Объяснение иллюстраций к движениям "багуа дао"

  1. В этом таолу требуется, чтобы приём перетекал в приём, плотно и без пауз, его исполнение подобно плывущим облакам или текущей воде, оно выполняется единым движением. Для лучшего понимания к каждому движению даётся отдельное пояснение.
  2. Движение обычно описывается снизу вверх: перемещение, движение корпуса, действия рук, взгляд. Наличие иероглифов "одновременно" требует, чтобы верх и низ действовали одновременно и были полностью согласованы.
  3. Направления движений отсчитываются от положения корпуса. Какие бы ни шли трансформации, всегда направление, куда корпус обращён грудью, считается передним (в начальной позиции условно принимаемым за юг), направление, куда корпус обращён спиной - задним (север), левым боком - левым (восток), правым - правым (запад). В начальной позиции лицо обращено на юг, движения идут влево и вправо - то по восьмёрке, то по окружности, то по прямой.
  4. Для разъяснения направлений движений приведены "Схема маршрута багуа дао" и "Развёрнутая схема движений багуа дао". Начальная и завершающая формы исполняются в одной и той же точке.
  5. Исполнение таолу занимает 1мин.-1мин.10сек.

Иллюстрации и объяснение движений "багуа дао"

Циши

Встать прямо лицом вперёд (на юг); руки свисают вниз, пальцы левой руки естественно разведены,пальцы направлены вниз, большой и указательный пальцы правой руки плотно обхватывают рукоять меча у гарды, остальные пальцы расслаблены, остриё меча направлено вперёд-вниз; смотреть горизонтально вперёд (рис. 1).

Важные пункты: голова должна быть вертикальна, подбородок подтянут внутрь, сомкнуть губы и стиснуть зубы, язык упирается в верхнее нёбо, плечи расслаблены, грудь подобрана, спина натянута, поясница чуть оседает вниз, цзин и шэнь пронизывают насквозь.

1.Дяодао ши

Правая нога шагает вправо-вперёд на расстояние чуть большее ширины плеч, и слегка сгибается в колене; одновременно правая рука поднимается вверх до положения справа-спереди-сверху от головы, лезвие обращается вперёд, остриё клинка направлено влево-вниз, слегка согнутая в локте левая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, левая кисть идёт по дуге назад и вверх и от левого плеча толкает вправо-вперёд, пальцы направлены вверх, центр ладони обращён вправо-вперёд; смотреть на остриё (рис. 2).

Важные пункты: шаг вперёд, извлекание меча и толчок ладонью должны быть полностью согласованы, нужно вдохнуть носом и опустить ци в даньтянь, указательный палец левой руки выпрямлен, средний, большой и безымянный сжимают, центр кисти опустошён.

2.Еди цзанхуа

Левая нога слегка сгибается в колене, грудь подбирается, поясница поворачивается вокруг своей оси влево; одновременно левая рука поворачивается вокруг своей оси наружу и чуть втягивается, следуя движению взмахивает влево-вверх до положения слева-сверху от головы, центр ладони обращён вправо-вперёд-вверх, правая рука слегка опускается вниз, следуя движению спинка клинка скользит вдоль левых рёбер пронизывая влево-назад, остриё направлено влево-назад; смотреть на остриё (рис. 3)

Важные пункты: сгибание ноги, поворот поясницы вокруг своей оси, обёртывание грудью, приподнимание руки и опускание меча осуществляются одновременно и полностью согласованы.

3.Тоцю ши

Движение не прекращается, используя подошвы в качестве осей вращения корпус поворачивается вокруг своей оси влево, ноги сгибаются в коленях и полуприседают образуя левую сюйбу (вес тела смещён назад, на правой ноге 70% веса, на левой - 30%, далее - аналогично); одновременно правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу толкает мечом влево-вперёд, позволяя острию по дуге пронизывать влево-вперёд и указать влево-вперёд (на юго-восток), рука слегка согнута в локте и находится на уровне плеча, кисть обращена ладонной стороной вверх, левая рука поворачивается следуя движению корпуса и приподнимает слева-спереди-сверху; смотреть на остриё (рис. 4).

Важные пункты: поясница изо всех сил скручивается влево, поясница толкает плечи, плечи толкают руки, сила достигает острия меча; правая кисть и правый локоть координируются с левой стопой и левым коленом.

4.Тоцю синбу

Левая нога движется вперёд (т.е. стопа чуть смещается вперёд), заворачиваясь при этом внутрь, тут же правая стопа шагает влево-вперёд (на северо-запад), носок разворачивается наружу, так ступая по S-образной траектории делается пять шагов; положение корпуса не меняется; взгляд поворачивается вслед за мечом (рис. 5).

Важные пункты: при передвижении центр тяжести держится стабильно, раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы, шаги делаются длинными.

5.Синбу еди цзанхуа

Правая нога делает шаг вперёд (на восток), носок разворачивается наружу; корпус поворачивается вправо (лицом на юг); правая рука отбрасывает меч вправо-назад за затылок, кладя его на плечи, остриё направлено влево, лезвие обращено назад; левая рука поворачиваясь вокруг своей оси внутрь толкает наружу (на северо-восток); левая нога делает шаг влево-вперёд, носок разворачивается наружу, затем шагает правая нога заворачивая носок внутрь; правая рука поднимая меч вверх выполняет обёртывание затылка, следуя движению остриё из-под левой подмышки по спиралевидной траектории пронизывает влево-вниз, левая рука не двигается; смотреть на остриё (рис. 6).

