Часть 4

БОЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАГУАЧЖАН

Основными методами техники саньда багуачжан являются гунь (накатываться), гуа (подвешивать), ти (поднимать), лоу (заграбастывать), гоу (цеплять крюком), фу (вилкообразный захват), цзяо (перемешивать), цзя (подпирать), цинь (ловить), на (хватать), гэ (блокировать), де (ронять), чуань (пронизывать), цы (колоть), сяо (скоблить) и пи (рубить). Эти приемы могут применяться непосредственно, а могут и трансформироваться. У этих движений техники саньда приоритет отдан удару, защита и атака учтены в равной степени, они бодрые и ловкие, форма элегантна, они полностью выражают достоинства и национальные особенности китайского ушу-саньда.

Глава 10

Небольшие объяснения секретов прикладной техники багуачжан

Так как в истории ушу багуачжан является наиболее поздно созданным кулачным искусством, то по этой причине оно взяло достоинства всех существующих кулачных искусств, и позволяют одерживать победы против людей, применяющих любые приемы. Родоначальник багуачжан Дун хайчуань в свое время выделил три формы ведения боя:

1-й вид - меня атакуют, я отхожу и затем контратакую называемый "метод обмена ударами".

2-й вид - меня атакуют, я одновременно приближаюсь и контратакую, называемый "блокирующе-пресекающий метод".

3-й вид - меня атакуют, я перемещением избегаю атаки, называемый "метод освобождения от тела и рассеивания тени". Овладевший этим методом является крупным мастером багуачжан.

Ради того, чтобы тренирующему багуачжан было легче овладеть богатством содержания его прикладных техник, прояснения истинной сути требований техники саньда багуачжан, живший в конце династии Цин исследователь багуачжан господин Цзинь Цзэнци специально составил набор легко запоминаемых "Секретов прикладной техники багуачжан". Эти секреты состоят из 64 приемов, обобщающих базу методов боевого применения багуачдан. Для удобства понимания читателем мы добавим к секретам необходимые объяснения.

1.Секрет методов действия корпусом

Методы действий руками и методы перемещений должны взаимно следовать,
Рука достигает, а шаг не завершен - сила будет крошечная,
Руки и ноги достигают вместе, но не хватает силы поясницы -
Время уходит, мешкаешь, трудно вернуться обратно.

Краткое разъяснение: в багуачжан уделяют серьезное внимание тому, чтобы бить с целостной силой. Для целостности силы требуется, чтобы методы действий руками, глазами, корпусом и перемещения были полностью согласованы. В реальном бою, если рука уже бьёт, а шаг еще не завершился, то без сомнения "сила будет крошечной", не хватит силы, чтобы столкнуть стену или выдернуть столб. Но если "руки и ноги достигают вместе", а поясница немного не скоординирована с ними, то в атакующих приёмах "мешкаешь", в защитных "трудно вернуться обратно", не формируется поражающего врага результата.

2.Секрет рассматривания методов

Если встретился с толпой врагов - вначале рассмотри методы,
Никогда не наступай, соответственно отступай.
Отступил - вникай в формы, узнай изменения,
Выжди удобного случая и вытяни четырьмя лянами.

Краткое разъяснение: когда в бою встретился с большим количеством врагов, то первым делом следует рассмотреть у них сильное и слабое, пустое и полное. В неясных обстоятельствах рекомендуется не форсированное наступление, а тактическое отступление. Это отступление не пассивное, в ходе отступления ловишь момент и ищешь бреши у противника, выжидаешь удобного случая, длинным контролируешь короткое, побеждаешь прага словно четырьмя лянами затягивая тысячу цзиней.

3.Секрет методов перемещений

Прежде чем двигать кончик - сначала двинь корень,
Быстрота рук не заменит подшагивания на полшага.
Наступать и отступать, выходить и входить - всего полшага,
Выбрасываешь руки избегая приема - и полностью спокоен.

Краткое разъяснение: очень важной особенностью багуачжан является мастерство осуществления атаки и защиты в хождении с поворачиванием при помощи раскрывающе-заворачивающегося шага, что определяет очень строгие требования к методам перемещений. В багуачжан особенно натренировывают такое перемещение как "половинный шаг". И в наступлении, и в отступлении, и в поворачивании, и в разворачивании, и в трансформациях приемов - всюду обязательно нужно постоянно обращать внимание на "подшагивание на полшага". Нужно мочь квалифицированно использовать "подшагивание на полшага", и тогда в схватке сможешь доминировать по всей площади, куда сердце - руда и руки.

4.Секрет шагов

Корень мастерства - в шаге по кругу,
Изменение рук следует шаганию.
Высокие вспарывания, низкие заграбастывания, поперечные прикрывания, уходы,
Толчки, приподнимания, затягивания и контролирования не отрываются [от шагов].

Краткое разъяснение: так как особенностью багуачжан является хождение с поворачиванием, то естественно уделяется огромное внимание перемещению по окружности с помощью раскрывающе-заворачивающегося шага. Отсюда произрастает не только мастерство перемещений, необходимые трансформации рук тоже должны следовать вращениям и поворачиваниям перемещений для реализации своей мощи. Методы действий руками в багуачжан трансформируются непостижимым образом, но о чем бы ни шла речь - высоком вспарывании или низком заграбастывании, поперечном прикрывании или продольном уходе, или же о толкании, приподнимании, затягивании лио контролировании - все они должны тесно координироваться с методами перемещений.

5.Секрет непрерывного шага

Непрерывный шаг - это мастерство трех потерь,
Позволяющее рукам быстро и естественно сработать впустую.
Скрестив руку с рукой противника поворачиваешь корпус - это пустая рука.
В момент удара ладонью рывком вытягиваешь противника вдоль земли.

Краткое разъяснение: когда в бою попался противник с более высоким мастерством, то следует максимально реализовать метод перемещения багуачжан - хождение с поворачиванием - для проникновения в бреши в защите противника (в поговорках кулачного искусства это называется "атакой внутрь круга"), и здесь при смене мест в движении с вращением использовать правило рычага, формируя такую особенность как удары со смещением точки приложения силы. Предположим, я скрестил руку с рукой противника, и поворачивая корпус двигаюсь по окружности. Моя рука - "пустая", она провоцирует противника для удара в пустоту. Как только противник ударит в пустоту, его корпус по инерции пойдет вперед, я тут же схвачу противника и "рывком вытяну вдоль земли", на основе мгновения нестабильности, используя смену мест в движении с поворотом, ладонью бью противника по направлению его падения, легко и естественно добиваясь победы.

6.Секрет накопляющего шага

В накопляющем шаге ноги не должны стоять одинакого,
Удобнее чтобы передняя была "пустой", а задняя - "полной".
Если стоять равномерно, то отклоняешься взад и вперед,
Да и поясница малоподвижна.

Краткое разъяснение: "накопляющий шаг" - это стояние на месте. В бою нельзя, чтобы вес тела распределялся на обе ноги поровну, иначе это приведет к наклонам корпуса вперед и отклонам его назад, к малоподвижности поясницы, что вызовет трудности в осуществлении атаки и защиты, а противнику будет легко использовать смещение центра тяжести для рывкового вытягивания вдоль земли. Если же передняя нога "пустая", а задняя - "полная", то шаги живые, поясница подвижная, наступления и отступления естественны, одинакого удобно и атаковать, и защищаться.

7.Секрет методов действий руками

Вес тела смещен - следуешь, закупоривание двойное,
Внешне - жесткий, внутри - мягкий, словно колешь копьем.
Поперек - толчок, внутрь - крюком, тело - ось вращения,
Нужно только втянуть руку, поясница и живот следуют.

Краткое разъяснение: при действиях руками в багуаяжан тебуется жесткость снаружи и мягкость внутри, подобно летающему туда-сюда острию копья, следуешь форме противника и атакуешь. Таким образом, тяжелые удары руками - это совсем не в духе багуачжан. В методах действий руками багуачжан прорабатывают "противник атакует поперек - я толкаю, противник бьет внутрь - я действую крюком", в общем применяют вбирание груди и втягивание рук, поясница и живот взаимно следуют, уменьшая поражаемую зону, а основным атакующим методом является удар противника в такую зону, в результате попадания в которую он потеряет равновесие.

8.Секрет методов силы

Люди говорят о `холодном', `хлестком', `проворном', `быстром' и `жестком',
Еще имеются шесть координаций, проявляющие удивительные возможности.
`Проворный' и `жесткий' почти не различаются,
Выброс усилия полностью опирается на координацию сердца и силы.

Краткое разъяснение: `холодный', `хлесткий', `проворный', `быстрый' и `жесткий' - это виды силы, которые прорабатывает занимающийся боевой работой тренируя действия кулаками. Багуачжан не отрицает этих пяти видов силы, но, являясь "внутренним" стилем, требует усилие "шести координаций", когда мысль двигает ци, ци способствует силе.

