Часть 2

ТРЕНИРОВКА БАГУАЧЖАН

Глава 4

Предварительная тренировка багуачжан

Постройка здания высотой в десять тысяч чжанов начинается с выравнивания земли. Тренировка любого из стилей ушу начинается с предварительной тренировки, и лишь затем доходит до комплексов. Багуачжан - это кулачное искусство, в котором ладонями заменяют кулаки, шагая передвигаются с поворотами; "передвижение" - вот ключ к движениям багуачжан. Поэтому овладение предварительной тренировкой для багуачжан гораздо важнее, чем для других видов ушу. Предварительную тренировку багуачжан можно разделить на три части: "столбовое стояние", передвижение, хождение по кругу.

4.1 Тренировка "столбового стояния"

В багуачжан во время "столбового стояния" носки немного скошены вправо, а ладони - поданы чуть влево. Левая ладонь размещена слева перед корпусом, правая - следует левой сзади. Левая нога стоит перед правой, правая - следует левой сзади, ноги образуют ножницеподобную форму. Точка приложения силы на стопах скошена вправо, сила - в правой ноге, левая нога - более опустошенная, корпус осел вниз. Поясница прямая, голова "подвешена", макушка вертикальна, плечи свисают, локти опущены, грудь вобрана, спина напряжена, запястья осевшие, кисти рук выпирают, большие и указательные пальцы расставлены, районы между ними округлены, большие пальцы завернуты внутрь, поворачиваются ногтевой стороной вниз, остальные пальцы заворачиваются вокруг своей оси внутрь, ци пронизывает до кончиков пальцев. Одновременно напрячь промежность и подтянуть бедра, колени словно с силой что-то охватывают, нужно достичь "трех опустошенностей", то есть опустошенности в центрах кистей, опустошенности в центрах стоп и опустошенности в сердце. К этому времени ци пронизывает все тело, язык упирается в нёбо, взгляд направлен на район между большим и указательным пальцами левой руки, передняя (левая) кисть находится на высоте бровей, задняя (правая) кисть примыкает к низу ребер, сам спокоен и безмятежен, ци опущено в даньтянь, шэнь, ци и ли концентрируются воедино. Так тренироваться, меняя стороны минуты через три. Когда форма станет правильной, ци будет следовать мысли, и сможешь стоять свыше тридцати минут, а ноги не будут чувствовать усталости, то сможешь перейти к тренировке передвижения.

4.2 Тренировка передвижения

Из позиции "столбового стояния" левая стопа без веса тела идет вдоль поверхности земли, медленно продвигаясь вперед, словно ступая по грязи. Когда стопа выпрямится, встать на подошву, сила достигает кончиков пальцев ноги, высота корпуса не изменяется, все время нужно обращать внимание на первоочередность мысленного контроля. Затем колено и бедро смещаются вперед, вес тела постепенно смещается с правой ноги на левую, теперь левая нога - полная, а правая - пустая. Сразу же поднять правую ногу и по прямой передвинуться вперед, подошва движется вдоль земли, ноги вновь пирнимают то же положение, что и при "столбовом стоянии". Таким образом попеременно передвигать вперед левую и правую ноги. Когда на каждой тренировке сможешь выполнять свыше ста шагов (перемещение левой и правой ноги считается за один шаг), а ноги не будут чувствовать усталости, в ходе всей тренировки высота корпуса не будет изменяться, голова прямая, корпус выпрямлен, живот полный, ци подобно движению облаков, во всем шаге - ровное поднимание и ровное опускание, все легко - словно статуя Будды плывет по реке, то можно перейти к тренировке хождения по кругу.

4.3 Тренировка хождения по кругу

"Хождение" - суть багуачжан, тренируя багуачжан вначале обязательно натренировывают хождение по кругу. В багуачжан от первой ладони одиночной смены стороны до восьмой ладони оборота корпуса вне зависимости от превращений методов ладони (а их возможно как минимум шестьдесят четыре) ноги от начала и до конца неизменно идут по кругу.

При хождении по кругу требования к голове, шее, плечам, локтям, кистям рук, груди, спине и животу те же, что и при "столбовом стоянии". При хождении по кругу стопы плоско поднимаются и плоско приземляются, при шаге вперед надо проносить переставляемую ногу вплотную к внутренней стороне голени опорной ноги, поднимая ее над землей не более чем на цунь. После постановки на землю пальцы легонько вцепляются в землю. При хождеии по кругу внутренняя стопа переставляется по прямой, а внешняя немного заворачивается внутрь, ноги должны переступать по окружности. Чем больше круг - тем меньше угол заворота кнутрь внешней стопы, чем меньше круг - тем этот угол больше. Обычно круг выбирают такой величины, чтобы его можно было обойти за восемь шагов, так как обход восемью шагами соответствует месторасположению восьми триграмм. Тренируясь учше обходить влево и вправо одинаковое количество кругов. После обхода с поворотами определенного количества кругов внешняя стопа заворачивается внутрь к центру круга, чтобы сделать возможной смену направления обхода. Скорость хождения по кругу может быть как большой, так и маленькой. Начинающму следует ходить медленно, ибо чем медленнее - тем больше увеличивается сила ног, пошел - и укрепил нижний уровень. После некоторого периода медленного хождения можно переходить к этапу быстрого обхода. Быстрое хождение оказывает сильное стимулирующее воздействие на развитие ловкости нижних конечностей. Имея базу из медленного и быстрого хождений можно ускорять и замедлять скорость обхода круга, устанавливая наиболее выгодную величину. Для тренировки хождения по кругу следует выбрать уединенное место на свежем воздухе и обходя небольшое дерево практиковать повороты ладоней с перемещением, с деревом в качестве воображаемого противника, усиливая этим интерес к тренировке и ее защитно-атакующий смысл.