Важные пункты: при отбрасывании меча поясница как можно больше поворачивается вокруг своей оси вправо, при пронизывании мечом надо вобрать грудь и опустить левое плечо, чтобы пройти спинкой клинка вплотную к подмышечной впадине, верх и низ согласованы, движение выполняется быстро и с силой.

6.Тоцю ши

Корпус поворачивается влево (обращаясь лицом на юго-запад), одновременно правая рука продолжает пронизывать мечом по дуге влево(на юг)-вперёд(на запад), остриё клинка указывает на северо-запад, левая рука приподнимает слева-спереди от головы образуя форму приподнимания мяча (рис. 7).

Важные пункты: поясница изо всех сил скручивается влево, поясница толкает плечи, плечи толкают руки, сила достигает острия; правая рука и правый локоть координируются с левой стопой и левым коленом.

7.Тоцю синбу

Левая нога движется вперёд, заворачиваясь при этом внутрь, тут же правая нога делает шаг вперёд, разворачиваясь при этом наружу, ступая по S-образной траектории ноги делают пять шагов; руки неподвижны; взгляд поворачивается вслед за мечом (рис. 8).

Важные пункты: при передвижении центр тяжести держится стабильно; раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы, шаги делаются более длинными.

8.Юлун сишуй

(1)Движение не прекращается, правая нога делает шаг (лицо обращено на северо-запад) слегка сгибаясь в колене; правая рука тянет меч к правой стороне корпуса и проведя им по дуге назад, вверх и вперёд рубит перед животом, левая ладонь слева-сверху идёт по дуге вниз и внутрь к груди, и продолжая движение пронизывает вперёд-вверх, центр ладони обращён вверх, пальцы направлены вперёд; смотреть на левую руку (рис. 9).

(2)Движение не прекращается, левая нога делает шаг, носок разворачивается наружу; правая рука продолжает оттягивать меч назад, левая рука слегка согнута в локте, левая ладонь взмахивает наружу; продолжая движение правая нога делает шаг, носок заворачивается внутрь, одновременно держащая меч правая рука выполняет обматывание головы и кладёт меч на плечи, рука чуть согнута в локте, лезвие обращено вверх, остриё направлено влево (лицо обращено на юг), левая рука опускаясь вниз оттягивается к правому плечу и тут же поворачиваясь вокруг своей оси внутрь толкает ладонью, центр ладони обращается наружу, пальцы направляются вверх; смотреть на остриё (рис. 10). (3)Движение не прекращается, левая нога делает шаг, затем правая нога делает шаг влево-вперёд; одновременно держащая меч правая рука совершает горизонтальное перешибание по дуге сзади вправо; положение левой руки не меняется, она поворачивается следуя корпусу; смотреть на остриё (рис. 11). (4)Движение не прекращается, держащая меч правая рука поворачивается вокруг своей оси внутрь и перерубает мечом перед грудью, спинка клинка оказывается вплотную к левой подмышке; левая ладонь толкает наружу; смотреть на остриё (рис. 12).

Важные пункты: при "высматривании меча" корпус должен раскрыться, при "обматывании головы" нужно изо всех сил вобрать грудь, согнуть ноги, быстро повернуться вокруг своей оси, раскрывания и смыкания отчётливы, ритм ясный; шаги должны быть быстрыми, движения - полностью согласованными.

9.Тоцю ши

Левая нога делает шаг вперёд (на северо-запад), корпус поворачивается вокруг своей оси влево, ноги сгибаются в коленях до полуприседа образуя левую сюйбу; одновременно держащая меч правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, остриё идёт по дуге влево-вперёд и пронизывает указывая на юго-восток, рука чуть согнута в локте и находится на уровне плеч, кисть обращена ладонной стороной вверх, положение левой руки не меняется, она следует вращению корпуса; смотреть на остриё меча (рис. 13).

Важные пункты: поясница изо всех сил скручивается влево, поясница толкает плечо, плечо толкает кисть, сила достигает острия; правая кисть и правый локоть взаимно координируются с левой стопой и левым коленом.

10.Тоцю синбу

Левая нога делает шаг влево-вперёд, носок разворачивается наружу, правая нога следуя движению делает шаг, носок разворачивается наружу, положение корпуса остаётся без изменений, перемещаясь по дуге сделать вперёд четыре шага.

Важные пункты: при передвижении центр тяжести держится стабильно, раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы, изо всех сил увеличивать длину шага.

11.Липи хуашань

Левая нога делает шаг вперёд и чуть сгибаясь в колене полностью становится на землю, одновременно держащая меч правая рука идёт вниз, назад, вверх и вперёд, совершая рубящее движение по вертикальному кругу, и следуя движению оттягивается к внешней стороне правого бедра, клинок горизонтален, остриё направлено вперёд, левая рука пронизывает вперёд вдоль спинки клинка, центр ладони обращён вверх, ладонь на уровне плеч; смотреть на левую руку (рис. 14).