9.Секрет сохранения силы

Если можешь применять силу, но не можешь сохранять,
То сила ушла - подобно стреле оторвавшейся от тетивы.
Это не только не дает результата, но и наносит вред,
Ибо легко потерять равновесие и упасть.

Краткое разъяснение: при выполнении приемов багуачжан прорабатывают "прием трансформируется в прием", поэтому при ударе ладонью усилие не должно выбрасываться полностью. В противном случае о "прием трансформируется в прием" не может быть и речи. Кроме того после того, как "сила ушла" корпус зачастую легко наклоняется вперед или отклоняется назад, чем может воспользоваться противник и следуя моменту поразить меня в спину, а тогда если я легкий - терплю поражение, тяжелый - травмируюсь.

10.Секрет наращивания силы

Сила достигла его - корень уже подрублен,
Если еще добавить силы - ему трудно увильнуть.
В этот момент осталось только сделать атакующий шаг вперед,
Удлинить поясницу и удлинить руку помогая нацеленному вперед приему.

Краткое разъяснение: когда видно, что противник в результате моего удара потерял устойчивость, мне следует в момент, пока противник перемещением еще не восстановил равновесие, быстро используя оставшуюся после своего приема силу атакующим перемещением рвануться вперед, предельно осесть поясницей и бедрами и как можно больше вытянуть руки, вновь атакуя противника формой прежнего приема. Легко видно, что жтот метод атаки "наращиванием силы" быстрее атаки сменой приемов, и, естественно, им легко победить.

11.Секрет покорения человека

Победа быстрого над медленным не заслуживает уважения,
Преодоление сильным слабого не является совершенством.
Лучше всего победить высокоуровневым приемом,
Глянул туда, глянул сюда, центр стабилен, выбросы не пустые.

Краткое разъяснение: в багуачжан обращают серьезное внимание на "сила покоряет десять умений", но прорабатывают также и "победить врага высокими приемами и искусными методами". В реальном бою высокоуровневый мастер багуачжан обычно добивается побед опираясь на технику "без пустых выбросов". Термин `не пустые выбросы' означает, конечно же, не то, что каждый выброс руки должен достать противника ударом, а то, что он должен быть либо ударом, либо затягиванием, либо ложным движением, либо переходным движением, подготавливающим последующий мощный прием.

12.Секрет решающей победы

У него сила - в тысячу цзюней, быстр - словно ткацкий челнок,
Избегай сильного и используй продольный проход быстрым шагом с перемещением.
Из тысячи людей приблизиться могут лишь трое-пятеро,
Слегка вытянул руки и ноги - и не трудно заслониться.

Краткое разъяснение: встретив сильного быстрорукого противника не следует использовать тактику "сила против силы, скорость против скорости" (о том, как победить равного по мастерству и скорости противника, рассказывается отдельно). Следует реализовать достоинства применяемого в багуачжан при обходе круга с раскрывающе-заворачивающимся шагом "быстрого шага с перенесением", быстро создавая ситуацию прохода вдоль движения противника ему за спину, вынуждая противника провалиться в пустоту, потерять равновесие, перекоситься, и использовать выход за спину для проведения атаки. Встретившись с толпой противников ни в коим случае не следует паниковать, нужно только выбрать слабейшего из ближайших и резко ударить, ломая боевой дух врагов. Сколько бы их ни было - "нетрудно заслониться".

13.Секрет применения

Высоким бей низкое, низким бей высокое,
Косым бей толстого, не нужно раскачиваться.
Встретил худого и длинного - дергай и затягивай,
Старый и неумеющий драться - навести и верх, и низ.

Краткое разъяснение: встретил более высокого противника - применяй низкие позиции и атакуй его низ; воюешь с более низким - применяй высокие позиции и атакуй его голову; у противника тело крупное - атакуй с нефронтального направления, толстый поворачивается нерезво и ему защититься трудно; если противник высокий и худой, то я применяю сдергивания и затягивания, вынуждая его перераспределять вес тела и создавая удобный момент для атаки. Если противник - старик не умеющий драться, то используй "энергичный метод", с энергией во взгляде осмотри его лицо, солнечное сплетение, пах, вынуждая его испугаться и побежать без боя.

14.Секрет фиксации

В руках изучаем три сустава - а ноги сгибаются и выпрямляются,
Три сустава одной руки прямо соответствуют ногам.
Можно использовать плечи, локти, запястья, бедра, колени,
Вобрал шею и опустошил грудь, шаг тянет корпус.

Краткое разъяснение: "три сустава" руки - это плечи, локти и запястья. В бою в каждый момент времени нужно следить за согласованностью трех суставов, при этом шаг во время хождения с поворачиванием тесно координируется с движением верхних конечностей. При поворачивании ладоней в хождении по кругу "три сустава" верхних конечностей плотно фиксируются, а ноги сгибаясь и выпрямляясь идут, поворачиваются и трансформируются, перемещая корпус с "вобранной шеей и опустошенной грудью". Все тело образует ярко выраженную позицию "фиксированного корпуса", что позволяет эффективно защищаться и внезапно атаковать.

15.Секрет боя с представителем другого стиля

Пять цветков и восемь врат смешаны как конопля,
Длинный кулак и короткие удары перемешаны друг с другом.
Ты еще быстрей - я еще медленнее,
Но если я начал выброс - помоги тебе Бог!

Краткое разъяснение: в китайском ушу много разновидностей - "пять цветков и восемь врат" (так образно называют основные школы эмэйского ушу), "длинный кулак" (методы боя на длинной дистанции) и "короткие удары" (методы боя на короткой дистанции), у каждого свои достоинства. Боевые методы, которым следует багуачжан, таковы: ты быстрый - я медленный, покоем контролировать движение, но поймал момент - и внезапно выбросил руку, тут уж быстр словно молния, от острия невозможно заслониться.

16.Секрет захватывания и освобождения

Сколько бы ни было захватов - их мощь не преувеличена,
Две руки схватили одну - силы конечно больше.
Если же он отлично хватает - пусть боится за голову,
От пронизывания в нос или укола в глаза трудно защититься.

Краткое разъяснение: методик циньна нельзя недооценивать в случае захвата за одежду, но нельзя также и забывать о контрметодах. В багуачжан рекомендуют: если видно, что противник намерен применить прием циньна, выполнив пронизывание ладонью высоко поднять захваченную им руку над головой, чтобы его техника не произвела разрушительного эффекта. Одновременно пронизывающим движением другой руки ударить его в нос или уколоть в глаза, от чего противнику трудно защититься.

17.Секрет "соприкоснуться с одним и дополнить до двух"

Что бы ни говорили о жестком оружии в обеих руках,
Ударить одной, ударить другой - вот и все его возможности.
Запечатал правую руку - левая бесполезна,
Две руки атакуют вместе - тем более пользы нет.

Краткое разъяснение: встретив вооруженного противника не надо паниковать. Если он бьет сначала одной рукой, а потом другой, то я используя преимущества вращающихся приемов багуачжан при обходе круга пресекаю-запечатываю его первую руку, и тогда его вторая рука бесполезна. Если он атакует двумя руками одновременно, то стоит мне перемещением избежать их, и то, что у него оружие, не принесет ему никакой пользы.

18.Секрет "ударить жернов и указать на гору"

Он бьет меня, но я - нет,
Поворачиваюсь боком, уклоняясь, и контратакую.
Если он снова - я атакую,
Он защищается - три удара ему!

Краткое разъяснение: в технике багуачжан прорабатывают "показать вверх а ударить вниз", "поднять шум на востоке а ударить на западе" - так называемый метод "ударить жернов и указать на гору". Если противник атакует меня, вовсе не требуется "идти острием против острия", немедленно контратакуя. Можно уклониться повернувшись боком и в ходе движения контратаковать противника. Так как после моего поворота боком взаиморасположение противников явно изменится, то атака противника непременно провалится в пустоту. В это время часто проводят повторную атаку, которой трудно избежать из-за скорости и открывшихся брешей. Поэтому я использую этот момент для быстрой атаки. Когда противник защищается запечатывающими техниками, то я трансформируя одни ладони в другие, непрерывно проводя прием за приемом беспрерывно продолжаю атаковать.

19.Секрет "освобождения от тела и рассеивания тени"

Он не подходит - я провоцирую подход,
Он подходит - я трансформируюсь и ухожу.
Ни в коем случае не надо заслоняться руками - надо опереться на методы действий корпусом,
Шаг за шагом не отрываясь от района между бедрами.