Потренировав некоторое время (от трех до шести месяцев) хождение по кругу достигаешь того, что можешь полностью контролировать свое тело, не наклоняешься ни вперед, ни назад, ни влево, ни вправо, не поднимаешься вверх и не опускаешься вниз, чувствуешь ловкость тела и легкость шагов, движение спокойное, распирание округлое, мысль работает порождая мудрость, ци движется в сотне отверстий, все тело выглядит скоординированным, базис прочен. После этого можно продвигаться дальше и тренировать восемь больших ладоней багуачжан.

Глава 5

Тренировка восьми больших ладоней багуачжан

ЛАДОНЬ ПЕРВАЯ
Триграмма цянь,
форма змеи,
ладонь следования ситуации

Начинаемый с места триграммы цянь разворот корпуса в движении. Состоит из семи приемов: помещение ладоней на триграмму цянь, поворот корпуса на месте, в форме змеи следовать ситуации, темный дракон поднимает голову, золотая змея пронизывает облако, темный дракон поворачивается, шаг с поворотом ладоней.

На рисунках показаны только левые формы, правые формы им симметричны.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЦЯНЬ: обходя круг начать смену ладоней с места триграммы цянь (северо-запад) имея правую ногу впереди (рис.1).

ПОВОРОТ КОРПУСА НА МЕСТЕ: левая стопа делает коубу направляясь наружу из круга, левая ладонь прикрывает вверху, корпус поворачивается и обращается по диагонали наружу из круга (рис.2).

В ФОРМЕ ЗМЕИ СЛЕДОВАТЬ СИТУАЦИИ: правая нога отступает вправо, корпус поворачивается, правая ладонь вытягивается вниз вдоль ноги, левая ладонь поднята вверх выжидая момент (рис.3).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ: ладони поднимаются по диагоналям внутри, правая рука наносит удар вверху тыльной стороной ладони, левая ладонь - у правого локтя, одновременно левая нога чуть подтягивается вперед образуя правую гунбу (рис.4).

ЗОЛОТАЯ ЗМЕЯ ПРОНИЗЫВАЕТ ОБЛАКО: поднять левую ногу, левая ладонь пронизывает вверх, правая ладонь возвращается и прикрывает даньтянь (рис.5).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ПОВОРАЧИВАЕТСЯ: поставить левую ногу на землю, повернуться и отвести левую ладонь наружу, лицом обратиться по диагонали внутрь круга (рис.6).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется вправо, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо (рис.7).

ЛАДОНЬ ВТОРАЯ
Триграмма кань,
форма дракона,
ладонь пронизывания рукой.

Начинаемый с места триграммы кань поворот корпуса в движении. Состоит из одиннадцати приемов: помещение ладоней на триграмму кань, пронизывание рукой из формы дракона, темный дракон выходит из воды (3 приема), темный дракон выпускает когти (2 приема), птица-дракон обвивает колонну, темный дракон оборачивает голову, темный дракон подтягивает хвост, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ КАНЬ: начать смену ладоней с места триграммы кань (север) имея правую ногу впереди (рис.8).

ПРОНИЗЫВАНИЕ РУКОЙ В ФОРМЕ ДРАКОНА: левая нога выходит на полшага внутрь, правая нога делает полшага с заворотом внутрь, присесть, левая рука протыкает вниз снаружи от правого колена, одновременно правая ладонь поднимается вверх выжидая момент (рис.9).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: левая нога делает коубу по направлению из круга, повернуть корпус и поднять правую ногу, левая ладонь пронизывает от груди вверх, правая ладонь возвращается на защиту даньтяня (рис.10).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫПУСКАЕТ КОГТИ: правая нога опускается вперед толчковым ударом и делает байбу по направлению к центру круга, опуститься в низкую позицию, одновременно левая ладонь вытягивается вниз, правая ладонь возвращается к бедру в позицию ожидания (рис.11).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: правая нога поворачивается вокруг своей оси, поднять левую ногу, ладони сжимаются в кулаки, описывают дугу к груди и наносят удар, левый кулак впереди (рис.12).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫПУСКАЕТ КОГТИ: левая нога опускается вперед толчковым ударом и делает байбу по направлению из круга, опуститься в низкую позицию, одновременно правыый кулак разжимается в ладонь и пройдя над левым локтем следуя движению вытягивается вниз с рубящим ударом, левый кулак разжимается в ладонь и возвращается к бедру в позицию ожидания (рис.13).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫХОДИТ ИЗ ВОДЫ: левая нога поворачивается вокруг своей оси, поднять правую ногу, ладони описывают дугу к груди и сжимаясь в кулаки наносят удары, правый - более впереди, левый - позади него (рис.14).

