Багуачжан ("ладони восьми триграмм") еще называют чжуаньчжан ("поворачивающиеся ладони"), некоторые люди за внешний вид называют этот стиль "туймо мэнь" ("школа толкания жернова"). Причина этого в том, что занимающийся багуачжан обычно безостановочно ходит по кругу то в одном, то в другом направлении. Первоучитель Дун Хайчуань в рифмованых правилах багуачжан сказал: "Смешанное и изначальное — единое ци идет небесным потоком, истинный закон восьми триграмм — вот моя школа; прием за приемом не отрываютсяя от трансформации ног, останавливаясь тут же опускаешься к цветам у земли". Безостановочное хождение по кругу с вращением влево и поворачиванием вправо является важной особенностью такого стиля ушу как багуачжан.
Подчеркивание в багуачжан безостановочного хождения по кругу происходит потому, что законы кулачного искусства багуачжан базируются на законах "Чжоу И". Мы знаем, что трансформации всего в мире - движение небесных тел, круговорот вселенной, смена времен года, смена дня и ночи, рождение и смерть, процессы внутри тела человека, концепция пространства-времени, трансформации в обществе — любое движение, как по внешней форме так и по внутреннему содержанию, происходит циклически, по кругу. Обходящий круг человек выражает собой движение по естественным законам. Прежние поколения мастеров багуа использовали закалку круговым движением во-первых, под влиянием законов "Чжоу И", во-вторых, потому что это было подсказано всей практикой борьбы человека с силами приоды, борьбы человека с дикими животными, всеми видами борьбы человека с человеком за всю историю человечества. Движение по кругу наиболее соответствует законам естественной трансформации десяти тысяч вещей. Постепенная закалка хождением по кругу — секрет укрепления тела и развития боевых качеств в ушу, "высокое восхождение", "Великое Достижение" занимающегося боевым искусством, необходимый путь соединения воедино Неба и человека.
На основе собственного опыта могу сказать, что практика хождения по кругу приводит к тому, что все суставы, мышцы, связки, сосуды, нервные пути и внутренние органы тела, а также каналы системы цзин-ло, приходят к свободному и естественному состоянию, что способствуег изгнанию болезней, укреплению тела и подъему уровня физических качеств и возможностей самозащиты.
Знаменитый мастер багуачжан Ли Цзымин объясняя не раз подчеркивал: "Проход — предок ста тренировок", "сто тренировок не заменят одного прохода", "хождение — высшее мастерство", "хождение — наивысшее", "хождение укрепляет тело, драгоценный метод победы в бою". Ученикам он часто говорил: "Вошедший во врата восьми триграмм должен всю жизнь безостановочно ходить по кругу". Он говорил: "Мастерство представителей прежних поколений багуачжан происходило от постоянного, годами и месяцами, хождения по кругу с вращением влево и поворачиванием вправо, после достижения определенного уровня все тело и девять сочленений (ладони, кулаки, локти, запястья, плечи, поясница, тазобедренные суставы, колени, стопы) вращаются как единый алмазный шар, посторонний человек не может его расколоть, ударит — и проваливается в пустоту, после чего оказывается опрокинутым или получает удар". Объясняя использование багуачжан в бою, он применял следующие слова: "Тактика использования багуачжан такова: ты не приближаешься — я не приближаюсь, ты приближаешься — а я уворачиваюсь". Современный мастер ушу Ван Пэйшэн объясняя ученикам тактику боя багуачжан также часто говорит: "Когда противники скрестили руки — шаг непременно идет по кругу", "Скрестили руки — словно рыба бьется в сети"; все это — о хождении по кругу. Если я двигаюсь, то могу ловко использовать момент, достигать наилучшей для себя формы, бить противника в слабые места, не давать ему использовать наилучшую для него форму, добиваться того, что у него "голова не знает что делает хвост", ставить противника в пассивное положение.