Краткое разъяснение: если противник - из предпочитающих защиту, то используя ложные приемы следует спровоцировать его на атаку, а как только противник атаковал - я перемещаюсь и избегаю атаки. Это перемещение с избеганием не есть блокирование руками, нужно опереться на трансформации корпуса и шагов. При этом, обходом отрываясь от противника, выискиваешь наилучший момент для атаки.

20.Секрет выхода за спину и поворота корпуса

Выпрямлять руки надо мало, шаг должен быть большим,
Отшагнуть наполовину, приблизившись бедрами, и хватать.
Отшагнуть - и с постановкой на землю прсесть с поворотом,
Он поворачивается - у меня орлиный захват.

Краткое разъяснение: заметная особенность техники багуачжан - осуществление атаки при обходе противника с выходом ему за спину. При атаке руки должны накапливать силу, поэтому "выпрямлять руки надо мало". Одновременно ради быстрого выхода за спину противнику при хождении с поворачиванием "шаг должен быть большим". На близкой дистанции следав всего лишь половинный шаг можно занять выгодное местоположение и с коротким выбросом силы (цунь цзин) ударить. Если противник используя близость схватил меня, то я отшагиваю в сторону и в момент постановки ноги на землю приседаю с поворотом, срывая захват противника и затягивая его вслед за своим поворотом, при этом, если позволяет ситуация, провожу прием циньна.

21.Секрет "стукать, разбивать, рубить, сталкивать"

Стукают - стукни сам, стараясь опередить,
Разбивают справа - смени стороны и приклейся левой рукой.
Рубят - сложи локти и встань поперечно,
Сталкивают - махни ко кругу рукой от "цянь" до "кунь".

Краткое разъяснение: когда противник стукает мое запястье, я контратакую тоже стуканьем, только нужно бить в переднюю поверхность противника. Если противник наносит разбивающий удар по моей правой руке, то я делаю шаг-смену стороны и левой рукой приклеиваюсь к его руке, а правой рукой изменяя усилие бью. Противник сверху вниз рубит меня по голове - могу сложить локти вместе, встать шагнув поперек и разрушить его силу, еще при этом удобно контратаковать локтем. Противник наносит прямой удар в грудь - я делаю рукой движение по дуге внутрь или наружу, одновременно с уходом от атаки создавая момент для контрудара.

22.Секрет полуокружения противника

В его методах действий руками много прямолинейных -
Перешагиваю на полшага в сторону словно прогуливаясь.
Если же он показывает прямо а бьет по косой,
То вновь делаю перешагивание на полшага в сторону не идя лоб в лоб.

Краткое разъяснение: если противник в схватке использует много прямолинейных атак, то мне надо лишь перешагнуть на полшага по диагонали - и уже можно избежать острия его атаки. Бывают и такие противники, которые показывают прямо а бьют по диагонали. Я после использования перешагивания по диагонали вновь делаю перешагивание на полшага по диагонали, и атака противника проваливается в пустоту. В багуачжан такой "метод полукоружения противника", когда перемещения помогают методам действий руками, является специфической особенностью школы.

23.Секрет боя в окружении

Противник с четырех сторон, я - в центре,
Пронизываю цветы и бью ивы хоть на западе, хоть на востоке.
На все восемь направлений использую метод облаков гонимых ветром,
Не защищаюсь стоя на месте и не иду куда попало.

Краткое разъяснение: еще одно достоинство багуачжан заключается в ловкости перемещений, в многоизменчивости методов действий ладонями, пронизываешь толпу врагов словно ястреб пролетающий сквозь лес, словно змея ползущая в траве, совершая обороты вокруг противников. Ударяя противников в передвижении надо быть полностью спокойным, не защищаться стоя на месте, не идти куда попало и не бежать в пустоту.

24.Секрет сердца и глаз

Сердце - великий полководец, глаза - метод,
Действуя сообразно с обстановкой можно контролировать врага.
Больше всего бойся отвлеченности сердца и ненацеленности взгляда,
Ибо тогда руки суетятся, а ноги - в беспорядке, доставляя излишние хлопоты.

Краткое разъяснение: в бою роль глаз и сердца архиважна. Когда говорят о руках, глазах, методах действий корпусом и шагах, то имеют в виду, что сердце и глаза тесно связаны с методами действий руками, ногами, корпусом и с перемещениями, что из них ничего не упущено. Таким образом, если взгляд застывший, дух медленный, сердце глупое а ум застойный, то не помогут ни хорошее тело, ни хорошие руки.

25.Секрет установления взгляда

С четырех сторон мечи и копья беспоряюочны как конопля,
Но когда в сумерках нет света луны,
Понижаешь корпус, устанавливаешь ясность, применяешь приемы вдаль и внутрь,
Шаг за шагом идя по кривой побеждаешь врагов.

Краткое разъяснение: если встретился с врагами ночью или в сумерках, то обязательно нужно понизить корпус и присесть. Во-первых, уменьшаешь собственную атакуемую поверхность; во-вторых, так удобнее наблюдать за противниками. "Понизил корпус" - и опираясь на живость и многоизменчивость перемещений вынуждаешь противников впустую бросаться влево и вправо, а сам можешь выбрать момент и атаковать, и добыть победу.

26.Секрет действий против оружия

Длинное, короткое, одиночное, парное - оружие жесткое и мощное,
Но надо учитывать, что оно не столь ловко как голые руки.
Натренированная железная ладонь сама подобна оружию,
Две руки ищут сбоку двигаясь поперек запястья.

Краткое разъяснение: в этом секрете разъясняется, что если без оружия встретил вооруженного противника, то в первую очередь надо понять, что лезвие хотя и выгоднее голых рук, но уступает им в проворстве, и поэтому не надо терять присутствия духа. При этом обращается внимание на то, что у тренирующего багуачжан человека мастерство рук не уступает мощи оружия, нужно только быть искусным в трансформациях при хождении с поворачиванием, решительно искать руки и хапястья противника, координировать удары и захваты, и тогда сможешь захватить преимущество.

27.Секрет защиты тела

Сильным контролировать слабое - не то,
Слабым побеждать сильное - вот истиный метод.
Он жесткий и быстрый подобно вылетающей стреле -
Вращаюсь влево и вправо и защищаюсь без брешей.

Краткое разъяснение: в багуачжан прорабатывают победу слабого над сильным, преодоление мягким жесткого. При встрече с быстрым и жестким противником, у которого выбросы рук подобны вылету стрел я передвигаюсь вплотную к его корпусу, вращаюсь влево и поворачиваюсь вправо. Противник как ни злится - а ничего поделать не может.

28.Секрет приведения человека в смятение

Беспорядок в сердце - от беспорядка в глазах,
Тысяча приемов не сравнится с одним пронизыванием ладонью.
Наводка в переносицу позволяет непрерывность,
Шаг в сторону с контролем человека идет то влево, то вправо.

Краткое разъяснение: так как дух проявляется в глазах, то поэтому прежде всего надо пронизывающей ладонью колоть противника в глаза, спутывая ему всю картину. Для усиления эффекта еще нужно менять месторасположение, двигаясь по кругу то влево, то вправо, непрерывно использовать обе ладони, либо вновь коля его в глаза, либо тыкая ему в переносицу.

29.Секрет раскрывания и смыкания

Хочешь сомкнуться - сначала раскройся: таков общий принцип.
Видишь раскрывание - защищайся от смыкания: дважды подряд невозможно.
Ложное поражение, ложное отступление - сдуй пыль.
Указывающий на восток и бьющий на запад прячет мысль в сердце.

Краткое разъяснение: раскрывание и смыкание - это пара антагонистических противоположностей техники в ушу, объединяемые в единый фактор. Видишь, что у противника раскрытая форма - значит из нее последует сомкнутая позиция; наступая наблюдаешь за противником - действительно ли он терпит поражение или это ложное отступление, чтобы когда "ветер сдует пыль" быть готовым защищаться от атаки. Если противник использует стратегию "указать на восток а ударить на запад", то нужно мочь распознать его замысел и использовать эффективные защиту и контратаку.

30.Секрет установления тела

Пусть он быстр так, словно у него тысяча рук и тысяча глаз -
Защити среднюю линию и все будет зря.
Не пришло нужное время - не выпрямляй рук,
Выпрямил руку - тут же надо делать выброс за выбросом.

Краткое разъяснение: в бою, сколь бы проворно не выбрасывал руки противник, я обращаю внимание на защиту своей средней линии. Эффективно контролируй среднюю линию - и самая жестокая атака противника окажется безрезультатной. Когда сам контратакуешь - не надо легкомысленно проводить приемы, следует уловить момент и внезапно выброся руку провести прием. Выбросил руку - и пошел прием за приемом без малейшей паузы, не оставляя противнику ни малейшего шанса на защиту.

