Чжан Цюаньлян

Вопросы и ответы по багуачжан - 1

"Ухунь" №7/2000

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Почему занимающийся багуачжан должен безостановочно ходить по кругу?

Багуачжан ("ладони восьми триграмм") еще называют чжуаньчжан ("поворачивающиеся ладони"), некоторые люди за внешний вид называют этот стиль "туймо мэнь" ("школа толкания жернова"). Причина этого в том, что занимающийся багуачжан обычно безостановочно ходит по кругу то в одном, то в другом направлении. Первоучитель Дун Хайчуань в рифмованых правилах багуачжан сказал: "Смешанное и изначальное — единое ци идет небесным потоком, истинный закон восьми триграмм — вот моя школа; прием за приемом не отрываютсяя от трансформации ног, останавливаясь тут же опускаешься к цветам у земли". Безостановочное хождение по кругу с вращением влево и поворачиванием вправо является важной особенностью такого стиля ушу как багуачжан.

Подчеркивание в багуачжан безостановочного хождения по кругу происходит потому, что законы кулачного искусства багуачжан базируются на законах "Чжоу И". Мы знаем, что трансформации всего в мире - движение небесных тел, круговорот вселенной, смена времен года, смена дня и ночи, рождение и смерть, процессы внутри тела человека, концепция пространства-времени, трансформации в обществе — любое движение, как по внешней форме так и по внутреннему содержанию, происходит циклически, по кругу. Обходящий круг человек выражает собой движение по естественным законам. Прежние поколения мастеров багуа использовали закалку круговым движением во-первых, под влиянием законов "Чжоу И", во-вторых, потому что это было подсказано всей практикой борьбы человека с силами приоды, борьбы человека с дикими животными, всеми видами борьбы человека с человеком за всю историю человечества. Движение по кругу наиболее соответствует законам естественной трансформации десяти тысяч вещей. Постепенная закалка хождением по кругу — секрет укрепления тела и развития боевых качеств в ушу, "высокое восхождение", "Великое Достижение" занимающегося боевым искусством, необходимый путь соединения воедино Неба и человека.

На основе собственного опыта могу сказать, что практика хождения по кругу приводит к тому, что все суставы, мышцы, связки, сосуды, нервные пути и внутренние органы тела, а также каналы системы цзин-ло, приходят к свободному и естественному состоянию, что способствуег изгнанию болезней, укреплению тела и подъему уровня физических качеств и возможностей самозащиты.

Знаменитый мастер багуачжан Ли Цзымин объясняя не раз подчеркивал: "Проход — предок ста тренировок", "сто тренировок не заменят одного прохода", "хождение — высшее мастерство", "хождение — наивысшее", "хождение укрепляет тело, драгоценный метод победы в бою". Ученикам он часто говорил: "Вошедший во врата восьми триграмм должен всю жизнь безостановочно ходить по кругу". Он говорил: "Мастерство представителей прежних поколений багуачжан происходило от постоянного, годами и месяцами, хождения по кругу с вращением влево и поворачиванием вправо, после достижения определенного уровня все тело и девять сочленений (ладони, кулаки, локти, запястья, плечи, поясница, тазобедренные суставы, колени, стопы) вращаются как единый алмазный шар, посторонний человек не может его расколоть, ударит — и проваливается в пустоту, после чего оказывается опрокинутым или получает удар". Объясняя использование багуачжан в бою, он применял следующие слова: "Тактика использования багуачжан такова: ты не приближаешься — я не приближаюсь, ты приближаешься — а я уворачиваюсь". Современный мастер ушу Ван Пэйшэн объясняя ученикам тактику боя багуачжан также часто говорит: "Когда противники скрестили руки — шаг непременно идет по кругу", "Скрестили руки — словно рыба бьется в сети"; все это — о хождении по кругу. Если я двигаюсь, то могу ловко использовать момент, достигать наилучшей для себя формы, бить противника в слабые места, не давать ему использовать наилучшую для него форму, добиваться того, что у него "голова не знает что делает хвост", ставить противника в пассивное положение.

