворачивается вокруг своей оси наружу, центр ладони обращается
вверх, она размещается под правым локтем, смотреть в направлении
левого локтя, затем перевести взгляд вправо-назад (рис. 4-5).
Движение не прекращается, левая нога становится перед правой
заворачивающимся шагом, корпус продолжая движение поворачивается
вправо-назад, район между большим и указательным пальцами правой руки
оказывается напротив впадины правого плеча, правый локоть колет
вправо-назад, левая ладонь следуя движению пронизывает по кругу и
оказывается под правой подмышечной впадиной, смотреть в направлении
правого локтя (рис. 4-6).
Из предыдущей позиции корпус поворачивается влево, скрутиться в
пояснице, осесть бедрами, ладони выполняют рубяще-нажимающее движение
влево-назад, маршрут и требования симметричны правой форме (рис.
4-7).
Применяя вышеописанный метод рубки ладонями влево и вправо можно
тренироваться как с продвижением, так и на месте. За один раз
выполнять от ста до нескольких сотен повторений.
Важные пункты этого метода - постоянное слежение за расслабленностью
поясницы и оседанием бедер, поясница должна излучать силу, поясница
ведет руки, верх и низ взаимно следуют, поясница и бедра вызывают
поворот ног.
Встать в правую сюйбу, руки вытянуты вперед, центры ладоней обращены
вниз, передняя рука изображает змею, задняя - черепаху, которые состязаются
в воде в плавании (рис. 4-8).
Положение четырех конечностей не меняется, поясница и бедра справа
делают полный поворот влево. Тут же позвоночник излучает силу,
расслабить поясницу и осесть бедрами, внезапно с силой встряхнуться
(рис. 4-9).
Движение не останавливается, поясница и бедра поворачиваются слева
направо, используя силу поворота шагнуть левой ногой и тренировать
упражнение на левую сторону (рис. 4-10).
Встать в правую сюйбу, правая рука вытянута вперед, центр ладони
перевернут вверх приподнимая, левая рука согнута в локте и прижата к
ребрам, центр ладони обращен вверх, корпус и рука - одно целое,
форма продвинута вперед и повернута вправо-вверх (рис. 4-11).
Движение не прекращается, используя форму шагнуть вперед, изо всех
сил выпрямить поясницу вперед, корпус отклоняется назад, правая пятка
отрывается от земли, положение ладоней не изменяется (рис. 4-12).
Из предыдущего положения когда изгиб прямого корпуса в пояснице
дойдет до предела прилагая силу поясницей на месте перевернуться
назад (рис. 4-13, 4-14).
Из предыдущего положени руки возвращаются накапливая усилие,
пользуясь ситуацией ноги одновременно отпрыгивают назад, правая стопа
с силой топает по земле, одновременно ладони встряхивающим усилием
толкают вперед, образуется правая гунцзяньбу (рис. 4-15).
Тренировать на обе стороны.
Встать естественно, правая нога отставлена вправо (рис. 4-16).
Из предыдущего положения руки сжимаются в кулаки и слева идут вверх и
вправо-вниз с рубящим разбиванием, правый кулак обращен ладонной
стороной вверх, левый кулак обращен ладонной стороной вниз;
одновременно левая нога выполняет заднескрестный шаг позади правой,
правая нога согнута в колене, смотреть на правый кулак (рис. 4-17).
Из предыдущего положения выпрямить поясницу, распрямить колени,
обернуться на 360 градусов влево-назад, положение рук не меняется
(рис. 4-18).
Из предыдущего положения когда поворот достигнет предельной точки
накопить силу, левая нога с притоптыванием отступает, правая нога
следуя движению также отступает, кулаки одновременно из положения
сверху через стороны наносят сваливающие удары вперед, кулаки
обращены внутренними краями друг к другу, расстояние между кулаками
- ширина головы (рис. 4-19, 4-20).
Встать естественно, руки горизонтальны, центры ладоней обращены
вперед.
Все тело расслабляется, прилагая силу поясницей встряхнуться, словно
лошадь трясет гривой (рис. 4-21).
Встать в правую сюйбу, вытянуть вперед руки, расслабить плечи,
свесить локти, центр правой ладони обращен влево, центр левой ладони
обращен вниз (рис. 4-22).
Из предыдущего положения прилагая силу верхней частью позвоночника
резко утянуть назад правое плечо, резко переслать вперед левое плечо.
Таким образом заднее плечо стало передним плечом. Правая рука следуя
утягиванию назад правого плеча создает осаживающее усилие назад,
поворачивается вокруг своей оси внутрь, центр ладони обращается
наружу; левая рука следуя подаче левого плеча вперед поворачивается
вокруг своей оси наружу, центр ладони обращается вверх, задняя рука
стала передней рукой. Бедра также соответственно идут назад и вперед,
заднее бедро становится передним бедром, помогая форме и
координируясь с усилием. В ногах также соответственно меняется пустое
и наполненное (рис. 4-23, 4-24).
Встать в большую мабу, руки подняты горизонтально в стороны, центры
ладоней обращены вниз (рис. 4-25).
С силой вытянуть правое плечо, центр тяжести смещается на правую
ногу, правая рука изо всех сил переворачивается наружу, центр ладони
обращается вверх, с внешним ребром ладони в качестве ведущей стороны
вытянуть руку и повернуть ее вокруг своей оси. Ладонь задней руки
переворачивается внутрь, центр ладони переворачивается вверх, ведущая
сторона - внутреннее ребро ладони, заднее плечо изо всех сил
вытягивается назад, смотреть на правую руку. Руки - головы
драконов, плечи - драконьи хвосты, которые сплетаются друг с другом
(рис. 4-26).
Затем таким же образом повернуться влево (рис. 4-27).
Конечно же, в багуачжан очень много методов закалки поясницы и плеч,
здесь приведено лишь несколько примеров. Однако практика показывает:
если хорошо натренировать вышеописанные "пять способов" и "два
метода", то с их помощью можно эффективно развить возможности
поясницы и плеч.
(4)Повернуться влево и сдернуть влево
(5)Спрятать цветок под листком (справа)
(6)Шаг и скручивание поясницы
(7)Скрутившись в пояснице рубануть по вертикальному кругу
(влево)
2.Черепаха и змея состязаются в плавании
(1)Исходное положение
(2)Повернуть поясницу и бедра
(3)Повернуть поясницу и сменить стороны
3.Удав-оборотень переворачивает туловище
(1)Исходное положение
(2)Шагнуть вперед и выпрямить поясницу
(3)В предельной точке перевернуть корпус
(4)Отступить с толчком вперед
4.Пышный петух топорщит перья
(1)Исходное положение
(2)Заднескрестный шаг и переворот с разбиванием
(3)Выпрямить поясницу и обернуться корпусом
(4)Отступить с парным сваливающим ударом
5.Дикая лошадь трясет гривой
(1)Исходное положение
(2)Расслабить поясницу и встряхнуться
Два метода тренировки плеч для саньшоу
1.Затянуть руки и осадить плечи
(1)Исходное положение
(2)Осадить плечи и урегулировать бедра
2.Два дракона сплелись хвостами
(1)Исходное положение
(2)Вытянуть плечи и повернуть вокруг своих осей руки