ПТИЦА-ДРАКОН ОБВИВАЕТ КОЛОННУ: правая нога ставится на землю и делает байбу по направлению к центру круга, левая нога - "пустая", левый кулак разжимается в ладонь и над правым локтем бьет вперед тыльной стороной кисти, правый кулак разжимается в ладонь и размещается под левой подмышечной впадиной (рис.15).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ОБОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, левая ладонь возвращается внутрь и отходит от корпуса, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вверх (рис.16).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ВЫТЯГИВАЕТ ХВОСТ: правая нога делает коубу, правая ладонь протыкает вниз под левой подмышеной впадиной, лицо обращено к центру круга (рис.17).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо (рис.18).

ЛАДОНЬ ТРЕТЬЯ
Триграмма гэнь,
ладонь "обернуться и ударить тигра".

Начинаемый с места триграммы гэнь разворот корпуса в движении. Состоит из десяти приемов: помещение ладоней на триграмму гэнь, фиолетовая ласточка бросается стричь (2 приема), обернуться и ударить тигра, свирепый тигр приподнимает когтями, свирепый тигр набрасывается на пищу, встречный взмах рукавом, ястреб влетает в лес, обезьяна передвигает дерево, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ГЭНЬ: начать смену ладоней с места триграммы гэнь (северо-восток) с левой ногой впереди (рис.19).

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА БРОСАЕТСЯ СТРИЧЬ (1): правая нога делает коубу, левая ладонь наносит горизонтальный толчковый удар вправо, смотреть на левую ладонь (рис.20).

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА БРОСАЕТСЯ СТРИЧЬ (2): левая нога делает байбу, повернуться (рис.21).

ПОВЕРНУТЬСЯ И УДАРИТЬ ТИГРА: правая нога делает коубу по направлению из круга, образуется мабу, ладони от груди выполняют резкое расталкивание, лицо обращено из круга, смотреть вправо (рис.22).

СВИРЕПЫЙ ТИГР ПРИПОДНИМАЕТ КОГТЯМИ: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, ладони выполняют парное приподнимание влево-вперед, смотреть на руки (рис.23).

СВИРЕПЫЙ ТИГР НАБРАСЫВАЕТСЯ НА ПИЩУ: левая нога делает полшага вперед, правая нога подшагивает образуя сюйбу, ладони переворачиваются перед грудью возвратным движением и вновь резко сталкивают наружу (рис.24).

ВСТРЕЧНЫЙ ВЗМАХ РУКАВОМ: отступить правой ногой, левая ладонь прикрывает внутрь, правая ладонь размещается под левым локтем (рис.25).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь из-под левого локтя пронизывает вперед, левая ладонь останавливается у правого локтя (рис.26).

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, левая ладонь отходит наружу, правая ладонь размещается перед грудью (рис.27).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо.

ЛАДОНЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Триграмма чжэнь,
ладонь "ласточка разворачивается, накрыть рукой".

Начинаемый с места триграммы чжэнь разворот корпуса в движении. Состоит из четырнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму чжэнь, ласточка разворачивается (2 приема), ласточка пронизывает занавеску (влево и вправо), ласточка держит в клюве глину, ласточка буравит небо, фиолетовая ласточка возвращается в гнездо (2 приема), ласточка выставляет хвост (3 приема), ласточка пересекает реку, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЧЖЭНЬ: начать смену ладоней с места триграммы чжэнь (восток) с правой ногой впереди (рис.29).

ЛАСТОЧКА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ (1): левая нога делает шаг разворачиваясь к центру круга, левая ладонь протыкает вниз к левому колену (рис.30).

ЛАСТОЧКА РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ (2): правая нога делает шаг разворачиваясь по направлению из круга, правая рука от лица идет обмахивающим движением вправо-вниз, выполняя накрывание рукой, левая ладонь поднимается вверх в позицию ожидания, смотреть на правую ладонь (рис.31).

ЛАСТОЧКА ПРОНИЗЫВАЕТ ЗАНАВЕСКУ (влево): левая нога делает шаг, заворачиваясь внутрь по направлению из круга, правая нога делает шаг и разворачивается наружу по направлению к центру круга, опуститься в низкую позицию, одновременно правая ладонь возвращается с накрыванием, левая ладонь пронизывает из-под правой руки по диагонали вверх (рис.32).