Важные пункты: меч идёт по вертикальному кругу, рубка непрерывно переходит в оттягивание.

12.Фэнхуан хуэйво

(1)Повернуться на 180 градусов вправо-назад на левой пожошве и правой пятке (обращаясь лицом на запад) образуя правую гунбу; одновременно держащая меч правая рука следуя вращению корпуса выполняет назад поднимание мечом, когда меч поднимается до горизонтали рука поворачивается вокруг своей оси наружу, обращая лезвие вниз, левая рука поворачивается вокруг своей оси внутрь, горизонтально поднятая влево-назад, кисть обращается ладонной стороной вниз, взгляд следует повороту меча (рис. 15).

(2)Движение не прекращается, левая нога делает шаг вперёд, корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на восток), согнутая в колене правая нога поднимается вверх, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу на уровне колена, одновременно держащая меч правая рука быстро оттягивает его и выполняет назад поднимание мечом, следуя вращению корпуса правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу и вспарывает вверх, кладя меч горизонтально на правое плечо, лезвие обращается вверх, левая кисть размещается у правого запястья; смотреть на правую руку (рис. 16).

(3)Разворачивая колено наружу правая нога ставится на землю, используя правую подошву в качестве оси вращения развернуться на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на запад), левая нога поднимается вверх сгибаясь в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу; одновременно держащая меч правая рука колет вправо-вперёд-вверх, лезвие обращено вперёд-вниз, левая рука приподнимает по диагонали влево-вверх, центр ладони обращён вверх; смотреть на остриё (рис. 17).

Важные пункты: четыре фазы - поднимание мечом и поворот корпуса, оттягивание меча и шаг вперёд, вспарывание мечом и подъём колена, укол мечом и смена сторон - должны выполняться слитно и непрерывно, единым движением; при уколе корпус должен полностью раскрыться, действовать надо быстро и с силой.

13.Цзямаши аньдао

Левая нога ставится на землю впереди, корпус поворачивается на 90 градусов вправо (обращаясь лицом на север), ноги сгибаются в коленях до полуприседа образуя позицию сидящего на лошади; держащая меч правая рука следуя приседанию выполняет нажимание мечом перед животом, левая рука из положения слева-сверху проходит перед корпусом и нажимает вниз у правого запястья; смотреть на остриё (рис. 18).

Важные пункты: в позиции сидящего на лошади оба носка направлены прямо вперёд, колени заворачиваются внутрь, вобрать грудь и натянуть спину; нажать мечом нужно быстро.

14.Дяодао ши

Левая нога распрямляется в колене образуя правую гунбу; держащая меч правая рука извлекающим движением поднимает его вправо-вверх, рукоять чуть выше головы, лезвие обращено наружу, остриё направлено по диагонали влево-вниз, левая ладонь толкает вперёд; смотреть на остриё (рис. 19).

Важные пункты: извлечение меча и толчок ладонью должны быть полностью согласованы, носом вдохнуть воздух, ци опускается в даньтянь, указательный палец левой руки выпрямлен вертикально, средний, большой и безымянный сжимают, центр кисти опустошён.

15.Еди цзанхуа

Используя стопы в качестве осей вращения корпус поворачивается влево; держащая меч правая рука чуть опускается вниз, следуя движению спинка клинка скользит вдоль левых рёбер пронизывая назад-вниз, следуя повороту корпуса левая рука взмахивает по горизонтали влево, центр ладони обращён вправо; смотреть влево-вперёд-вниз (рис. 20).

Важные пункты: поворот корпуса, скручивание поясницы, обёртывание грудью и пронизывание мечом должны быть непрерывными и полностью согласованными.

16.Тоцю ши

Движение не прекращается, корпус скручивается влево, ноги сгибаются в коленях до полуприсела образуя левую сюйбу; одновременно держащая меч правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, меч пронизывает по дуге влево-вперёд указывая на северо-запад, рука чуть согнута в локте, меч на высоте плеч, кисть обращена ладонной стороной вверх, левая рука следует повороту корпуса; смотреть на остриё (рис. 21).

Важные пункты: поясница изо всех сил скручивается влево, поясница толкает плечо, плечо толкает руку, сила достигает острия; правая кисть и правый локоть взаимно координируются с левой стопой и левым коленом.

17.Тоцю синбу

Положение корпуса не меняется, левая нога подшагивает вперёд, по дуге сделать вперёд четыре шага (как в движении 10).

Важные пункты: при передвижении центр тяжести держится стабильно, раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы, изо всех сил увеличивать длину шага.

18.Куйдао ши

Левая нога делает шаг; одновременно держащая меч правая рука оттягивается назад, проходит справа от корпуса, идёт назад, вверх и рубит вперёд, после чего оттягивается к пояснице, остриё направлено вперёд, лезвие обращено вниз, левая рука пронизывает-приподнимает вверх вдоль спинки клинка; смотреть на остриё (рис. 22).

19.Пэндао ши

Правая нога делает шаг вперёд, следуя движению левая нога делает шаг вперёд; одновременно корпус чуть отклоняется назад; держащая меч правая рука совершает обматывание головы и пройдя справа выполняет горизонтальное перешибание вперёд до положения перед грудью (лицо обращено на запад), левая рука идёт по дуге вниз, влево и вперёд, оказываясь у правого запястья; смотреть на остриё (рис. 23).