31.Секрет необходимой близости

Жесткое запечатывание - прием самозащиты,
Избежал противника и скрылся вдали -
Запомни: удаляться больше чем на чи
Это все равно что с раскрытыми вратами идти в обход - метод не крепок.

Краткое разъяснение: сколь бы активно противник ни атаковал - всегда могу используя эффективные методы рук запечатать противника и защищить себя. Но цель, которой должно достигать запечатывание - это приближение вплотную к корпусу противника, на расстояние не более чи. В этом случае одновременно с блокированием противника можно в удобный момент нанести контрудар. Если же боишься ударов противника и не приближаешься, то не сможешь эффективно блокировать, а будешь впустую бродить зря тратя силы.

32.Секрет шести дорог

Для иного шесть дорог - звук пустой,
Я же с формами ладоней наблюдаю шесть дорог.
Двигаясь могу осмотреть все направления,
Не испытываю трудностей в том, чтобы глянуть вперед и оглянуться назад.

Краткое разъяснение: "взгляд наблюдает шесть дорог, уши слушают восемь сторон" - базовое требование техники ушу, но не каждый это может. Благодаря достоинствам перемещений багуачжан за одно движение можно осмотреть весь горизонт, так и выполняется "глянуть вперед и оглянуться назад" - естественно и непринужденно.

33.Секрет "не дважды"

Метод не точен - не спеши с выбросом,
Выброс не попал - повтори его вновь.
Как бы ни были ловки его техники рук
Когда души "хунь" и "по" разделены - тело рвется.

Краткое разъяснение: исходя из принципа отсутствия "метания стрел впустую" в багуачжан если не овладел приемом - лучше не применяй. Но если надо ударить и боишься, что не попадешь - проводи непрерывную атаку вплоть до разгрома противника.

34.Секрет защиты на скользком

Ледяное небо и заснеженная земля - шаг слабоустойчив,
Переднюю поперек а заднюю прямо фиксируя центр и кончик.
При поворачивании обязательно применяй небольшие шаги,
Опасайся выпрямления корпуса и методов бьющих высоко.

Краткое разъяснение: при бое на скользкой поверхности надо обращать внимание на собственный нижний уровень и перемещения. При шаге переднюю стопу надо ставить поперек, а заднюю - вдоль, при обходе круга шаг должен быть маленьким. Если "корпус выпрямлен", шаг большой - то центр тяжести нестабилен, стопы проскальзывают, можешь проиграть и без боя.

35.Секрет стабильного шага

Шаг некрепок - корпус будет раскачиваться,
Стопа полностью стоит на земле - побеждает тысяча приемов.
В наступлении следуешь пальцам ноги, в отступлении подвешиваешь пятки,
Не завернул шаг - не сможешь вернуться.

Краткое разъяснение: ключевой вопрос багуачжан - стабильность перемещения. В наступлении надо "следовать пальцам ноги" словно идя по грязи; при отступлении надо "подвешивать пятки", слегка приподнимая пятки и отступая на передних частях подошв. Если хочешь развернуться, то крепко-накрепко запомни, что вначале надо сделать заворачивающийся шаг.

36.Секрет малого шага

При развороте шаг непременно должен быть маленьким,
Шаг большой - все тело не будет ловким.
Хочешь повернуться - сделай полшага,
Человеку трудно применить циньна, трудно разобраться.

Краткое разъяснение: малый шаг является одним из наиболее часто используемых видов прикладного перемещения багуачжан, шаг мал - поворот быстр, легко приблизиться к противнику и не раскрыть своих планов. Кроме того раз шаг мал, то сила всего тела сконцентрирована, противнику трудно применять циньна, а я могу наносить мощные удары.

37.Секрет методов действий ладонями

Хотя в методах действий ладонями и есть верхний, средний и нижний уровни,
Но верхний и нижний - не более, чем каркас.
При хождении по кругу естественен лишь средний уровень,
Верхний и нижний получаются из него.

Краткое разъяснение: в багуачжан при вращении ладоней различают мастерство трех уровней - верхнего, среднего и нижнего, к тренировке которых предъявляются различные требования. В бою же применяют лишь приемы среднего уровня, так как они естественны, а методы верхнего и нижнего легко трансформируются из среднего, на котором также легко проводить все виды атак и защит.

38.Секрет избегания наклона вперед

Голова наклонена - словно глаза не раскрыты,
Корпус легко падает вперед.
Голова наклонена, поясница согнута, позвоночник мертв -
Не получится никакая ладонь, никакой шаг.

Краткое разъяснение: наклоненная голова и согнута поясница - один из крупнейших пороков в бою. Голова наклонена - словно боишься глаза раскрыть, часто это приводит к наклону корпуса вперед и перекашиванию центра тяжести. Поясница согнута - ось поясницы одеревеневшая, это влияет на выполнение техник рук и перемещений.

39.Секрет избегания отклона назад

Натяни спину и опустоши грудь, внутри требуется покой,
Распрямил грудь и выпятил живот - трудно быстро втянуть.
Вобрать живот и убрать поясницу не удастся,
А больше всего опасайся неестественности поворота.

Краткое разъяснение: как наклоненная голова и согнутая поясница являются одним из крупнейших пороков в бою, так и распрямленная грудь с выпяченным животом оказывают огромное влияние на технику. Натянул спину и опустошил грудь - ци опускается в даньтянь, а тогда ци помогает силе, приемы быстрые и сильные. Ну а если распрямил грудь и выпятил живот, то ци всплывает вверх, корень становится непрочным, поворот неловким, атакуешь - медленно и без силы, защищаешься - пассивен и принимаешь удары.

40.Секрет прямого корпуса

Сила всего тела - в позвоночнике,
Корпус перекосился - сила не целостна.
Со стороны видно, что ноги при шаге согнуты, но корпус непременно прям,
Тогда руки вылетают как стрелы - безостановочно.

Краткое разъяснение: в багуачжан прорабатывается выброс силы из поясницы, и поясница должна быть вертикальна, не отклоняться ни вперед, ни назад, ни вправо, ни влево, тогда нижний уровень стабилен, а выброс силы - целостен. В багуачжан при хождении по кругу ноги, естественно, сгибаются, но поясница и позвоночник продолжают сохранять вертикальность. Тогда руки можно выбрасывать будто стрелы из лука - также быстро и резко.

41.Секрет вспомогательного для корпуса

Тело - словно ось, глава - поясница, ноги - вспомогательны.
Главное - слабое, вспомогательное - сильное, трудно контролировать человека.
Наступая, отступая и уклоняясь опирайся на методы действий корпусом,
Но нет связи поясницы и ног - не зародится дух.

Краткое разъяснение: в багуачжан делают особенный упор на использование методов действий корпусом. Однако хотя в бою наступления, отступления и уклоны в основном опираются на методы действий корпусом, тем не менее надо обращать внимание и на полную согласованность рук и ног. Если нет координации рук с ногами (особенно с перемещениями), то применение методов действий корпусом будет очень ограниченно.

42.Секрет разноименного положения корпуса

Он решил взять меня под контроль и уже приблизился,
В этот момент ни руки ни ноги не помогут.
Втянув поясницу слева или справа поверни корпус вокруг своей оси,
Избегая опасности быть пойманным.

Краткое разъяснение: в бою если противник уже приблизился ко мне с приемом, то он несомненно получил преимущество. Мои отбивы руками и ногами будут пассивны. Но можно вобрать поясницу и повернуть корпус (влево или вправо), с поворотом корпуса вокруг своей оси сделать раскрывающийся шаг, сместиться за спину противнику и перейти из пассивного положения в активное.

43.Секрет перешагивания поперек с поворотом корпуса боком

Челнок снует по прямой вперед - прием трудно прервать,
Вначале попытайся взять его под контроль выясняя его возможности.
Если встретил противника ведущего непрерывную атаку -
Ему не сравниться в живости с перешагиванием поперек и повороте корпуса боком.

Краткое разъяснение: если встретился сильный и ловкий противник, вкладывающий все силы в непрерывную атаку, то я первым делом отступаю, избегая его напора. Если он будет продолжать атаку, а я вновь отступлю, то могу оказаться побитым, поэтому лучше уж активная защита с переходом в контратаку, делая перешагивание в поперечном от противника направлении с поворотом корпуса боком, в результате чего атака противника проваливается в пустоту.

44.Секрет увертывания влево и вправо

Увернулся от востока - приходит с запада,
Уклон переходит в увертывание.
Точно так же действуя непрерывно влево и вправо,
Толкай вперед и дергай назад поясницей наводя порядок.

Краткое разъяснение: если окружен толпой атакующих противников, то использование только уклонов в разные стороны слишком пассивно, лучше используя поясницу в качестве оси и многоизменчивые перемещения изо всех сил толкать противников вперед и дергать их назад, активно атакуя и внося сумятицу в их ряды.