ЛАСТОЧКА ПРОНИЗЫВАЕТ ЗАНАВЕСКУ (вправо): повернуть ноги и повернуться вокруг своей оси, правая ладонь пронизывает из-под левой руки по диагонали вверх, левая ладонь возвращается с накрыванием, сохранять низкую позицию (рис.33).

ЛАСТОЧКА ДЕРЖИТ В КЛЮВЕ ГЛИНУ: правая ладонь описывает круг вперед, левая ладонь описывает вперед полкруга, когда ладони скрещиваются, левая нога отступает, корпус поворачивается вокруг своей оси, правая ладонь вытягивается вниз, левая ладонь прикрывает запястье, сохранять низкую позицию (рис.34).

ЛАСТОЧКА БУРАВИТ НЕБО: поднять левую ногу, правая ладонь следуя движению пронизывает вверх, левая ладонь прикрывает грудь, смотреть на правую ладонь (рис.35).

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГНЕЗДО (1): левая нга опускается впереди заворачиваясь внутрь к центру круга, отступить правой ногой, правая ладонь возвращается и отводится наружу (рис.36).

ФИОЛЕТОВАЯ ЛАСТОЧКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГНЕЗДО (2): шагнуть левой ногой, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь прикрывает даньтянь (рис.37).

ЛАСТОЧКА ВЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (1): шагнуть правой ногой, поворачивая тело вокруг своей оси толкнуть ладонями вправо-назад (рис.38).

ЛАСТОЧКА ВЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (2): шагнуть левой ногой, ладонями описать круг влево-вперед и толкнуть вправо-назад (рис.39).

ЛАСТОЧКА ЫСТАВЛЯЕТ ХВОСТ (3): шагнуть правой ногой, ладонями описать круг влево-вперед и толкнуть вправо-назад (три приема должны мдти непрерывно, шагать по кругу малыми шагами) (рис.40).

ЛАСТОЧКА ПЕРЕСЕКАЕТ РЕКУ: отступить левой ногой, повернуться и осесть вниз, левая ладонь вытягивается вниз вдоль правой ноги, центр ладони обращен наружу, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вверх, смотреть на левую ладонь (рис.41).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: подняться и шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать передвижение с поворачиванием вправо (рис.42).

ЛАДОНЬ ПЯТАЯ
Триграмма сунь,
ладонь "обернуться и обратиться спиной".

Начинаемый с места триграммы сунь разворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму сунь, темный дракон оборачивает голову, обезьяна передвигает дерево, поперечное сметание тысячи армий (на местах триграмм лу, дуй, кань и чжэнь), метеор гонится за луной (на местах триграмм кунь, цянь, гэнь и чжэнь), лев бросается на мяч, ястреб влетает в лес, пользуясь ветром развернуть знамена, шаг с поворотом ладоней.

Сунь среди восьми триграмм символизирует ветер. Тренируя сочетания ладоней поворачиваются, ударяя на четыре стороны света, быстротой уподобляясь кружащемуся вихрю. "Поперечное сметание тысячи армий" и "метеор гонится за луной" можно начинать с места триграммы ли и атаковать через центр круга до места триграммы кань, затем от места триграммы кань мимо места триграммы гэнь атаковать до места триграммы чжэнь, затем от места триграммы чжэнь через центр круга атаковать до места триграммы дуй, а от места триграммы дуй мимо места триграммы цянь вернуться к месту триграммы кань.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ СУНЬ: начать смену ладоней с места триграммы сунь (юго-восток) с левой ногой впереди (рис.43).

ТЕМНЫЙ ДРАКОН ОБОРАЧИВАЕТ ГОЛОВУ: правая нога делает шаг и заворачивается внутрь по направлению к центру круга, левая ладонь прикрывает вправо (рис.44).

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: левая нога разворачивается наружу по направлению из круга, повернуться и отвести левую ладонь наружу (рис.45).

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы ли) (к центру круга): шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу к центру круга, левая ладонь размещается у подмышечной впадины, смотреть на правую ладонь (рис.46).

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы ли) (от центра круга): от места триграммы ли мимо мест триграмм кунь, цянь и гэнь атаковать места триграмм дуй, кань и чжэнь, прием непрерывно следует за приемом единым движением (рис.47).

МЕТЕОР ГОНИТСЯ ЗА ЛУНОЙ (1): левой ногой отступить на место триграммы кунь, повернуться и накрыть правой ладонью вниз, левую ладонь выставить вперед-из круга, тут же атаковать место триграммы дуй, пройти с этим приемом через места триграмм кунь, цянь и гэнь (рис.48).

ПОПЕРЕЧНОЕ СМЕТАНИЕ ТЫСЯЧИ АРМИЙ (с места триграммы чжэнь): выполняется как одно движение до места триграммы чжэнь (рис.49).

МЕТЕОР ГОНИТСЯ ЗА ЛУНОЙ (2): повернуть ноги вокруг своих осей и повернуться, правой ладонью накрыть вниз, левую ладонь раскрыть вперед-к центру круга (рис.50).