Важные пункты: во время обматывания головы корпус чуть-чуть отклоняется назад, спинка клинка проходит вплотную к корпусу; при держании меча двумя руками корпус изо всех сил подаётся вперёд, но гунбу не должна быть слишком низкой; при движении верх и низ должны быть полностью согласованы.

20.Мэнху хуэйшоу

Используя левую подошву в качестве оси вращения повернуться на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на восток); правая нога поднимается вверх сгибаясь в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу на высоте не выше колена; держащая меч правая рука поворачивается вокруг своей оси внутрь совершая поперечное вытирающее движение перед грудью, лезвие обращено вперёд, левая рука не отделяется от спинки клинка, следуя движению совершается толчок вперёд, пальцы направлены вверх (рис. 24).

Важные пункты: поворот корпуса, подъём колена, скручивание поясницы и вытирание мечом должны осуществляться одновременно и полностью согласованно, в обороте надо проявить притворный испуг и резкую скорость.

21.Шуньшуй туйчжоу

Правая нога ставится на землю, сделать по прямой вперёд два шага; положение толкания мечом не изменяется.

Важные пункты: перемещение должно быть быстрым и устойчивым.

22.Куйдао ши

Шагнуть левой ногой, одновременно правая рука оттягивает меч к животу, поворачивается вокруг своей оси наружу и идёт назад и вперёд, выполняя рубящее движение, левая рука приподнимает-пронизывает вперёд-вверх, центр ладони обращён вверх; смотреть на левую руку (рис. 25).

Важные пункты: оттягивание меча должно быть полностью согласовано с пронизыванием-приподниманием левой рукой, вес тела на правой ноге, левая стопа полностью стоит на земле.

23.Гуолян дао

Корпус поворачивается вправо (обращаясь лицом на юг), ноги слегка сгибаются в коленях; держащая меч правая рука поднимается снизу вверх, меч располагается горизонтально, не отрывая спинки клинка от плеча махнуть мечом над головой горизонтально вправо и положить его на плечи, лезвие обращено вверх, остриё направлено назад, левая кисть проходит мимо поясницы и приподнимает наружу, центр ладони обращён вверх, пальцы направлены наружу, рука симметрична правой руке; смотреть на правую руку (рис. 26).

Важные пункты: горизонтальный взмах правой рукой с мечом вправо осуществляется одновременно с поворотом корпуса, они должны быть полностью согласованы.

24.Байма цети

(1)Левая нога распрямляется, носок разворачивается наружу, правая нога поднимается вверх сгибаясь в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу, следуя движению корпус поворачивается влево-назад на 135 градусов (обращаясь лицом на северо-восток); одновременно держащая меч правая рука идёт сметающим движением влево-вниз и выполняет поднимание мечом, кисть переворачивается (обращаясь ладонной стороной назад) и поднимается вправо-вверх, остриё направлено по диагонали вперёд-вниз, лезвие обращено вперёд, левая рука следуя повороту корпуса немного опускается вниз; смотреть на кончики пальцев левой руки (рис. 27).

(2)Согнуть левую ногу в колене и присесть, правая нога ставится на землю образуя половинную позицию сидения на лошади; правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, остриё направляется назад, и тут же делается рубяще-рассекающее движение мечом назад-вниз у внешней стороны правой ноги, лезвие обращено вниз, меч находится на высоте правого колена, левая рука размещается у правого запястья, смотреть на клинок (рис. 28).

Важные пункты: поднимание и рассекание должны идти непрерывно и согласовано, быстро и с силой.

25.Фуюнь чжэдин

(1)Левая нога делает шаг вперёд (на север); держащая меч правая рука выполняет сметание вперёд до положения перед грудью (формируя "пэндао ши"), положение левой руки не меняется; смотреть на остриё (рис. 29, 29 - вид сбоку).

(2)Вес тела смещается назад; левая нога распрямляется; корпус отклоняется назад, качнуть грудью и послать таз; локти разводятся наружу (рис. 30).

(3)Продолжая предыдущее движение держащая меч правая рука используя запястье в качестве оси вращения совершает оборот перед лицом (против часовой стрелки), выполняя меч разгоняющий облака, левая рука идёт по горизоннтальному кругу наружу, вперёд и внутрь, держась у правого запястья; корпус выпрямляется; взгляд следует вращению меча (рис. 31).

Важные пункты: вышеописанные три фазы должны быть непрерывными и согласованными, при выполнении меча разгоняющегог облака корпус изо всех сил отклоняется назад, позволяя мечу совершить горизонтальный оборот перед лицом.

26.Фуюнь гайдин

(1)Ноги не двигаются, держащая меч правая рука не останавливается, корпус отклоняется назад; выполняется обратный оборот мечом - по часовой стрелке, левая кисть толкает наружу; корпус возвращается на место; смотреть вперёд (рис. 32).

(2)Используя левую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается вправо-назад, левая нога чуть согнута в колене, правая нога поднимается сгибаясь в колене, стопа не выше уровня колена, образуется позиция толкания меча на одной ноге (лицо обращено на юго-восток); держащая меч правая рука следуя вращению корпуса затягиванием выполняет горизонтальное вытирание, левая рука не отделяясь от меча толкает наружу; смотреть на клинок (рис. 33).