45.Секрет шага в приседе с пониженным корпусом

Встретил мощного мужика -
Трудно против него проводить приемы.
Присядь, понизь корпус, уйди вниз,
Методике в механизме из него и меня будут более длинными.

Краткое разъяснение: коль встретил высокого и мощного мужика - "на цунь длиннее - на цунь сильнее". Не можешь выиграть обычным методом - используя низкие позиции вынуди противника тоже действовать ниже, теряя преимущества в росте и длине рук. Я же как можно лучше использую трансформации хождения по кругу для ударов сквозь бреши в защите.

46.Секрет избегания захватов

Мастера багуа не делают ставку на захваты,
Схватил его - уже ошибка.
Особенно неудобно когда противников много,
Гораздо выгоднее просто бить.

Краткое разъяснение: в технике багуачжан вовсе не отрицают проработку захватов, просто там не делают ставку лишь на циньна. Схватил противника - и руки заняты, мало возможности для повторной атаки. Ну а если противников больше одного, то отчетливо видно, что захваты - это "тришкин кафтан", схватил одного - и нечем встретить другого. Куда лучше бить врага в движении.

47.Секрет избегания стояния

Смешанное и изначальное - единое ци - идут по краю неба,
Чудесный закон восьми триграмм скрывается в его середине.
Прием за приемом не отрываются от трансформаций ног.
Стоишь - как растущий в земле цветок.

Краткое разъяснение: крупнейшей особенностью техники багуачжан являются безостановочные трансформации в движении по кругу, все техники скрыты в движении по окружности. Движешься по окрружности - активен, стоишь на месте - пассивен, словно растущий в земле цветок, растаптываемый человеком. Поэтому в бою нужно безостановочно идти по кругу с поворачиванием, затрудняя противнику поиск.

48.Секрет самого высокого

Сила должна быть полной и живой, приемы должны быть точными,
Либо проваливаешь в пустоту, либо три незапутанности.
Прием содержит прием, неисчерпаемо.
Нужно постигать в передаваемом самую суть.

Краткое разъяснение: "самое высокое" означает достижение высочайшей квалификации в техниках и методах. Когда говорим "самое высокое", то имеем в виду что приемы чудесные, удары правильные, сила переполняет, есть ловкость и скорость, можешь внезапно провалить прием в пустоту, можешь достичь "трех незапутанностей", т.е. сердце не паникует, руки не суетятся, ноги не беспорядочны, быстро трансформируешь приемы и вновь атакуешь, в приеме скрывается прием, прием за приемом тянутся непрерывно, трансформации непредсказуемы. Достиг этого - и тебя назовут воспринявшим прикладной смысл багуачжан.

 

У 48 куплетов о секретах прикладной техники багуачжан богатое содержание, кратко изложено самое важное, однако нельзя сказать, что в них заключена вся техника багуачжани мастерство применеия. Но если говорить только о них, то их уже достаточно для закалки тренирующегося и прикладного применения. Для их использования нужно во-первых, полное проникновение, полное понимание их сокровенного смысла; во-вторых, всестороннее овладение, нельзя постигать только одно; в-третьих, соединение со своими возможностями, наработками, живым использованием. Одновременно с этим нужна стократная, тысячекратная, миллионократная закалка реальными ударами в настоящих боях, чтобы научиться чувствовать нужный момент и постепенно вступить в свободное царство реального боя. Тогда и можно сказать, что нащупал пульс саньда багуачжан, понял истинный смысл сорока восьми секретов.

В "Рифмованных правилах наработки 48 методов" сказано:

Сорок восемь методов очень трудно найти,
Видишь прием - позволяешь приему достичь естественности.
После десяти лет наработки и тяжелых тренировок
Человек опираясь на искусство обойдет пять материков.

Глава 11

24 парные формы багуачжан

В багуачжан всего восемь больших ладоней (некоторые традиционные школы говорят о десяти ладонях), в каждой ладони скрыто восемь малых ладоней, так что на практике получаем 64 ладони. Но каждая ладонь может трансформироваться в несколько приемов боя, поэтому в багуачжан есть фраза о трехстах шестидесяти руках парных форм (саньда). Здесь представлены лишь 24 приема, наиболее ярко демонстрирующие особенности саньда.

1.Ладонь толкает, локоть бьет

(1)Второй правой ладонью бьет первого в верхний уровень, первый быстро оседает, и прикрываясь правой ладонью пресекает эту руку (рис.1).

(2)Затем первый быстро пронизывает левой рукой под правой рукой второго, запечатывая ее (рис.2).

(3)Первый одновременно шагает вперед, смещая корпус вперед, сменяет правую кисть на локоть и кончиком локтя бьет второго в солнечное сплетение (рис.3).

2.Обвязать корпус большим обматыванием

(1)Второй правой рукой ладонью в шаге бьет первого в грудь, первый быстро убирает корпус, уклоняясь, и при этом правой рукой накрывает его запястье (рис.4).

(2)Первый быстро притоптывает правой ногой, зашагивая левой ногой помещает ее под промежностью второго, одновременно левым локтем резко бьет его по правой руке (рис.5).

(3)Первый пользуясь ситуацией просовывает левую руку под правой подмышечной впадиной второго, пронизывая ему за спину, тут же пальцами левой руки обхватывает его левый бок и с силой тянет назад. Одновременно поднимая правую руку вверх он бьет второго в правую точку тай-ян (рис.6).

3.Пресечь ногу и уколоть в глаза

(1)Первый правой ладонью бьет второго в грудь, второй правой рукой ловит сверху его запястье, левой рукой приподнимает правый локоть первого и дергает вниз (рис.7).

(2)Первый используя затягивание вторым вперед быстро поднимает левую ногу и выполняет ею поперечное пресечение по правой ноге второго (рис.8).

(3)Второй быстро поднимает правую ногу, избегая атаки, первый быстро левой ладонью выполняет прямой укол в глаза второго (рис.9).

(4)Второй быстро опускает обе руки; первый не дожидаясь пока руки второго вернутся для защиты, быстро шагает правой ногой, прислоняясь корпусом к правым ребрам второго, и внезапно правой рукой оказывает поперечное воздействие на его грудь, переворачивая второго наружу (рис.10).

4.Ловко опрокинуть серебрянную вазу

(1)Второй внезапно правой ногой пинает первого, первый быстро тыкает правой рукой вниз, следуя движению хватая второго за правую пятку и поднимая ее (рис.11).

(2)Первый быстро зашагивает левой ногой за заднюю ногу второго, правой рукой задирая при этом вверх правую ногу второго, а левой ладонью наносит резкий удар по его бедру или животу (рис.12).

5.Тай-гун удит рыбу

(1)Второй левой ладонью бьет первого в лицо, первый быстро правой рукой блокирует его левую руку (рис.13).

(2)Первый одновременно заворачивает внутрь правую ногу, поворачивает корпус влево, поднимает левую ногу, а затем протыкает левой рукой от левого бока назад за спину (рис.14).

(3)После этого первый быстро ставит левую ногу на землю, левой рукой пронизывает перед грудью второго, а правой рукой наносит тому кольщий удар в горло или глаза (рис.15).

(4)Первый левой рукой наносит слева направо рассекающий рубящий удар по правой стороне груди второго (рис.16).

6.Разрубить лицо и поднять пах

(1)Второй правой ладонью бьет первого в лицо, первый быстро поднимает правую руку и выполняет накатывающееся прикрывание по правой руке второго, тут же переходящее в удар правым кулаком в лицо (рис.17).

(2)Второй быстро блокирует левой рукой, первый пользуясь ситуацией разжимая правый кулак в ладонь от груди вниз выполняет обратный поднимающий удар в пах (рис.18).

(3)Первый чуть подворачивает правую ногу и быстро шагая левой ногой наносит пробивающе-разбивающий удар кулаком в лицо второго (рис.19).

7.Обратное поднимание золотой печки

(1)Второй правой ладонью наносит рубящий удар в лицо первому, первый быстро убирает корпус, оседая назад и избегая острия атаки, одновременно правой рукой пронизывает вверх нанося удар в лицо второго (рис.20).

(2)Затем первый левой рукой делает приподнимающий захват правого локтевого сустава второго, одновременно быстро делает коубу левой ногой ставя ее между ног второго (рис.21).

(3)Первый пользуясь ситуацией внезапно поворачивает корпус, совместно используя корпус и руки перетаскивает назад таз второго и тянет промежность (рис.22).

(4)Первый прилагает силу сзади вперед плечевыми частями рук и поясницей, одновременно наклоняясь вперед и вздымая ягодицы, ягодицами толкает второго в низ живота (рис.23).