ЛЕВ БРОСАЕТСЯ НА МЯЧ: шагнуть правой ногой, ладони слева обматывают вперед, образуя "набрасывающиеся ладони", правая - впереди, левая - сзади, смотреть на правую ладонь (рис.51).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть левой ногой, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь размещается под левым локтем (рис.52).

ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕТРОМ РАЗВЕРНУТЬ ЗНАМЕНА: правая ладонь делает шаг с заворотом внутрь к центру круга, левая ладонь раскрывается наружу, лицо обращено к центру круга (рис.53).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: левая нога разворачивается, шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо (рис.54).

ЛАДОНЬ ШЕСТАЯ
Триграмма ли,
ладонь "поворачивающийся корпус вытягивающейся лошади".

Начинаемый с места триграммы ли поворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму ли, небожитель указывает путь, ястреб влетает в лес, поворачивающийся корпус вытягивающейся лошади (3 приема), обезьяна срывает плод, ястреб влетает в лес, попеременное вращение золотого колеса (5 приемов), пользуясь ветром развернуть знамена, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ЛИ: начать смену ладоней с места триграммы ли (юг) с правой ногой впереди (рис.55).

НЕБОЖИТЕЛЬ УКАЗЫВАЕТ ПУТЬ: левая нога делает шаг, разворачиваясь к центру круга, левая рука тыкает пальцами внутрь, правая ладонь защищает грудь (рис.56).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь возвращается к правому локтю (рис.57).

ПОВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (1): повернуться поворачивая ноги вокруг своих осей, правая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, левая ладонь отталкивает назад, выжидая (рис.58).

ПОВРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (2): шагнуть правой ногой, левая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, правая ладонь отталкивает назад, выжидая (рис.59).

ПОВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ КОРПУС ВЫТЯГИВАЮЩЕЙСЯ ЛОШАДИ (3): шагнуть левой ногой, правая ладонь наносит вытягивающийся удар вперед, левая ладонь отталкивает назад, выжидая (рис.60).

ОБЕЗЬЯНА СРЫВАЕТ ПЛОД: отступить левой ногой, ладони делают вспарывающее движение внутрь, левая рука колет пальцами вперед, правая ладонь отсается перед грудью, повернуться, образуя левую гунбу (рис.61).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь возвращается к правому локтю (рис.62).

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗЛОТОГО КОЛЕСА (1,2): шагнуть левой ногой, руки словно обхватывают мяч и поворачиваются по направлению из круга (рис.63).

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗОЛОТОГО КОЛЕСА (3,4): шагнуть правой ногой, руки словно обхватывают мяч и поворачиваются по направлению к центру круга (рис.64).

ПОПЕРЕМЕННОЕ ВРАЩЕНИЕ ЗОЛОТОГО КОЛЕСА (5): шагнуть левой ногой, руки поворачиваются по направлению из круга. Шаг пяти приемов осуществляется по кругу (рис.65).

ПОЛЬЗУЯСЬ ВЕТРОМ РАЗВЕРНУТЬ ЗНАМЕНА: правая нога делает шаг и заворачивается по направлению к центру круга, левая ладонь отходит наружу, лицо обращено к центру круга (рис.66).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо (рис.67).

ЛАДОНЬ СЕДЬМАЯ
Триграмма кунь,
ладонь "развернуться и ткнуть назад".

Начинаемый с места триграммы кунь разворот корпуса в движении. Состоит из пятнадцати приемов: помещение ладоней на триграмму кунь, золотой петух возвещает рассвет, золотой петух размахивает крыльями, золотой петух трясет перьями (3 приема), золотой петух уводит руку, золотой петух на одной ноге, золотой петух сводит крылья, золотой петух подпирает вверх, троекратный крик петуха, золотой петух чистит перышки, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ КУНЬ: начать смену ладоней с места триграммы кунь (юго-запад) с правой ногой впереди (рис.68).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ВОЗВЕЩАЕТ РАССВЕТ: левая нога делает шаг и разворачивается к центру круга, с шагом правой ноги левая рука делает укол пальцами вверх (рис.69).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ РАЗМАХИВАЕТ КРЫЛЬЯМИ: левая нога делает шаг и разворачивается к центру круга, правая ладонь пронизывает вверх из-под левого локтя, левая ладонь защищает грудь (рис.70).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (1): повернуться на левой ноге поднимая при этом правую, правая ладонь сверху наносит перевернутый укол назад-вниз, левая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания (рис.71).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (2): сделать шаг и поднять левую ногу, левая ладонь сверху выполняет перевернутый укол назад-вниз правая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания (рис.72).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ТРЯСЕТ ПЕРЬЯМИ (3): сделать шаг и поднять правую ногу, правая ладонь сверху наносит перевернутый укол назад-вниз, левая ладонь вытягивается вперед в позицию ожидания (рис.73).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ УВОДИТ РУКУ: опустить правую ногу, заворачивая ее по направлению из круга, левая нога отшагивает в сторону, левая ладонь сверху выполняет перевернутое вытягивание вниз, правая ладонь размещается у поясницы, центр ладони обращен вниз (рис.74).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ НА ОДНОЙ НОГЕ: повернуться на левой ноге, поднимая при этом правую ногу, правая ладонь наносит удар вверх тыльной стороной ладони, левая ладонь защищает грудь (рис.75).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ СВОДИТ КРЫЛЬЯ: поставить на землю правую ногу и шагнуть левой, левая ладонь "управляет" внутрь, правая ладонь размещается под левым локтем (рис.76).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ПОДПИРАЕТ ВВЕРХ: шагнуть правой ногой, поднять левую стопу к внутренней стороне правой голени, одновременно правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь размещается над бедром (рис.77).