Важные пункты: поясницей тянуть меч, поворот корпуса с толчком мечом должен быть резким и быстрым.

27.Эрлан даньшань

(1)Правая нога ставится на землю справа-сзади (на западе), левая нога следуя движению шагает с заворотом вовнутрь (на северо-запад); корпус поворачивается вокруг своей оси на 270 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на северо-запад); держащая меч правая рука следует повороту корпуса, позволяя мечу отлететь по горизонтали вправо-назад, и поворачивается вокруг своей оси наружу кладя меч на плечи, левая ладонь толкает влево, центр ладони обращён влево, пальцы направлены вверх; смотреть на правую руку (рис. 34).

(2)Правая нога делает раскрывающийся шаг вправо, корпус поворачивается на 90 градусов вправо (лицо обращается на восток); левая нога шагает (на восток) с заворротом вовнутрь, подошва становится осью вращения, правая нога поднимается сгибаясь в колене, стопа оттягивается на себя разворачиваясь носком наружу, корпус поворачивается вокруг своей оси на 270 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на север); тут же правая нога опускается на востоке, положение рук и меча на плечах не меняется: смотреть на правую руку (рис. 35).

(3)Непрерывно сделать ещё два оборота как в (2).

Важные пункты: шаг левой ногой изо всех сил заворачивается внутрь, при раскрывающемся шаге подъём колена с раскрыванием наружу и поворот поясницы осуществляются одновременно, вращение быстрое, центр тяжести стабилен.

28.Шицзы яотоу

(1)Левая нога шагает влево (лицо обращено на север); корпус и поясница поворачиваются вправо, наклонить голову и вобрать грудь; левая рука идёт по дуге вверх, вправо (на северо-восток) и вниз к животу, правая рука всё так же держит меч; смотреть вниз (рис. 36).

(2)Выполнить еди цзанхуа и тоцю ши (рис. 37).

Важные пункты: левая рука давит вниз, вобрать грудь и наклонить голову, поворот и надавливание должны быть как можно большими.

29.Лунсин ляодао
(ляодао ши)

(1)Корпус немного поворачивается влево, держащая меч правая рука рубит влево-назад; левая нога подшагивает вперёд, правая нога делает шаг на север, носок разворачивается наружу, левая нога тут же шагает вперёд, носок заворачивается внутрь; одновременно держащая меч правая рука следуя шагам идёт вниз, вперёд и вправо-вверх поднимающим движением, лезвие обращено вверх, кисть обращена ладонной стороной наружу (на север), левая рука чуть подтягивается внутрь, нажимая вниз, а затем пронизывает приподнимая верх; взгляд следует ходу меча; так делается поднимание мечом слева (рис. 38).

(2)Движение не прекращается, левая нога делает шаг, носок разворачивается наружу, правая нога делает шаг, носок заворачивается внутрь, левая нога шагает на запад, носок разворачивается наружу; одновременно правая рука идёт назад, вниз, вперёд и вверх, поднимая мечом перед головой, лезвие обращено вверх, остриё направлено на юго-запад; левая рука идёт обматывающим движением по дуге вниз, перед грудью влево и верх; взгляд следует движению меча; так делается поднимание мечом справа (рис. 39).

(3)Вновь сделать поднимание мечом слева, как на рис. 38. При выполнении трёх подниманий мечом перемещение идёт по S-образной линии.

Важные пункты: шаг и поднимание мечом выполняются одновременно и полностью согласованно; во время поднимания мечом меч описывает сбоку вертикальный круг.

30.Чжэдао ши

Правая нога шагает вперёд, носок заворачивается внутрь, левая нога делает шаг, носок разворачивается наружу, правая нога вновь делает шаг; корпус поворачивается влево-назад на 270 градусов (обращаясь лицом на восток); держащая меч правая рука следуя шагу правой ногой идёт назад, вниз, дойдя до уровня поясницы идёт вперёд и по горизонтали влево, сметая, и делает перерубание перед грудью, правая рука чуть согнута в локте, остриё направлено назад, лезвие обращено влево-вперёд, левая рука следуя повороту корпуса горизонтально взмахивает влево-назад; взгляд следит за мечом (рис. 40).

Важные пункты: взгляд следит за движением меча, поворот корпуса, сметание мечом и перерубание мечом должны идти непрерывно, быстро, с силой.

31.Тоцю ши

Левая нога делает шаг вперёд (на восток), правая стопа заворачивается внутрь; корпус поворачивается вокруг своей оси влево (выполняется еди цзанхуа), ноги сгибаются в коленях до полуприседа образуя сюйбу (лицо обращено на северо-восток); одновременно правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, позволяя острию пронизывать по дуге влево-вперёд и указать на юго-восток, рука чуть согнута в локте на уровне плеч, кисть обращена ладонной стороной вверх, левая рука следует скручиванию корпуса; смотреть на остриё (рис. 41).

Важные пункты: как у движения 3.

32.Тоцю синбу

Левая нога шагает влево-вперёд, носок заворачивается внутрь, правая нога шагает вперёд, носок разворачивается наружу, непрерывно сделать по дуге пять шагов; положение рук не меняется; смотреть на остриё (рис. 42).