Обход круга — это метод тренировки, при котором посредством закалки хождением по кругу и закалки ощущения округлости в собственном теле как только посредством эффективной методики непрерывно укрепляешь в себе идею круга, формируя определенные связи в головном мозгу, так можешь естественным образом "округло думать" в ходе реального боя, естественно двигаться по кругу, естественно реагировать по кругу. Это с одной стороны требует усердных тренировок в течении месяцев и лет, с другой стороны — нужно изучать законы "Книги перемен", наблюдать их в повседневной жизни, работе, общественной деятельности, непрерывно набирая опыт и обобщая его.
В багуачжан, как следует из самого названия, триграммы — это законы, ладони — применение, это искусство рукопашного боя в котором упор делают на тренировку и применение ладоней. Причин, почему в багуачжан используют ладони, четыре:
Во-первых, ладонь длиннее кулака. В ушу есть поговорка: "на цунь длиннее — на цунь сильнее". В ходе схватки — рукопашной ли, или с использованием оружия — в равной ситуации выгодно быть хотя бы на цунь но длиннее. Ну а ладонь длиннее кулака на несколько цуней, потому использование ладоней эффективно реализует естественную биологию тела человека, подчеркивая длинное и уходя от короткого.
Во-вторых, ладонь мощнее кулака. В ушу есть поговорка: "лучше уж соприкоснуться с кулаком, чем с трансформацией ладони". При ударе ладонью поверхность контакта меньше, чем при ударе кулаком, а по известным законам физики при равном усилии чем меньше площадь приложения силы — тем выше давление. К примеру, если взять старую подметку, то прилагая силу рук шилом проткнуть дырку гораздо легче, чем гвоздем. Так как у пальцев рук ударная поверхность меньше, то для поражения уязвимых зон на теле противника они используются гораздо больше кулаков. Конечно, при использовании пальцев для удара иногда можно травмировать и себя, избежать этого можно двумя способами. Первый заключается в усердном натренировывании гунфу пальцев, в ходе хождения по кругу и тренировки комплексов надо постоянно мыслью направлять силу до кончиков пальцев, со временем сила пальцев будет естественно возрастать, в дополнение этому можно тренировать искусств железной ладони, натренировывать силу пронизывающего удара пальцами. Другой способ — изучение методов использования ладоней: в текстах по багуачжан требуется, чтобы при использовании ладоней "вначале протыкали затем били используя кости запястья, расслаблять руки и удлинять поясницу буравя в догоняющем шаге"; иными словами в багуачжан при использовании ладоней надо скоординировано опускать запястье, коснулся одежды — и выбросил силу, усилием в один цунь поражая человека. При использовании ладоней тыкая человека пальцами не надо слишком распрямлять пальцы, нужно чуть подогнуть их внутрь, подобно куску черепицы, не нужно концентрировать силу полностью в пальцах, при применении пальцев надо направлять мысль в основание ладони, лучше всего чтобы при выбросе ладонь поворачивалась вокруг своей оси спиральным движением, словно стрекоза касающаяся воды, коснулся — и вернулся, и тут же ударил основанием ладони. Так можно запутать противника, не дать ему возможности защититься, не только ранить его мышцы и кости но и пресечь его ци и кровь, перекрыть меридианы системы цзин-ло, нанести противнику тяжелую травму и не травмировать собственные пальцы и ладонь.
В-третьих, при ударе ладонью легко производить изменения. Ударяя ладонью можно пронизывать, тыкать, оседать, скоблить, срезать слой, нажимать, пресекать, отламывать, накрывать, толкать, поднимать, буравить, переворачивать, осаживать, смахивать, хлопать, бить; возвращая ладонь можно проводить когтевой захват, зацеп крюком, брать под контроль, тянуть, зацеплять, подвешивать, выкручивать, встряхивать, обжигать и т.д. и т.п, руки могут трансформироваться таким числом способов, какое недоступно для кулака.
В-четвертых, с точки зрения оздоровления при тренировке и применении багуачжан можно полностью расправить три иньских и три янских ручных меридиана системы цзин-ло, позволяя ци и крови дойти до самых кончиков, чтобы не было ни на волосинку препятствия их току, что оказывает отличный эффект с точки зрения укрепления тела и изгнания болезней.