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (1): левая нога ставится на землю впереди, левая ладонь пронизывает вверх из-под правого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, правая ладонь размещается под левым локтем (рис.78).

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (2): правая ладонь пронизывает вверх из-под левого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, левая ладонь размещается под правым локтем (рис.79).

ТРОЕКРАТНЫЙ КРИК ПЕТУХА (3): левая ладонь пронизывает вверх из-под правого локтя и наносит удар тыльной стороной ладони, правая ладонь размещается под левым локтем (три приема следуют непрерывно) (рис.80).

ЗОЛОТОЙ ПЕТУХ ЧИСТИТ ПЕРЫШКИ: отступить левой ногой, правая нога подшагивает к левой образуя сюйбу, левая ладонь отводится наружу, правая ладонь размещается у левой подмышки (рис.81).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь прикрывает грудь, начать движение с поворачиванием вправо (рис.82).

ЛАДОНЬ ВОСЬМАЯ
Триграмма дуй,
ладонь "остановиться, переместить, загнуть внутрь".

Начинаемый с места триграммы дуй разворот корпуса в движении. Состоит из одиннадцати приемов: помещение ладоней на триграмму дуй, небесная лошадь несется в воздухе, толкать лодку по течению, киноварный ветер кидает гнездо, искать жемчуг на дне моря, свирепый тигр выходит из леса, сыграть на пиба, разогнать облака и толкнуть луну, ястреб влетает в лес, обезьяна передвигает дерево, шаг с поворотом ладоней.

ПОМЕЩЕНИЕ ЛАДОНЕЙ НА ТРИГРАММУ ДУЙ: начать смену ладоней с места триграммы дуй (запад) с левой ногой впереди (рис.83).

НЕБЕСНАЯ ЛОШАДЬ НЕСЕТСЯ В ВОЗДУХЕ: правая нога делает шаг и разворачивается по направлению из круга, левая ладонь прикрывает по направлению из круга (рис.84).

ТОЛКАТЬ ЛОДКУ ПО ТЕЧЕНИЮ: повернуться, выполнив при этом левой ногой заворачивающийся шаг, правая ладонь отнимает по направлению к центру круга, левая ладонь скоблит по направлению к центру круга (рис.85).

КИНОВАРНЫЙ ВЕТЕР КИДАЕТ ГНЕЗДО: повернуться на левой ноге, поднимая при этом левое колено, ладони возвращаются подвешенным движением в наружном от корпуса направлении, корпус обращен передней стороной к центру круга (рис.86).

ИСКАТЬ ЖЕМЧУГ НА ДНЕ МОРЯ: левая нога ставится на землю разворачиваясь по направлению из круга, правая нога делает шаг заворачиваясь по направлению из круга, правая рука наносит вытягивающийся удар сверху вниз, левая ладонь помогает подталкивая запястье (рис.87).

СВИРЕПЫЙ ТИГР ВЫХОДИТ ИЗ ЛЕСА: шаг левой нгой, левая ладонь бьет вверху тыльной стороной ладони, правая ладонь от левого локтя наносит толчковый удар вперед (рис.88).

СЫГРАТЬ НА ПИБА: шаг правой ногой, обращенная ребром вперед правая вертикальная ладонь пронизывает от места под левым локтем и наносит буравящий удар вперед, левая ладонь размещается у правой подмышки (рис.89).

РАЗОГНАТЬ ОБЛАКА И ТОЛКНУТЬ ЛУНУ: поворачиваясь на правой ноге обернуться, поднимая левую ногу, левая ладонь "управляет" по направлению к центру круга, правая ладонь размещается под левым локтем (рис.90).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: опустить левую ногу, шагнуть правой ногой, правая ладонь пронизывает вперед из-под левого локтя, левая ладонь размещается у правого локтя (рис.91).

ОБЕЗЬЯНА ПЕРЕДВИГАЕТ ДЕРЕВО: повернуться, поворачивая ноги вокруг своих осей, правая ладонь накрывает внутрь, левая ладонь отходит наружу, смотреть на левую ладонь (рис.92).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая ладонь пронизывает под левым локтем и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь защищает грудь, начать движение с поворачиванием вправо (рис.93).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ФОРМА
Пять драконов машут хвостами.

