Существует очень мало старых документов о китайских боевыхискусствах. Мы можем найти записи о боевой подготовке, о силачах, опоединках на помостах, но почти не можем обнаружить записей оконкретных стилях. Это связано со многими причинами. Во-первых,стилей было много, и непосвященные их не различали, а простоименовали единообразно "боевым искусством". Во-вторых, не было такойпрофессии - "мастер ушу". Занятия боевым искусством не были тем, чемлюди зарабатывали себе на жизнь. Поэтому узнать, что человекзанимался боевым искусством обычно можно либо если он оставил послесебя целую школу, либо если это было связано с его профессией(например, если он работал охранником караванов). В-третьих,подавляющее большинство китайцев всегда было неграмотно, и вестикакие-то исторические записки всегда было весьма трудным занятием.Потому история стиля обычно не записывалась, а передавалась устно изпоколения в поколение. При этом она обрастала легендами, что-тотерялось, что-то перекраивалось. Так было и с багуачжан.

Легенда о Фэн Кэшане

Во многих книгах по багуачжан можно встретить утверждение, что этимстилем занимался Фэн Кэшань, лидер крестьянского восстания УченияНебесного Порядка, поднятого в 1813 году в районах И, Лу и Юйпровинции Хэбэй. Опирается это утверждение на следующий отрывок изкниги "Лань И Вай Чуань", глава "Записки об усмирении мятежа", изданав 1818 году:

Фэн Кэшань, из уезда Хуасянь что в провинции Хэнань, смолоду обладалбольшой физической силой, у Тан Хэнлао из деревни Чжучжаоцунь уездаХуасянь изучил боевое искусство, был силен в верховой стрельбе излука, мастерски владел копьем. В год дин-сы правления под девизомЦзяцин Ван Сян из Цзинина, что в провинции Шаньдун, обучил Фэн Кэшанякулачным методам, Кэшань полностью постиг это искусство, в рукопашномбою несколько десятков человек не могли к нему приблизиться. Вовторой месяц весны года гэн-у муж сестры его жены, управляющийскладами уезда Хуасянь Ню Лянчэнь увидел, что в кулачных методахКэшаня есть "шаг восьми мест". Лянчэнь сказал: "Твой шаг словнокоординируется с восемью триграммами". "Как это узнано?" - спросилКэшань. "Я изучаю триграмму `кань'", - сказал Лянчэнь. "А я -триграмму `ли'", - сказал Кэшань. "Ты - ли, я - кань, нас двое, ли икань лежат в диаметрально противоположных дворцах, кажждый тренируетто, что он может тренировать", - подытожил Лянчэнь.
(перевод - С.Л.Березнюк)

Упоминания о "шаге восьми мест", "триграмме ли" и "триграмме кань"большинство авторов считало вполне достаточным основанием, чтобыутверждать, что Фэн Кэшань занимался если уж не багуачжан, токаким-то его прототипом. Однако в 1980-х годах за исследование взялсямастер стиля мэйхуачжуанцюань Хань Цзянчжун. Его внимание привлеклислова "шаг восьми мест" - дело в том, что это в точности названиеодного из канонических способов передвижения мэйхуачжуанцюань. Он неполенился обратиться в архивы. Среди "Докладных записок канцеляриибоевых заданий" в хранилище архивных документов династий Мин и Цинбыли обнаружены записи показаний арестованных участников восстания, вчастности - того самого Тан Хэнлао, который был учителем Фэн Кэшаня.В частности, он говорил: "Я родом из деревни Чжучжаоцунь, что в 20 лик юго-востоку от Хуасянь, лет мне 61, родители умерли, жену взял изсемьи Ду, старший сын - Тан Хуэйюань, второй сын - Тан Куйюань.Открыл в доме аптеку, чем и кормился, тренировал мэйхуацюань. Впервый месяц пятого года правления под девизом Цзяцин одноуездник ФэнКэшань решил изучать боевое искусство и пошел ко мне в ученики..."Таким образом, у Тан Хэнлао Фэн Кэшань изучал мэйхуацюань(сокращенное название от мэйхуачжуанцюань). В показаниях другогоучастника восстания, Ли Идэ, имеются слова: "на второй день Сун Юэлунс Фэн Кэшанем пришли ко мне, мы опять говорили о приемах, речь шла оверхнем уровне, среднем уровне, нижнем уровне..." Конечно, вбагуачжан есть тренировка на трех уровнях, но вот в мэйхуачжуанцюаньтехника разделяется на приемы верхнего уровня, приемы среднего уровняи приемы нижнего уровня. Показания прочих бунтовщиков позволяютприйти к выводу, что "восемь триграмм", "триграмма кань", "триграммали" и прочий антураж относились скорее к теоретической и религиознойбазе восстания, чем к боевой технике. Таким образом можно считатьдоказанным, что Фэн Кэшань к истории багуачжан отношения не имеет.