Обход круга — это метод тренировки, при котором посредством закалки хождением по кругу и закалки ощущения округлости в собственном теле как только посредством эффективной методики непрерывно укрепляешь в себе идею круга, формируя определенные связи в головном мозгу, так можешь естественным образом "округло думать" в ходе реального боя, естественно двигаться по кругу, естественно реагировать по кругу. Это с одной стороны требует усердных тренировок в течении месяцев и лет, с другой стороны — нужно изучать законы "Книги перемен", наблюдать их в повседневной жизни, работе, общественной деятельности, непрерывно набирая опыт и обобщая его.

Почему в багуачжан делают упор на использование ладоней, а не кулаков?

В багуачжан, как следует из самого названия, триграммы — это законы, ладони — применение, это искусство рукопашного боя в котором упор делают на тренировку и применение ладоней. Причин, почему в багуачжан используют ладони, четыре:

Во-первых, ладонь длиннее кулака. В ушу есть поговорка: "на цунь длиннее — на цунь сильнее". В ходе схватки — рукопашной ли, или с использованием оружия — в равной ситуации выгодно быть хотя бы на цунь но длиннее. Ну а ладонь длиннее кулака на несколько цуней, потому использование ладоней эффективно реализует естественную биологию тела человека, подчеркивая длинное и уходя от короткого.

Во-вторых, ладонь мощнее кулака. В ушу есть поговорка: "лучше уж соприкоснуться с кулаком, чем с трансформацией ладони". При ударе ладонью поверхность контакта меньше, чем при ударе кулаком, а по известным законам физики при равном усилии чем меньше площадь приложения силы — тем выше давление. К примеру, если взять старую подметку, то прилагая силу рук шилом проткнуть дырку гораздо легче, чем гвоздем. Так как у пальцев рук ударная поверхность меньше, то для поражения уязвимых зон на теле противника они используются гораздо больше кулаков. Конечно, при использовании пальцев для удара иногда можно травмировать и себя, избежать этого можно двумя способами. Первый заключается в усердном натренировывании гунфу пальцев, в ходе хождения по кругу и тренировки комплексов надо постоянно мыслью направлять силу до кончиков пальцев, со временем сила пальцев будет естественно возрастать, в дополнение этому можно тренировать искусств железной ладони, натренировывать силу пронизывающего удара пальцами. Другой способ — изучение методов использования ладоней: в текстах по багуачжан требуется, чтобы при использовании ладоней "вначале протыкали затем били используя кости запястья, расслаблять руки и удлинять поясницу буравя в догоняющем шаге"; иными словами в багуачжан при использовании ладоней надо скоординировано опускать запястье, коснулся одежды — и выбросил силу, усилием в один цунь поражая человека. При использовании ладоней тыкая человека пальцами не надо слишком распрямлять пальцы, нужно чуть подогнуть их внутрь, подобно куску черепицы, не нужно концентрировать силу полностью в пальцах, при применении пальцев надо направлять мысль в основание ладони, лучше всего чтобы при выбросе ладонь поворачивалась вокруг своей оси спиральным движением, словно стрекоза касающаяся воды, коснулся — и вернулся, и тут же ударил основанием ладони. Так можно запутать противника, не дать ему возможности защититься, не только ранить его мышцы и кости но и пресечь его ци и кровь, перекрыть меридианы системы цзин-ло, нанести противнику тяжелую травму и не травмировать собственные пальцы и ладонь.

В-третьих, при ударе ладонью легко производить изменения. Ударяя ладонью можно пронизывать, тыкать, оседать, скоблить, срезать слой, нажимать, пресекать, отламывать, накрывать, толкать, поднимать, буравить, переворачивать, осаживать, смахивать, хлопать, бить; возвращая ладонь можно проводить когтевой захват, зацеп крюком, брать под контроль, тянуть, зацеплять, подвешивать, выкручивать, встряхивать, обжигать и т.д. и т.п, руки могут трансформироваться таким числом способов, какое недоступно для кулака.

В-четвертых, с точки зрения оздоровления при тренировке и применении багуачжан можно полностью расправить три иньских и три янских ручных меридиана системы цзин-ло, позволяя ци и крови дойти до самых кончиков, чтобы не было ни на волосинку препятствия их току, что оказывает отличный эффект с точки зрения укрепления тела и изгнания болезней.

Сайт управляется системой uCoz