В тренировке багуачжан поворачивание ладоней - голова, смена ладоней - мать. "Пять драконов машут хвостами" состоит из восьми приемов: выбор места для смены ладоней, заворачивающийся шаг стоящего столба, пять драконов машут хвостами, лев разевает пасть, ветер раскачивает листья лотоса, ястреб влетает в лес, лазоревый дракон втягивает хвост, шаг с поворотом ладоней. Эти восемь методов разворота трансформируются следуя замыслу независимо от мест восьми триграмм. Выполнение заключительной формы обладает таинством наступлений, отступлений и поворотов, сокровенной силой трансформации инь и ян.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ СМЕНЫ ЛАДОНЕЙ: начать смену ладоней с левой ногой впереди с любого места (рис.94).

ЗАВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ ШАГ СТОЯЩЕГО СТОЛБА: правая нога делает шаг и заворачивается к центру круга, левая ладонь прикрывает вверх (рис.95).

ПЯТЬ ДРАКОНОВ МАШУТ ХВОСТАМИ: левая нога делает шаг и разворачивается по направлению к центру круга, левая ладонь от правого плеча отнимает вниз до левого колена, смотреть на левую ладонь (рис.96).

ЛЕВ РАЗЕВАЕТ ПАСТЬ: шагнуть правой ногой, левая ладонь одновременно переворачивается вверх, правая ладонь пронизывает вперед буравящим ударом (рис.97).

ВЕТЕР РАСКАЧИВАЕТ ЛИСТЬЯ ЛОТОСА: повернуться на правой ноге поднимая левую, правая ладонь "управляет" внутрь, левая ладонь защищает грудь (рис.98).

ЯСТРЕБ ВЛЕТАЕТ В ЛЕС: опустить левую ногу, левая ладонь пронизывает вперед из-под правого локтя, правая ладонь размещается у левого локтя (рис.99).

ЛАЗОРЕВЫЙ ДРАКОН ВТЯГИВАЕТ ХВОСТ: правая нога делает шаг и заворачивается по направлению из круга, правая ладонь протыкает под левой подмышкой (рис.100).

ШАГ С ПОВОРОТОМ ЛАДОНЕЙ: правая нога разворачивается по направлению к центру круга, правая ладонь пронизывает под левой подмышкой и выставляется наружу, левая вертикальная ладонь защищает грудь, начать движение с поворачиванием вправо (рис.101). После этого выполнить заключительную форму "ладони, приподнимающие небо".

Глава 6

Вспомогательная тренировка багуачжан

Поговорка кулачного искусства гласит: "Тренируешь приемы но не тренируешь вспомогательной работы - до самой старости так и останешься пустым местом". Багуачжан - это боевое искусство с очень сильно выраженным ударным характером, и поэтому очень большое внимание уделяется тренировке результативной силы. В багуачжан есть очень много видов вспомогательной тренировки, направленной на увеличение результативной силы, мы познакомим лишь с важнейшими.

6.1 Тренировка пальцев и ладоней

Тренировка пальцев и ладоней входит в число того, что обязательно должно содержаться во вспомогательной тренировке багуачжан. Так как в багуачжан ладони и пальцы заменяют в использовании кулаки, то необходимо чтобы сила проходила сквозь них не встречая препятствий, чтобы твердое и мягкое помогали друг другу. Метод тренировки ладоней внутренним усовершенствованием таков. Нужно встать в сыпин мабу, вобрать грудь и немного выпятить спину, вытянуть шею и поднять макушку, сжать кисти рук в кулаки и поместить их у ребер, и дождавшись смешения дыхания разжимая кулаки в ладони совершить толчок вперед вертикальными ладонями. Затем завернуть внутрь пальцы, расслабить запястья, распрямить ладони и загнуть их вперд до горизонтали, центры ладоней обращаются вниз, центры ладоней должны быть опустошенными, запястья должны осесть, нужно выпятить основания пальцев, а кончики пальцев завернуть внутрь, пальцы растопырены, район между большим и указательным пальцами округлен, на ладонях и пальцах постепенно сосредотачивается сила притяжения. При завершении ладони сжимаются в кулаки, пальцы сжимаются плотным захватом, затем локти стягиваются, запястья поворачиваются вокруг своих осей, кулаки обращаются ладонными сторонами вверх, вновь оттягиваясь к ребрам. Время тренировки зависит от занимающегося, обычно одно выполнение занимает тридцать минут. Внешняя тренировка состоит в том, что в землю врывается вертикальный столб, возвышающийся на 2м (и заглубленный на 1м), снаружи он оборачивается пальмовой корой и мягким покрытием, и на нем отрабатываются различные ударные техники - подвеска ладонью вверх, рубка ладонью вниз, взмах ладонью влево, вращение ладони вправо, нажимание ладонью посередине. Тренировка идет от легкого к тяжелому, по порядку и постепенно.