33.Мопань дао

(1)Используя левую подошву корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на запад); правая нога поднимается вверх сгибаясь в колене, носок разворачивается наружу; следуя повороту корпуса правое запясьтье переворачивается внутрь, выполняя горизонтальное вытирание наружу-назад, лезвие обращено вперёд на уровне чуть выше плеч, левая кисть не отделяясь от спинки клинка толкает вперёд; смотреть на спинку клинка (рис. 43).

(2)Правая нога делает шаг разворачиваясь наружу, левая нога делает шаг заворачиваясь внутрь, правая нога вновь шагает с разворотом наружу, левая нога вновь шагает с заворотом внутрь, вновь следует шаг правой ногой (после пяти шагов лицо обращено на северо-восток), положение корпуса не меняется; взгляд следит за поворачиванием меча.

Важные пункты: раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы, центр тяжести стабилен, корпус изо всех сил скручивается вправо.

34.Яоцзы жулинь

(1)Левая нога делает шаг вперёд (на восток), корпус поворачивается вправо обращаясь лицом на юг; правая рука рубит назад-вниз, лезвие обращено назад (рис. 44).

(2)Ноги не двигаются; держащая меч правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу вспарывает вверх, лезвие обращается вправо (на запад), остриё направлено влево и по диагонали вверх, левая рука не двигается; смотреть на клинок (рис. 45).

(3)Движение не прекращается, держащая меч правая рука перевёрнутой рукой выполняет подвешивание вверх над головой, левая ладонь оттягивается к боку, центр ладони обращается вперёд, пальцы направлены влево; смотреть на остриё (рис. 46).

(4)Левая нога сгибается в колене, корпус как можно больше наклоняется влево; с остриём в качестве ведущей части правая рука пронизывает вниз и вправо вдоль внешней поверхности правой ноги; одновременно левая ладонь пронизывает влево-вверх; взгляд следует движению меча (рис. 47).

(5)Левая нога распрямляется, правая нога сгибается в колене; корпус немного поворачивается вправо; одновременно правая рука с мечом продолжает пронизывать вправо (на запад), продолжая движение правая нога распрямляется, правая рука поворачивается вокруг своей оси наружу, лезвие обращается вниз, левая рука не двигается; смотреть на остриё (рис. 48).

Важные пункты: корпус как можно больше отклоняется в сторону, при пронизывании мечом корпус изо всех сил наклоняется вперёд, правая рука пронизывает у поверхности земли, быстро и с силой.

35.Лунсин гуадао

(1)Правая форма подвешенного меча: вес тела смещается назад на елвую ногу, правая нога поднимается вверх сгибаясь в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу; держащая меч правая рука вспарывает до положения меча над плечом, левая рука сзади идёт по дуге вверх, вперёд и вниз и примыкает к правому запястью (рис. 49).

Правая нога ставится на землю сзади (на юго-востоке); держащая меч правая рука пронизывает назад-вниз, положение левой руки не меняется; смотреть на остриё (рис. 50).

Левая нога шагает вправо-вперёд (на северо-восток), носок разворачивается наружу; держащая меч правая рука продолжает подвешенным движением вести меч по дуге вниз, вверх и влево до положения перед головой, лезвие обращено вверх, остриё направлено влево (на северо-запад), положение левой руки не меняется; смотреть на остриё (рис. 51).

(2)Правая форма подвешенного меча: левая нога шагает разворачиваясь носком наружу, правая нога шагает влево-вперёд (на юго-запад), носок заворачивается внутрь, левая нога вновь делает шаг влево-вперёд, носок разворачивается наружу, правая нога вновь шагает влево-вперёд, носок заворачивается внутрь, четыре шага делаются по S-образной траектории; держащая меч правая рука ведёт остриё вниз, влево-назад и вверх подвешенным движением до положения над головой, положение левой руки не меняется; смотреть на остриё.

(3)Подвешивание меча справа: симметрично предыдущему движению.

Важные пункты: при подвешивании слева корпус скручивается влево, при подвешивании справа - вправо. Поясница тянет меч, меч идёт сбоку по вертикальному кругу, быстро и с силой, раскрывающиеся и заворачивающиеся шаги отчётливы.

36.Куйдао ши

Левая нога шагает влево-вперёд (на юго-запад); правая рука опускается вниз затягивая меч к животу, лезвие обращено влево (на юго-запад), остриё направлено по диагонали влево, левая рука пронизывает-приподнимает вверх вдоль спинки клинка; смотреть на левую руку (рис. 52).

37.Фэнхуан хуэйво

(1)Используя левую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад; правая нога поднимается вверх сгибаясь при этом в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу на высоте не выше колена; одновременно держащая меч правая рука следуя повороту корпуса выполняет обратное поднимание назад, рука тут же поворачивается вокруг своей оси наружу и вспарывает мечом над плечом, левая рука размещается у правого запястья, смотреть на правую руку (рис. 53).

(2)Правая стопа разворачиваясь наружу ставится на землю, используя правую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на запад), левая нога поднимается вверх сгибаясь при этом в колене, носок оттянутой на себя стопы развёрнут наружу; одновременно держащая меч правая рука колет по диагонали вверх, лезвие обращено вперёд, левая ладонь приподнимает влево-вверх; смотреть на остриё меча (рис. 54).