Инь-ян багуачжан Тянь Хуэя

В книге В.В.Малявина "Багуачжан, или Ладони восьми триграмм" сказано:

В начале 80-х годов некий житель Пекина по имени Тянь Хуэй (нынепокойный) объявил, что является преемником "подлинного" стилябагуачжан, существовавшего в провинции Шаньси еще с XVI века. Наповерку, однако, заявления Тянь Хуэя оказались чистой мистификацией,а изданная им книга об искусстве багуачжан - не более чемпроизвольным перетолкованием существующей традиции.

Таинственный даос

Согласно наиболее общепринятой версии, Дун Хайчуань изучил багуачжанв горах Цзюхуашань в провинции Аньхой у некоего даоса. В книге ЯнЦзюньмина, Лян Шоуюя и У Вэньцина "Багуачжан" относительно негоимеются следующие сведения:

В нашем распоряжении есть несколько документов, в которых сообщается,что мастер Дун Хайчуань научился багуачжан у даоса по имени ДунМэнлинь на горе Цзюхуа (провинция Аньхой). В даосских кругах ДунМэнлиня еще называли Хуангуань даожэнь ("Даос в желтой шапке"), а вкругах ушуистов - Би Дэн Ся ("Рыцарь голубой лампы") или Би Чэн Ся("Рыцарь голубой ясности"). Он обучил багуачжан трех учеников: ДунХайчуана, Ли Чжэньцина и Би Юэся. Из этих трех Дун Хайчуань былнаиболее известен и подготовил больше учеников. Поэтому иисторических свидетельств о нем побольше.

К сожалению, в книге не указано, что за "несколько документов"имеются в виду. Согласно приведенным генеалогическим схемам, передачатрадиции вне Дун Хайчуаня шла по следующим линиям:

01 Ли Чжэньцин      02 Жэнь Чжичжэн      02 Сяо Хайбо      02 Сюй Цзинтянь      02 Лю Баочжэнь	    03 Хэй Лю	    03 Лю Лаоцин	    03 Го Юньшэнь		  04 Ван Шутянь		  04 Го Чжэнья		  04 Чжан Сянъю 01 Ма Юнчэн (Би Юэся)       02 Сун Вэйи	      03 Го Цифэн		    04 Ли Цзиньлинь		          05 Го Шуфань	      03 Чжан Сянь		    04 Ли Инъан

Однако тогда становится непонятным, почему, к примеру, Го Юньшэньдрался с Дун Хайчуанем, если он уже знал, что такое багуачжан. ГоЧжэнья в своей книге "Багуа дао" в качестве передатчика традиции отЛю Баочжэня указывает не Го Юньшэня, а своего отца Го Мэншэня, а ЛюБаочжэнь по его словам учился и у Дун Хайчуаня и т.д.

Дун Хайчуань

Письменно зафиксированная история багуачжан начинается с ДунХайчуаня, поэтому его обычно называют основоположником. Существуютбольшие разногласия относительно года его рождения - называют 1779,1797 и 1813; однако все сходятся, что умер он в 1882. Большинствокниг пишет, что он родился в деревне Чжуцзяу уезда Вэньань провинцииЧжили (ныне - провинция Хэбэй), однако встречается упоминание, чтородился он в уезде Хундун провинции Шаньси. С детства он обожалбоевые искусства, долгое время странствовал в поисках живущих в глушимастеров, и на горе Цзюхуашань в провинции Аньхой повстречал даоса,который обучил его искусству "поворачивания ладоней в движении покругу". В 1862 году Дун Хайчуань прибыл в Пекин, сначала служил вЗапретном городе, а потом перебрался на должность посыльного врезиденции Великого князя Су. Согласно легенде, случайно князьобнаружил, что его слуга является крупным мастером боевых искусств, итому пришлось открыть преподавание. Так и началось распространениебагуачжан.

Подробнее историю Дун Хайчуаня можно прочитать в статье Сунь Баоиня и Ли Ванхуа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Сайт управляется системой uCoz