8.Накатывающаяся рука и раскрывающий удар

(1)Второй левым кулаком бьет первого в солнечное сплетение, первый быстро правой рукой блокирует его локоть (рис.24).

(2)Первый одновременно уворачивается корпусом вправо, кисти рук на уровне плеч, приклеившись правой рукой к левой руке второго выполняет ею обертывание внутрь, одновременно делая левой ногой "незаметный шаг" слева назад и заступая второму между ног (рис.25).

(3)Первый пользуясь ситуацией накатывается локтем вниз и наносит "обратный удар за спину" по животу или промежности второго (рис.26).

(4)Первый раскрываясь всем телом помогает приему, нанося второму встречный удар (рис.27).

9.Выдернуть корпус и уколоть в ребро

(1)Второй правым кулаком бьет первого в грудь, первый уклоняется поворачивая корпус вокруг своей оси вправо (рис.28).

(2)Первый тут же шагает левой ногой, одновременно правой рукой выполняет поперечное пронизывание под правой рукой второго и выкручивает его запястье (рис.29).

(3)Второй сопротивляется и поднимает запястье ввверх (рис.30).

(4)Первый быстро четырьмя пальцами левой руки колет второго в правые ребра (рис.31).

10.Подвесить кольцо на золотом крюке

(1)Второй правым кулаком бьет первого в лицо, первый быстро левой рукой выполняет прикрывающий блок по его руке, правой рукой пронизывает вверх из-под нижней стороны своего левого запястья снаружи от правой руки второго (рис.32).

(2)Первый одновременно с шагом левой ногой правой рукой сверху вниз хватает второго за запястье (рис.33).

(3)После этого первый левым кулаком наносит обваливающий удар в правое ухо второго (рис.34).

(4)Второй хочет поднять правую руку для блокировки левого кулака первого, первый пользуясь моментом жесткости у второго быстро поднимает правую ногу и наносит поперечный пересекающий удар по правой ноге второго, одновременно правой рукой крепко держа запястье второго резко дергает его (рис.35).

11.Осаживающий удар обхватывающими ладонями

(1)Второй правой ладонью бьет первого в грудь, первый быстро левой рукой выполняет прикрывающий блок по запястью, правой ладонью пронизывает из-под своей левой руки над правой рукой второго (рис.36).

(2)Первый прочно стоя на месте ставит руки параллельно, плотно обхватывая ладонями внутрь (рис.37).

(3)Первый отведя ладонями правую руку второго выполняет ими огораживающий удар вверх по правым ребрам второго (рис.38).

12.Непрерывно выпустить три стрелы

(1)Первый правым кулаком бьет второго в солнечное сплетение (рис.39).

(2)Второй хочет уклониться, первый быстро левым кулаком бьет его в горло (рис.40).

(3)Второй быстро пытается избежать удара или поставить блок, первый внезапно правым кулаком наносит мощный удар в солнечное сплетение (рис.41).

13.Ударом ноги назад сбить фиолетово-золотую шапочку

(1)Первый левой ладонью бьет второго в правое плечо, второй левой рукой накрывает левое запястье первого, одновременно правой рукой выполняя приподнимающее выкручивание по левому локтю первого (рис.42).

(2)Второй следуя движению поворачивает корпус влево, одновременно быстро шагает правой ногой, двумя руками выкручивая левую руку первого. Первый быстро заворачивает левую ногу внутрь, поворачивает корпус вокруг своей оси вправо рассеивая усилие противника, одновременно поднимает правую ногу (рис.43).

(3)Первый вначале правой ногой наносит толчковый удар по правой ноге второго, затем быстро правой ногой наносит поднимающийся удар в пах (рис.44).

14.Поперечное пробивание двумя ладонями

(1)Второй правой ладонью бьет первого в грудь, первый быстро вбирает грудь и убирает корпус, уклоняясь от удара, одновременно поворачивает корпус вокруг своей оси и действуя правой рукой вдоль наружной стороны правой руки второго проникает вниз (рис.45).

(2)Первый шагает влево-вперед и используя ситуацию наносит левой ладонью укол сбоку по правым ребрам второго (рис.46).

(3)Второй быстро отдергивает правую руку для защиты, первый тут же излучая силу бедрами и поясницей двумя ладонями наносит пробивающий удар по правым ребрам второго (рис.47).

15.Походя прихватить чужое

(1)Второй правой ладонью наносит набрасывающийся удар в лицо первому, первый быстро уклоняется немного влево, одновременно правой ладонью пронизывает снаружи от правой руки второго (рис.48).

(2)Первый быстро правой рукой хватает правое запястье второго, одновременно лазгружает правую руку, левой кистью обхватывает его плечи со стороны подмышки и используя набрасывающееся усилие затягивает вправо (рис.49).

(3)Первый одновременно с распрямлением правой ноги стопой наносит поперечный пресекающий удар в левое колено второго, выполняя бросок (рис.50).

16.Белая змея высовывает язык

(1)Второй правой ладонью бьет первого в грудь, первый быстро убирает корпус и разгружает правую ногу, одновременно действуя правой рукой второго выполняет сверху вниз прикрываюзее обволакивание его руки. Когда рука первого углубится в правую подмышечную впадину второго, он быстро нагружает правую ногу, обращает правую ладонь центром вниз и четырьмя пальцами колет второго в ребра в районе подмышки (рис.51).

(2)Второй быстро возвращает правую ладонь для подвесной защиты, первый делает заворачивающийся шаг левой ногой, одновременно обращая левую ладонь центром вверх вдоль верхней стороны правой руки второго колет его в глаза (рис.52).

(3)Второй блокирует правой ладонью вверх, первый быстро возвращает правую руку, поднимает правую ногу, быстро поворачивается и правой ладонью над своим правым плечом выполняет обратный укол в глаза второго (рис.53).

(4)Второй приподнимает локоть первого для защиты, первый быстро применяя прием "большой удав разворачивает туловище" левой рукой блокирует защищающиеся руки второго, правой ладонью вновь коля ему в глаза (рис.54).

17.Удар ноги железного мостика

(1)Второй левой ладонью бьет первого в грудь, первый быстро левой ладонью хватает снаружи ладонь второго (рис.55).

(2)Второй быстро выдергивает руку, первый тоже возвращает руку, одновременно поднимает правую ногу и выпрямляет ее горизонтально вдоль нижней стороны своей левой руки, носком укалывая второго в левые ребра (рис.56).

18.Белая обезьяна перетаскивает ствол

(1)Первый наносит правой ладонью прямой удар в грудь второго, второй быстро убирает корпус, правой рукой хватает правое запястье первого, одновременно выбрасывая левую руку и хватая его правый локоть (рис.57).

(2)Первый быстро протыкает правой рукой вниз, одновременно поворачивая ее вокруг своей оси наружу (рис.58).

(3)Первый одновременно с переворотом правой руки вверх делает левый коубу, оседает корпусом, затем левой рукой приподнимает правую руку второго и поднимает правую ногу (рис.59).

(4)Первый быстро поворачивает корпус, затягивая правый локтевой сустав второго на свое левое плечо, затем с помощью левой руки тащит правое запястье второго и внезапно выбрасывая силу поясницей швыряет второго из-за головы вперед (рис.60).

19.Обернуться с внезапным толчком

(1)Первый левым кулаком бьет второго в грудь, второй убирает корпус вправо и левой рукой отводит запястье первого наружу, одновременно правой ладонью нанося удар по левому плечу первого (рис.61).

(2)Первый быстро оборачивается корпусом, притопнув левой стопой и подняв правую (рис.62).

(3)Первый продолжает поворот вправо, левой рукой берет "вилочкой" свое правое запястье, поднимая предплечье на уровень бровей, одновременно поднимает правую сюйбу (рис.63).

(4)Первый, продолжая накатываться правым локтем вниз, "наполняет" правую ногу, оседает корпусом и предплечьем выполняет поперечный толчок по правым ребрам второго (рис.64).

20.Искусно нести корзину с цветами

(1)Второй правой ладонью бьет первого в грудь, первый быстро убирает корпус, одновременно левой рукой накрывает его запястье, правым локтевым сгибом воздействуя на его руку (рис.65).

(2)Первый используя ситуацию быстро шагает левой ногой и пальцами правой руки колет второго в глаза (рис.66).

(3)Второй быстро левой ладонью выполняет набрасывающийся удар в лицо первого, первый поднимает вверх правый локоть блокируя левую руку второго (рис.67).

(4)Первый оседает корпусом, накапливая силу, и левой ладонью бьет второго в правое плечо (рис.68).

21.Золотой петух трясет перьями

(1)Второй, нападая сзади-слева, внезапно бьет первого по затылку (рис.69).

(2)Первый быстро оседает корпусом вниз и наклоняет голову вперед, опускает левое плечо вниз и затем действует им снизу вверх против правого запястья второго (рис.70).

