Интервью с Лю Цзинжу

(автор - Jaroslaw Szymanski)

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Лю Цзинжу родился в 1936 году в уезде Гаоян провинции Хэбэй. В 1947 году его семья переехала в Пекин, где он с той поры и проживает. В 1957 году он начал изучать багуачжан и хэбэйский синъицюань у Ло Синъу, ученика Ли Вэньбяо (учился у Чэн Тинхуа), и Хао Эньгуана (учился у Ли Цуньи). Позднее он также изучал иньское багуачжан у Хэ Чжунци (внук Инь Фу) и люхэтанланцюань (кулак богомола шести координаций) у Шань Сянлина (учился у Дин Цзычэна), а также багуачжан и лосюаньцюань (кулак идущий по винтовой линии) у Цю Чжихэ (учился у Чжан Чжанькуя и Ван Сянчжая). После 1979 года господин Лю выиграл много соревнований по ушу в номинации "традиционное багуачжан". Он преподавал багуачжан по Центральному телевидению КНР в программе "Уроки багуачжан" в 1997 году. В 1998 году он выпустил учебный видеофильм и видеодиск по чэнскому багуачжан, а в 1999 году опубликовал книгу по багуачжан. Господин Лю также намерен написать книги и выпустить видео по другим изученным им стилям - синъицюань и танланцюань.

В октябре мне пришлось провести несколько дней в Пекине, так что я воспользовался возможностью сконтактировать с господином Лю и поинтересоваться, не найдется ли у него время для встречи и разговора о багуачжан и других боевых искусствах, которыми он занимался. Господин Лю согласился, и мы встретились в парке Таожаньтин в южной части города. Октябрь в Пекине прекрасен, на улице тепло, так что мы зашли в находившийся в парке чайный домик, заказали зеленый чай и поговорили. Ниже приведено то, что рассказал господин Лю.

Сила развиваемая при практике боевых искусств

Это не обычная физическая сила (ли). Когда занимающиеся боевыми искусствами стареют, им становится трудно поднимать тяжелые предметы, но они все еще в состоянии отправить противника в полет. Т.н. цзин (что часто переводят как "усилие") - это сила всего тела, трансформируемая и развиваемая в процессе практики боевых искусств. Она используется для определенной цели - самозащиты и боя. Она также тесно связана с техникой - с методом применения усилия.

Важность использования поясницы

Внутренние стили базируются на даосских внутренних упражнениях - принципы даосского цигун используются в боевых искусствах. Занимающиеся боевыми искусствами обнаружили, что при помощи даосского цигун можно развить очень крепкую поясницу. Если поясница крепка, то верхняя и нижняя части тела связаны, и усилие может свободно проходить от ног в верхнюю часть тела. Классические тексты по внутренним стилям именуют поясницу "господином всего тела". Все внутренние стили имеют определенные требования, позволяющие соединить все тело в единое целое - язык должен касаться верхнего нёба, анус должен быть поднят, ягодицы - "стекать", ци нужно опустить в даньтянь, поясницу - подобрать.

Сравнение "внутренних стилей" между собой

Знаменитый мастер синъицюань Го Юньшэн разработал теорию развития усилия, которая может быть использована для классификации внутренних стилей. Согласно Го, вначале нужно развивать Явное усилие (Мин цзин), затем переходить к Сокрытому усилию (Ань цзин) и в итоге достигать высшего уровня - Усилия нейтрализации (Хуа цзин).

Занимающиеся синъи начинают с Явного усилия - вот почему синъи может применяться в бою уже после первых трех лет практики. В тайцзи с самого начала работают над усилием высшего уровня - Усилием нейтрализации. Так как этому не предшествуют стадии Мин цзин и Ань цзин, то очень трудно встретить умелого тайцзиста, способного вести бой. Как гласит поговорка, "тайцзи не выходит наружу в течении десяти лет" (то есть только десять лет спустя его можно использовать в бою). Если синъи сравнить с начальной школой, а тайцзи - с университетом, то багуа - это высшая школа.