6.2 Тренировка ног

В багуачжан особый упор делается на "применение - передвижением", поэтому вспомогательная тренировка ног чрезвычайно важна. Традиционных методов тренировки ног очень много, здесь представлено два сравнительно легких вида.

6.2.1 Обход многоугольника

Из кирпичей на ровном месте выкладывается треугольник, квадрат или шестиугольник. Расстояние между кирпичами примерно соответствует длине шага.

				  3
				 2 1

Первоначально тренируют обход треугольника. Тренирующийся стоит на кирпичах N1 и N2 лицом к кирпичу N3. Левая нога шагает по диагонали вперед на кирпич N3, одновременно правая нога тут же проскакивает на кирпич N2. Если долгое время тренировать на обе стороны такое перешагивание с проскакиванием, то тело станет ловким, а шаги - живыми.


				 34
				 21

Далее тренируют обход квадрата. Тренирующийся стоит на крипичах N1 и N2 лицом к кирпичам N3 и N4. Левая нога шагает по диагонали вперед на кирпич N4, одновременно правая нога перескакивает на кирпич N3. Такое перешагивание с проскакиванием тренируют на обе стороны.

				 45
			       3    6
				 21

Затем тренируют обход шестиугольника. Тренирующийся стоит на кирпичах N1 и N2 лицом к остальным четырем. Правая нога сначала идет на кирпич N6, левая нога следуя движению идет на кирпич N5, правая нога проскакивает на кирпич N4. Такое перешагивание с проскакиванием тренируется на обе стороны. При тренировке можно использовать мабу или высокую гунбу, а руками выполнять защиты, перетаскивания, уклоны или атаки. При долгой тренировке достигаешь понимания того, как использовать силу, как помогать силе и как применять силу в ударах, а также как полностью согласовывать шаги, силу и форму тела.

6.2.2 Облет девяти дворцов

Из методов вспомогательной тренировки наступлений, отступлений и ускользаний, имеющихся в багуачжан, ни один не может превзойти в эффективности "облет девяти дворцов". Для тренировки надо врыть девять стволов дерева или бамбука высотой 8 чи и толщиной 1 цунь на расстоянии в 4 чи друг от друга в соответствии со схемой девяти дворцов.

				  9
				 4 2
				3 5 7
				 8 6
				  1

Тренирующийся оббегает стволы в низких позициях в соответствии с нумерацией в прямом или обратном порядке используя перемещения багуа. Можно быстро наступать, внезапно отступать, координировать с различными формами ладоней и методами корпуса, тренировать проскакивания, уклоны, разворачивания и обманы, чтобы в результате тренировок стать подобным стрижу пролетающему сквозь лес и не натыкающемуся на деревья.

Если обстоятельства не позволяют врыть столбы, то можно тренироваться нарисовав отметки на земле. Однако при облете девяти дворцов нужно обращать внимание, чтобы прохождение от начала и до конца осуществлялось с помощью шага багуа.

6.3 Тренировка с отягощениями

Поворачивание ладоней с отягощениями - это базовый метод вспомогательной тренировки багуачжан, направленный на увеличение результативной силы. Его суть в том, что поворачивание ладоней в хождении по кругу осуществляется с помещенным на руки грузом (груз кладется сверху, подвешивается снизу или удерживается руками), что увеличивает силу плечей, рук, запястий и пальцев. Кроме того при долгом хождении по кругу с отягощениями несомненно увеличивается и сила ног.

Способов работы с отягощениями очень много, обычно используются два: "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь одиночной смены стороны" и "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь приподнимания". Тренировка "поворачивания ладоней с отягощениями - ладонь одиночной смены стороны" аналогична тренировке ладони одиночной смены стороны, только на большие пальцы обеих рук подвешиваются мешочки с песком определенного веса (если можно тщательно сделать мешочек так, чтобы он обернулся вокруг каждго из остальных четырех пальцев, то эффект будет еще лучше), и таким образом увеличивается результативная сила. Тренировка "поворачивание ладоней с отягощениями - ладонь приподнимания" аналогична тренировке ладоней парного приподнимания, только на обе запрокинутые ладони кладется груз определенного веса (кирпичи, мешочки с пексом, металлические изделия) для увеличения результативной силы.

Тренировка с отягощениями проста, удобна и дает заметный результат, является идеальным видом вспомогательной тренировки. Однако во время тренировки следует обращать внимание на то, чтобы используемый вес был по силам. На начальном этапе веса должны быть легкими, время поворачивания ладоней также не должно быть слишком долгим, следуя же ходу времени и росту результативной силы постепенно увеличивают вес отягощений и время поворачивания ладоней. Когда сможешь совершенно естественно поворачивать ладони в хождении по кругу имея на каждой руке по 15 кг, то эффект достигнут.

Сайт управляется системой uCoz