(3)Первый вновь бьет плечевым суставом по правому запястью второго (рис.71).

(4)Первый используя ситуацию левой рукой наносит поднимающийся удар в пах второго (рис.72).

22.Золотая цикада сбрасывает оболочку

(1)Второй наносит правой ладонью набрасывающийся удар по груди первого, первый быстро пронизывает правой рукой вверх, тут же переворачивает руку и хватает запястье второго (рис.73).

(2)Второй поднимает правую руку вверх, первый быстро делает коубу левой ногой (рис.74).

(3)Первый примыкает бедром к низу живота второго, затем левой рукой наносит обратный удар ему в пах (рис.75).

(4)Первый одновременно наклоняясь по диагонали вперед, прилагая силу поясницей, ударяя левой ладонью в пах и затягивая правой рукой перебрасывает второго вперед (рис.76).

23.Собирающий удар и хлещущий удар

(1)Первый правой ладонью бьет второго в грудь, второй быстро убирает корпус и одновременно правой рукой хватает правое запястье первого, левой рукой приподнимает правый локоть первого (рис.77).

(2)Первый быстро переворачивает правую руку снизу вверх, одновременно с диагональным пронизыванием вверх шагает левой ногой, выбрасывает левую руку под своей правой рукой и захватывает левое запястье второго (рис.78).

(3)Первый используя ситуацию возвращает правую руку, образуя боевую форму `локоть', одновременно правой ногой зашагивает за левую ногу второго (рис.79).

(4)Первый поворачивается на стопах, закрывая промежность, оседая накапливает силу, внезапно отводит левую руку, а правой рукой наносит поперечный удар по животу второго (рис.80).

24.Обернуться и обстрогать ребра ладонью

(1)Первый правой ладонью бьет второго в грудь, второй быстро убирает корпус, уклоняясь, правой рукой пронизывает вверх вдоль наружной стороны правой руки первого и хватает правое запястье первого (рис.81).

(2)Первый правой рукой проводит ложную атаку по нижней части правых ребер второго, второй правой ладонью наносит над правой рукой набрасывающийся удар в лицо первому (рис.82).

(3)Первый быстро пронизывает левой рукой вверх от своего рта, хватая сверху четыре пальца на правой руке второго (рис.83).

(4)Первый быстро шагает левой ногой, втягивая шею и пряча голову, одновременно понижает корпус и проскакивает под правой рукой второго, тут же поднимает правую ногу, пронизывает левой ладонью вверх, а правой ладонью наносит соскабливающий удар по правым ребрам второго (рис.84).

Глава 12

Примеры боевого использования багуачжан

"На тренировке есть установленные правила, в бою нет предписанных методов", - гласит одна из знаменитых поговорок ушу. Хотя багуачжан и является кулачным искусством с ярко выраженной боевой направленностью, но оно полностью подчиняется этому вышеприведенному боевому правилу. Поэтому если все же принято решение применить в бою хитрые приемы багуачжан, то трудно заранее предоставить занимающемуся ясную схему, которой он мог бы следовать в схватке. Тем не менее число мест, в которые можно атаковать человека, конечно; атакующих приемов, имеющих реальный смысл, также не бесконечное множество. Поэтому нам нужно только действительно хорошо натренировать багуачжан (включая скорость, силу, реакцию, техническое сожержание), затем на основе часто используемых защитных и атакующих техник и могущих возникнуть в реальном бою ситуаций составить несколько боевых связок, многократно протренировав хорошо овладеть ими, и тогда уже можно в бою иметь план в голове, достичь того, что и в атаке, и в защите можешь реагировать должным образом. Когда достигнешь этого, применяемые в бою атакующе-защитные схемы, когда "ты на меня - я на тебя", будут иметь очень большое сходство с тренируемыми приемами (четкие маршруты, проверенные приемы). При этом победа над врагом, естественно, гарантирована.

Естественно, раз бой - это тысяча изменений и десять тысяч превращений, то и боевых связок можно составить очень много. С точки зрения авторов не нужно стараться предусмотреть все и придумывать слишком большое количество. Если тренирующийся сможет оотлично овладеть несколькими типичными связками, то он сможет не только применять их в бою, естественно двигаясь и занимая господствующее положение, но и "по части узнать о целом", самостоятельно составить более учитывающие свои личные особенности связки.

Кстати, хотя использующие ладони техники и передвижения по окружности являются сутью багуачжан, но в реальном бою вовсе не обязательно в каждой технике непременно использовать ладонь, а каждый шаг непременно делать по кругу. Как раз наоборот, довольно часто применяются другие техники (например, использующие кулаки) или другие перемещения (например, прямой подход). Ниже мы приводим анализ некоторых боевых связок.

12.1 Встречные восемь ударов

(1)Я и противник стоим друг напротив друга. В момент, когда противник еще не понял моего плана атаки, внезапно правой ладонью колю его в лицо. Если противник поднимет правую руку, блокируя мое правое запястье, я быстро передней (правой) ногой делаю байбу наружу, задней (левой) ногой делаю коубу, идя по окружности, вытягиваю левую ладонь и основанием ладони наношу рассекающий удар по правой щеке противника (см.рис.1,2).

(2)Лучшее, что сможет сделать противник - это повернуться вправо и следуя движению затянуть правую руку обратно, одновременно атакуя меня в горло прямым ударом; я тут же быстро выполняю правой рукой накатывающееся надавливание на его левое запястье, одновременно отступая передней ногой на полшага внезапно выбрасываю левую вертикальную ладонь, тыльной стороной нанося рубящий удар по лицу противника (см.рис.3,4).

(3)Противник может только отблокировать мою левую рубящую ладонь пронизывая правой рукой изнутри вверх. Тогда я быстро отвожу левой рукой наружу его правую руку, а тыльной стороной правой ладони наношу рубящий удар ему по лицу (см.рис.5).

АНАЛИЗ: эта боевая техника называется "встречные восемь ударов", смысл - в непрерывности, в многократных ударах ладонями в лицо противника, цель - в непременности достижения. Первый удар - укол правой ладонью, в нем взаимопроникают истинное и ложное. Если противник не защитится, то идет полновесный удар ладонью; если противник точно все оценил и своевременно защитился, то удар ложный, он является отвлекающим маневром для рассекающего удара основанием левой ладони. При втором ударе ладонью непременно следует полностью реализовать такое достоинство багуачжан, как смена мест движением по кругу, рассека.щий удар увенчается успехом только следуя перемещению. Противник может отреагировать многими способами, но самой часто используемой и самой быстрой контратакой является прямой удар левым кулаком. Поэтому независимо от того, достиг удар левой ладонью цели или нет, я должен сделать отдергивающее движение, чтобы когда противник нанесет прямой удар левым кулаком, правой рукой выполнить накрывающее преграждение по левой руке противника, и одновременно внезапным выбросом левой вертикальной ладони нанести рубящий удар по лицу противника. Обычно противник более привычен к попеременной атаке - слева -> справа -> слева -> справа - и оказывается психологически не готов к непрерывной атаке с одной стороны. Я полностью использую это обстоятельство, и после второго удара - левой ладонью - в третьей атаке вновь использую левую ладонь, часто легко достигая цели. После третьего удара вне зависимости от его результата обязательно следует решительно бить четвертый - рубящий удар правой ладонью. Очевидно, что третий и четвертыйы удары - это непрерывная связка. Если третий удар попал в цель, то четвертый может усилить его эффект. Если же третий удар не достиг цели, то четвертый удар быстрее всего поразит противника. Если же непрерывные четыре удара не смогли поразить противника, то необходимо сменить метод атаки, так как эта связка "не проходит". В ходе непрерывных ударов ладонями первое - это скорость, второе - взаимное сближение, уменьшающее возможность поднимания противником ноги. Если противник поднял ногу чтобы ударить меня, я первым делом должен провести начатый удар, одновременно разбивая рукой вниз, разбивая-рассекая основанием ладони стопу противника.

12.2 Непрерывные удары снизу вверх

(1)Я и противник стоим друг напротив друга. Если противник внезапно в шаге нанесет прямой удар левым кулаком мне в лицо, то я легонько собрав тело и понизив голову правой рукой блокирую вверх левый кулак противника, одновременно быстро шагаю по полукругу, правой стопой заступаю снаружи за левую стопу противника, выбрасывая левую ладонь (пальцы направлены вниз) снизу вверх бью его в живот (см.рис.6).

(2)Если левый прямой удар заблокирован, то противник может быстро правым кулаком сбоку ударить меня в левый висок. В этом случае я поворачиваюсь вправо, шагаю по полукругу, левой стопой заступаю снаружи за правую стопу противника, правой ладонью наношу удар снизу вверх ему в живот (см.рис.7).