Усилие в багуачжан

Багуа начинается с Сокрытого усилия, которое не является ни столь же жестким как Явное усилие синъи, ни столь же мягким как Усилие нейтрализации тайцзи. Во время хождения по кругу - самого важного и самого базового из упражнений багуа - нельзя быть закрепощенным, ибо тогда ци не сможет опуститься вниз. Кроме того, такая практика развивала бы грубую физическую силу, а не Цзин (Усилие), требуемое в боевых искусствах. Нужно быть расслабленным - но не до такой степени, как в тайцзи, некоторая сила все же должна использоваться.

Боевые методы внутренних стилей

Синъи применяет в бою много прямых линий - движения и удары идут по прямым. Тайцзи использует круги и ловкое, маленькое усилие чтобы превзойти усилие "тысячи цзиней". Основной характерной чертой багуа является удар в движении, наносимый во время смещения центра тяжести.

Практика багуа

Хождение по кругу и практика различных методов перемещения - основа багуа. Истинное боевое мастерство приходит не из комплексов, а из практики отдельных движений. Нужно первым делом практиковать отдельные движения, понять и выработать усилие в этих движениях, понять их применение. Только после этого можно переходить к практике комплексов.

Основные направления багуачжан

Существует два основных направления багуачжан: разработанное Инь Фу, и разработанное Чэн Тинхуа. Так как Инь Фу до изучения багуачжан занимался стилем шаолиньского направления, то его форма ладони (Нюшэ чжан - "ладонь в форме языка коровы") очень напоминает используемую в шаолиньских стилях. Это отличается от формы ладони других направлений багуа, где район между большим и указательным пальцами округлен, а четыре пальца разделены. Вероятно, это и есть исходная форма ладони, использовавшаяся Дун Хайчуанем, в то время как на Инь Фу повлияло его "шаолиньское" прошлое. Метод перемещения в иньской ветви использует Коу бу (заворачивающийся внутрь шаг) и Бай бу (раскрывающийся наружу шаг), типичные и для прочих ветвей. Чэнское багуа использует Лунчжуа чжан ("ладонь в форме когтей дракона") с округленным районом между большим и указательным пальцами и разделенными пальцами. Здесь используется большое количество Бай бу, что связано с тем, что Чэн Тинхуа изучал китайскую борьбу (шуайцзяо), где такой тип шага широко используется для бросков и подсечек.

Классика багуачжан

Наиболее популярные сегодня тексты по багуачжан - 36 рифмованых правил и 48 методов, распространенные Ли Цзымином из линии Лян Чжэньпу - исходят не от Дун Хайчуаня. Они были составлены и записаны Цзэн Синсанем, который занимабся багуа Инь Фу.

Исходные техники чэнского багуачжан

Исходно в любой ветви чэнского багуачжан можно было найти лишь три техники - Ладонь одиночной смены стороны (Даньхуань чжан), Ладонь двойной смены стороны (Шуанхуань чжан) и Ладонь следования ситуации (Шуньши чжан). Их называли "Старые три ладони" (Лао сань чжан), и это - именно то, чему Чэн обучал своих учеников до трагической гибели в 1900 году.

Только багуа Чэн Тинхуа имеет все эти три ладони, и если их можно встретить в других ветвях, то это означает, что эти ветви обменивались техникой с последователями Чэна. Ни в ветви Инь Фу, ни в ветви Ши Цзидуна нет Лао сань чжан.

До 1949 года занимающиеся чэнской ветвью должны были практиковать в основном эти три техники, но после Освобождения многие стали добавлять другие движения и создавать новые техники, так что теперь любая ветвь идущая из традиции Чэн Тинхуа имеет не только полный набор из восьми базовых Ладоней, но и большое количество других комплексов.Я также составил некоторые комплексы (например, "Непрерывные ладони" - Ляньхуань чжан) для выступлений на соревнованиях. Изначально не было ничего подобного "Ладоням восьми животных" (Ба син чжан), и это один из типичных примеров поздних нововведений не только в ветви Чэн Тинхуа, но и в других ветвях, включая направление Инь Фу.

(C)Ярек Щиманьский 1999


Оригинал статьи со ВСЕМИ фотографиями находится на http://www.chinafrominside.com/ma/bagua/machuanxu.html

Сайт управляется системой uCoz