38.Цзямаши аньдао

Левая нога ставится на землю, корпус поворачивается на 90 градусов вправо, ноги сгибаются в коленях до полуприседа образуя позицию сидящего на лошади; правая рука следуя оседанию тела размещается над правым запястьем; смотреть на остриё (рис. 55).

39.Дяодао ши

Левая нога распрямляется, правая - чуть согнута в колене; одновременно держащая меч правая рука выполняет извлечение меча вправо-вверх чуть выше головы, лезвие обращено вперёд, остриё направлено по диагонали влево-вниз, левая рука от спинки клинка толкает вправо-вперёд, центр ладони обращён вперёд, пальцы направлены вверх (рис. 56).

40.Еди цзанхуа

Ноги чуть сгибаются в коленях, грудь подбирается, поясница скручивается влево; левая рука поворачивается вокруг своей оси наружу и слегка втягивается, следуя повороту корпуса взмахивает влево до положения над левым плечом, центр ладони обращён вверх, пальцы направлены вперёд, правая рука немного опускается, следуя движению спинка клинка скользит вдоль левых рёбер и пронизывает влево-назад, остриё направлено влево-назад; смотреть на остриё (рис. 57).

41.Тоцю ши

Используя подошвы в качестве осей вращения корпус поворачивается влево, ноги сгибаются в коленях до полуприседа образуя сюйбу; одновременно правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу толкает влево-вперёд, позволяя острию пронизать по дуге влево-вперёд и указать на северо-запад, рука слегка согнута в локте и находится на высоте плеча, кисть обращена ладонной стороной вверх, левая рука следуя повороту корпуса приподнимает вверх; смотреть на остриё (рис. 58).

42.Куйдао ши

Правая рука тянет меч к району солнечного сплетения, остриё направлено по диагонали вниз; левая рука скользит вдоль спинки клинка пронизывая-приподнимая до положения перед головой, центр ладони обращён вверх; смотреть на остриё (рис. 59).

43.Пэндао ши

Левая нога отталкивается назад, правая нога чуть согнута в колене; корпус отклоняется назад; правая рука пересылает меч вперёд, левая рука размещается над правым запястьем, руки идут по дуге вверх, наружу и вперёд выполняя горизонтальным перерубанием движение меч разгоняющий облака перед грудью, лезвие обращено влево; левая рука размещена у правого запястья; смотреть на остриё (рис. 60).

Важные пункты: как у движения 19.

44.Мопань дао

(1)Используя левую подошву в качестве оси вращения корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на восток), правая нога поднимается вверх сгибаясь при этом в колене, носок оттянутой на себя стопы обращён наружу; одновременно правая рука поворачиваясь вокруг своей оси выполняет горизонтальное вытирание наружу и назад (на восток), лезвие обращается вперёд (на восток) будучи чуть ниже плеч, левая рука неотрывно толкает меч вперёд, пальцы направлены вверх; смотреть на клинок (рис. 61).

(2)Правая нога ставится на землю разворачиваясь при этом наружу и сгибается в колене до полуприседа, левая нога делает шаг с заворотом внутрь, правая нога делает шаг с разворотом наружу, левая нога вновь делает шаг с заворотом внутрь, правая нога вновь шагает с разворотом наружу (всего пять шагов), корпус делает при этом полтора оборота; положение рук не меняется; взгляд следит за ходом меча.

Важные пункты: как в движении 33.

45.Бафан дао

(1)Левая нога делает шаг (на северо-запад); правая рука отводит меч к животу, левая рука пронизывает-приподнимает вперёд-вверх, ладонь оказывается на высоте плеч; смотреть на остриё, образуя форму высматривания меча (рис. 62).

(2)Левый носок заворачивается внутрь, корпус поворачивается вправо обращаясь лицом на восток; одновременно держащая меч правая рука выполняет обматывание головы и кладёт меч на плечи, лезвие обращено вверх, левая ладонь толкает мимо груди влево; взгляд следит за движением меча (рис. 63).

(3)Правая нога делает шаг вперёд; одновременно держащая меч правая рука рубит на юг, образуя форму разрубания юга, левая рука вытягивается назад, центр ладони обращён влево, пальцы направлены назад; смотреть на остриё (рис. 64).

(4)Левая нога делает шаг вперёд (на юг); корпус поворачивается вправо-назад; одновременно правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу ведёт остриё вперёд-вниз выполняя перемешивание запястьем, а затем оттягивает меч к животу, левая рука пронизывает-приподнимает вверх вдоль спинки клинка, образуя форму высматривания на юге (рис. 65).

(5)Левый носок заворачивается внутрь; корпус поворачивается вправо; держащая меч правая рука выполняет обматывание головы и кладёт меч на плечи, левая ладонь толкает мимо груди влево (на юго-запад); смотреть на правую руку (рис. 66).

(6)Корпус вновь немного поворачивается вправо с подшагом правой ногой; держащая меч правая рука рубит на северо-восток, образуя форму разрубания северо-востока, левая рука вытягивается назад, центр ладони обращён влево, пальцы направлены назад; смотреть на остриё (рис. 67).