(3)Вне зависимости от того, достиг ли цели мой удар правой ладонью снизу вверх, я быстро возвращаю руку, одновременно делаю шаг и районом левого плечевого сустава наношу опирающийся удар по правой стороне груди противника. Если он ужодит корпусом назад, то я пользуясь моментом левой ладонью наношу рубящий удар по правой стороне его шеи (см.рис.8).

(4)Движение не прекращается, я поворачиваюсь влево и используя момент резко бью правой ладонью в середину корпуса противника (см.рис.9).

АНАЛИЗ: когда противник атакует прямым ударом левого кулака, то часто это бывает началом двухударной связки. Исходя из обычной ситуации противник предполагает, что скорее всего я уйду назад от его прямого удара левым кулаком, и поэтому для второго удара оптимальнее всего подходит правый боковой удар с шагом. Я же вопреки ожидаемому не отхожу назад, а наоборот, используя шаг по дуге активно защищаюсь, с одной стороны правой рукой блокируя левый атакующий кулак противника, и одновременно используя байкоубу занимаю выгодное местоположение, после чего левой ладонью снизу вверх бью противника в живот. ТАк как я подшагнул, то дистанция уменьшилась, и удар противника правым кулаком сбоку не будет иметь должной мощи. В этой ситуации противнику остается лишь отступить передней ногой. Это то, что мне и надо. Я левой ладонью изнутри вверх блокирую правый боковой удар противника, что обычно нетрудно, и тут же вновь реализую достоинства собственного поворачивания ладоней в хождении по кругу, полностью проникая внутрь занимаемого противником пространства, и образуя выгодную ситуацию "я вдоль твоей спины". При этом мой удар правой ладонью снизу вверх в живот противника - в чистом виде ложная атака, имеющая целью рассеивание внимания противника. Так как я своим "заниманием места" уже овладел инициативой, то решаюсь на подшагивание и опирающийся удар районом левого плечевого сустава по правой стороне груди противника, увеличивая свое преимущество. В этой ситуации пой рубящий удар левой ладонью по шее противника и последующий резкий удар правой ладонью (или кулаком) в среднюю часть его корпуса - это непрерывная техника двух ладоней, полностью реализующая возможности нанесения ударов по противнику. Ну а то, что я нахожусь на соответствующем выгодном месте достойным внимания образом увеличивает силу атаки. Если же противник в схватке попытается поднять ногу и нанести мне толчковый удар, то из-за малости дистанции, а также из-за того, что с помощью поворота боком я смогу эффективно провести зажим, в обычных условиях эта атака ногой имеет очень малый коэффициент результативности.

12.3 Круговой вертикальный рубящий удар кружащегося вихря

(1)Противник внезапно прямым ударом левого кулака бьет меня в лицо. Я быстро заворачиваю внутрь левую стопу, одновременно оседаю корпусом, тело поворачивается вокруг своей оси вправо, избегая атаки (см.рис.10).

(2)В момент ухода от удара я быстро делаю левой ногой байбу вперед, одновременно левая ладонь идет по вертикальному кругу и резко рубит противника по левой стороне шеи (см.рис.11).

(3)Вне зависимости от того, смог ли противник защититься, я быстро шагаю по кругу, полностью выходя корпусом за его левую сторону, и быстро ведя правую ладонь по вертикальному кругу наношу рубящий удар по левой стороне его шеи (см.рис.12).

(4)Если противник уйдет назад, то я сначала заворачиваю правую стопу вовнутрь, затем разворачиваю ее наружу, проходя по полукругу, левая стопа идет следом, одновременно внезапно выбрасывая правую ладонь по вертикальному кругу тыльной стороной ладони наношу рубящий удар по лицу противника (см.рис.13).

АНАЛИЗ: хождение с поворачиванием - активный метод защиты багуачжан. Когда противник атакует меня прямым ударом левого кулака, я избегаю атаки за счет поворота корпуса вправо, при этом используя особенности применяемого в багуачжан байкоубу могу легко сделать так, что противник полностью окажется слева от меня, после чего левой ладонью по кругу наношу ему рубящий удар по голове или шее. Так в соответствии с принципом техники багуачжан "противник идет прямо - я вхожу сбоку" я завоевываю активность с помощью смены мест движением по кругу. Другой `фирменный' метод багуачжан в атаке - "непрерывные приемы часты, прием непрерывно следует за приемом". Я рублю левой ладонью, и тут же рублю правой - в полном соответствии с этим принципом. Круговая рубка слева и справа образует набор, вынуждающий противника отступать и защищаться. На праатике для защиты от выполняемой из выгодного положения непрерывной рубки слева и справа лучше всего первым делом уйти от атакующего напора. Когда противник выполняет уход назад, я используя вращательное перемещение багуачжан иду вперед и тыльной стороной правой ладони наношу рубяще-разбивающий удар по лицу противника. То, что в этом приеме используется не левая, а правая ладонь, имеет как минимум две причины. Во-первых, при уходе с защитой от моего кругового рубящего удара правой ладонью противник может внезапно нанести правым кулаком прямой удар мне в лицо или корпус (см.рис.13), и если я буду наносить круговой рубящий удар левой ладонью, то противник сможет легко защититься правой рукой, кроме того правый кулак противника внутри, моя правая ладонь снаружи - с точки зрения места я не занимаю выгодного положения, правый кулак противника может первым поразить меня в жизненно важное место. Когда же я перемещением меняю стороны, выполняю прикрывающую защиту правой ладонью и тыльной стороной наношу рубяще-разбивающий удар, то одновременно с вхождением в контакт я оказываюсь в наиболее активном положении. Во-вторых, в ожесточенном бою противник психологически легко переносит попеременные удары слева и справа, так как защита от такой атаки тоже сравнительно эффективна. Когда же я после кругового рубящего удара правой ладонью наношу рубяще-разбивающий удар тыльной стороной опять же правой ладони, для противника зачастую это оказывается непривычным, и ему труднее провести эффективную защиту. Если же когда я рублю слева и справа противник попытается нанести мне удар ногой, то я следуя движению наношу рукой рубяще-разбивающий удар по стопе противника, не ломая движения из-за удара ногой.

12.4 Заблокировать ногу и рубануть по шее

(1)Противник внезапно прямым ударом правого кулака в шаге бьет меня в лицо, я быстро делаю два непрерывных шага, с помощью байкоубу слегка смещаясь влево, одновременно поднимаю правую ладонь и слева направо наношу блокирующий удар по правому запястью противника (см.рис.14).

(2)Противник отдергивает правый кулак, быстро поворачивает корпус вокруг своей оси вправо, одновременно нанося левой ногой удар в солнечное сплетеине (см.рис.15).

(3)Я быстро опускаю обе руки, правой ладонью рублю противника по тыльной стороне левой стопы, левой ладонью (или кулаком) наношу соскабливающий удар по левой голени противника (см.рис.15).

(4)Противник быстро возвращает ногу, я же вне зависимости от того насколько удался пой рубящий удар ладонью, быстро продвигаюсь с помощью байкоубу, одновременно используя движение правой ладонью (обращенной центром вниз) выполняю срубающе-соскабливающее движение по шее противника (см.рис.16).

АНАЛИЗ: практически все противники пробуют атаковать ногами. А удару ногой часто предшествует ложная атака кулаком. Это непременно нужно замечать. Поэтому когда противник в шаге наносит мне прямой удар кулаком, я блокирую правой ладонью слева направо. Цель - помимо непосредственной защиты от удара кулаком - в подготовке к защите от внезапного удара ногой. Так как противник уже ударил правым кулаком, то подъем правой ноги вызовет неустойчивость, поэтому бью обычно левой ногой. Но противник поднимая левую ногу знает, что я уже нахожусь справа от него, поэтому для достижения успеха он должен будет сильно повернуться вправо. Таким образом противник не сможет не просигнализировать мне поворотом вправо, и у меня будет достаточно времени для точного расчета и для подготовки подходящей контратаки. Когда я левой и правой ладонями рублю и соскабливаю по голени и стопе левой ноги противника, то сначала я эффективно останавливаю атаку ногой, а последующим шагом заблаговременно подготавливаю контратаку. Так как я рублю обеими ладонями, левая ладонь после удара по голени противника оказывается впереди правой. Когда я дождавшись момента используя поворот корпуса в движении правой ладонью скользнув вперед рублю противника по шее, левая ладонь может выполнить эффективную защиту от повторной атаки правой рукой. Если во время моего срубающего удара правой ладонью противник запрокинет голову назад, то я быстро трансформирую атаку в удар тыльной стороной ладони, одновременно ноги непрерывно шагают, быстро напирая на противника и помогая рубящему удару тыльной стороной правой ладони по лицу противника.