(7)Левая нога делает шаг (на северо-восток), носок заворачивается внутрь; одновременно правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу ведёт остриё вперёд-вниз выполняя перемешивание запястьем, а затем оттягивает меч к животу, левая рука пронизывает-приподнимает вверх вдоль спинки клинка, образуя форму высматривания на северо-востоке (рис. 68).

(8)Левый носок заворачивается внутрь; корпус поворачивается вправо; держащая меч правая рука выполняет обматывание головы и кладёт меч на плечи, левая ладонь толкает мимо груди влево; смотреть на правую руку (рис. 69).

(9)Корпус немного поворачивается вправо (обращаясь лицом на запад) с подшагом правой ногой; держащая меч правая рука рубит на запад, образуя форму разрубания запада, левая рука вытягивается назад, центр ладони обращён влево, пальцы направлены назад; смотреть на остриё (рис. 70).

(10)Левая нога делает шаг; одновременно держащая меч правая рука поворачиваясь вокруг своей оси наружу ведёт остриё вперёд-вниз выполняя перемешивание запястьем, а затем оттягивает меч к животу, левая рука пронизывает-приподнимает вверх вдоль спинки клинка, образуя форму высматривания на западе (рис. 71).

(11)Используя левую пятку в качестве оси вращения корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на юго-восток), одновременно делается подшагивание правой ногой, держащая меч правая рука выполняет обматывание головы, кладёт меч на плечи, и продолжая движение рубит вперёд-вниз, образуя форму разрубания юго-востока, левая рука мимо груди толкает-пронизывает на запад, центр ладони обращён влево, пальцы направлены назад; смотреть на остриё (рис. 72).

Выше перечислены первые четыре меча из бафан дао, а именно: форма высматривания на северо-западе и форма разрубания юга; форма высматривания на юге и форма разрубания северо-востока; форма высматривания на северо-востоке и форма разрубания запада; форма высматривания на западе и форма разрубания юго-востока.

По завершении четвёртого меча - формы высматривания на западе и формы разрубания юго-востока - тут же левая нога делает шаг вперёд, выполняются форма высматривания на юго-востоке, обматывание головы с положением меча на плечи, поворот корпуса вправо-назад с выполнением формы разрубания севера; формы высматривания на севере и разрубания югл-запада; формы высматривания на юго-западе и разрубания востока; формы высматривания на юго-востоке и разрубания северо-запада. Это - восемь форм высматривания меча и восемь форм разрубаний мечом, также именуемые меч восьми сторон света.

Конкретный рисунок маршрута можно увидеть на помещённой в приложении "Развёрнутая схема маршрута движений багуа дао" "Схеме маршрута бафан дао". На ней цифрой 1 отмечено место, где завершается первый меч и начинается второй, аналогично размечены и остальные мечи.

Важные пункты: перемешивание запястьем и шаг с приподниманием ладонью при высматривании меча, а также разворот корпуса с вбиранием груди и рубка мечом по вертикальному кругу при разрубании мечом должны быть непрерывными и полностью согласоваными; движения восьми мечей должны идти быстро и плотно, одним движением. При использовании большого меча из-за его тяжести при выполнении перемешивания запястьем плечевая часть правой руки должна для сохранения скорости меча упираться в рёбра.

46.Фуюнь чжэдин

После завершения формы разрубания северо-запада в восьмом мече перейти к форме высматривания на юго-западе (рис. 73).

Продолжая движение левая нога переступает вправо (на север), корпус поворачивается вправо и отклоняется назад; одновременно держащая меч правая рука двигаясь против часовой стрелки делает оборот над головой, выполняя меч разгоняющий облака, и перерубает перед грудью, лезвие обращено влево, остриё направлено вперёд, левая рука "вилочкой" упирается в правое запястье; смотреть на остриё (рис. 74, 75).

47.Фуюнь гайдин

Держащая меч правая рука двигаясь по часовой стрелке делает оборот в другую сторону, выполняя меч разгоняющий облака; тут же используя левую подошву в качестве оси вращения и поднимая правую ногу корпус поворачивается на 180 градусов вправо-назад (обращаясь лицом на восток); держащая меч правая рука идёт вытирающим движением наружу и оказывается перед грудью, лезвие обращено наружу (на восток), левая рука не отрываясь от меча толкает наружу, рука чуть согнута в локте, центр ладони обращён вперёд (на восток); смотреть на клинок (рис. 76).

Шоуши

(1)Правая нога разворачиваясь наружу ставится на землю, левая нога шагает вперёд; держащая меч правая рука поднимается вверх, выполняя обёртывание затылка, левая ладонь идёт вниз возвращаясь к груди, центр ладони обращён вверх (рис. 77).

(2)Левая стопа полностью становится на землю, правая нога делает шаг вперёд, правая рука опускает меч вниз к левой руке; смотреть на правую руку (рис. 78).

(3)Левая нога выходит вперёд образуя сюйбу; одновременно левая рука хватает гарду и опускается к левой стороне туловища, правая рука справа-сзади-сверху от головы выполняет лянчжан, центр ладони обращён вверх, пальцы направлены влево; смотреть вперёд (рис. 79).

(4)Левая нога приставляется к правой образуя бинбу; правяая рука сбоку опускается вниз к правой стороне поясницы; смотреть вперёд (рис. 80). Затем правая рука опускается вниз образуя исходное положение.

Сайт управляется системой uCoz