Лю Цзинжу родился в 1936 году в уезде Гаоян провинции Хэбэй. В 1947 году его семья переехала в Пекин, где он с той поры и проживает. В 1957 году он начал изучать багуачжан и хэбэйский синъицюань у Ло Синъу, ученика Ли Вэньбяо (учился у Чэн Тинхуа), и Хао Эньгуана (учился у Ли Цуньи). Позднее он также изучал иньское багуачжан у Хэ Чжунци (внук Инь Фу) и люхэтанланцюань (кулак богомола шести координаций) у Шань Сянлина (учился у Дин Цзычэна), а также багуачжан и лосюаньцюань (кулак идущий по винтовой линии) у Цю Чжихэ (учился у Чжан Чжанькуя и Ван Сянчжая). После 1979 года господин Лю выиграл много соревнований по ушу в номинации "традиционное багуачжан". Он преподавал багуачжан по Центральному телевидению КНР в программе "Уроки багуачжан" в 1997 году. В 1998 году он выпустил учебный видеофильм и видеодиск по чэнскому багуачжан, а в 1999 году опубликовал книгу по багуачжан. Господин Лю также намерен написать книги и выпустить видео по другим изученным им стилям - синъицюань и танланцюань.
В октябре мне пришлось провести несколько дней в Пекине, так что я воспользовался возможностью сконтактировать с господином Лю и поинтересоваться, не найдется ли у него время для встречи и разговора о багуачжан и других боевых искусствах, которыми он занимался. Господин Лю согласился, и мы встретились в парке Таожаньтин в южной части города. Октябрь в Пекине прекрасен, на улице тепло, так что мы зашли в находившийся в парке чайный домик, заказали зеленый чай и поговорили. Ниже приведено то, что рассказал господин Лю.
Это не обычная физическая сила (ли). Когда занимающиеся боевыми искусствами стареют, им становится трудно поднимать тяжелые предметы, но они все еще в состоянии отправить противника в полет. Т.н. цзин (что часто переводят как "усилие") - это сила всего тела, трансформируемая и развиваемая в процессе практики боевых искусств. Она используется для определенной цели - самозащиты и боя. Она также тесно связана с техникой - с методом применения усилия.
Внутренние стили базируются на даосских внутренних упражнениях - принципы даосского цигун используются в боевых искусствах. Занимающиеся боевыми искусствами обнаружили, что при помощи даосского цигун можно развить очень крепкую поясницу. Если поясница крепка, то верхняя и нижняя части тела связаны, и усилие может свободно проходить от ног в верхнюю часть тела. Классические тексты по внутренним стилям именуют поясницу "господином всего тела". Все внутренние стили имеют определенные требования, позволяющие соединить все тело в единое целое - язык должен касаться верхнего нёба, анус должен быть поднят, ягодицы - "стекать", ци нужно опустить в даньтянь, поясницу - подобрать.
Знаменитый мастер синъицюань Го Юньшэн разработал теорию развития усилия, которая может быть использована для классификации внутренних стилей. Согласно Го, вначале нужно развивать Явное усилие (Мин цзин), затем переходить к Сокрытому усилию (Ань цзин) и в итоге достигать высшего уровня - Усилия нейтрализации (Хуа цзин).
Занимающиеся синъи начинают с Явного усилия - вот почему синъи может применяться в бою уже после первых трех лет практики. В тайцзи с самого начала работают над усилием высшего уровня - Усилием нейтрализации. Так как этому не предшествуют стадии Мин цзин и Ань цзин, то очень трудно встретить умелого тайцзиста, способного вести бой. Как гласит поговорка, "тайцзи не выходит наружу в течении десяти лет" (то есть только десять лет спустя его можно использовать в бою). Если синъи сравнить с начальной школой, а тайцзи - с университетом, то багуа - это высшая школа.
Багуа начинается с Сокрытого усилия, которое не является ни столь же жестким как Явное усилие синъи, ни столь же мягким как Усилие нейтрализации тайцзи. Во время хождения по кругу - самого важного и самого базового из упражнений багуа - нельзя быть закрепощенным, ибо тогда ци не сможет опуститься вниз. Кроме того, такая практика развивала бы грубую физическую силу, а не Цзин (Усилие), требуемое в боевых искусствах. Нужно быть расслабленным - но не до такой степени, как в тайцзи, некоторая сила все же должна использоваться.
Синъи применяет в бою много прямых линий - движения и удары идут по прямым. Тайцзи использует круги и ловкое, маленькое усилие чтобы превзойти усилие "тысячи цзиней". Основной характерной чертой багуа является удар в движении, наносимый во время смещения центра тяжести.
Хождение по кругу и практика различных методов перемещения - основа багуа. Истинное боевое мастерство приходит не из комплексов, а из практики отдельных движений. Нужно первым делом практиковать отдельные движения, понять и выработать усилие в этих движениях, понять их применение. Только после этого можно переходить к практике комплексов.
Существует два основных направления багуачжан: разработанное Инь Фу, и разработанное Чэн Тинхуа. Так как Инь Фу до изучения багуачжан занимался стилем шаолиньского направления, то его форма ладони (Нюшэ чжан - "ладонь в форме языка коровы") очень напоминает используемую в шаолиньских стилях. Это отличается от формы ладони других направлений багуа, где район между большим и указательным пальцами округлен, а четыре пальца разделены. Вероятно, это и есть исходная форма ладони, использовавшаяся Дун Хайчуанем, в то время как на Инь Фу повлияло его "шаолиньское" прошлое. Метод перемещения в иньской ветви использует Коу бу (заворачивающийся внутрь шаг) и Бай бу (раскрывающийся наружу шаг), типичные и для прочих ветвей. Чэнское багуа использует Лунчжуа чжан ("ладонь в форме когтей дракона") с округленным районом между большим и указательным пальцами и разделенными пальцами. Здесь используется большое количество Бай бу, что связано с тем, что Чэн Тинхуа изучал китайскую борьбу (шуайцзяо), где такой тип шага широко используется для бросков и подсечек.
Наиболее популярные сегодня тексты по багуачжан - 36 рифмованых правил и 48 методов, распространенные Ли Цзымином из линии Лян Чжэньпу - исходят не от Дун Хайчуаня. Они были составлены и записаны Цзэн Синсанем, который занимабся багуа Инь Фу.
Исходно в любой ветви чэнского багуачжан можно было найти лишь три техники - Ладонь одиночной смены стороны (Даньхуань чжан), Ладонь двойной смены стороны (Шуанхуань чжан) и Ладонь следования ситуации (Шуньши чжан). Их называли "Старые три ладони" (Лао сань чжан), и это - именно то, чему Чэн обучал своих учеников до трагической гибели в 1900 году.
Только багуа Чэн Тинхуа имеет все эти три ладони, и если их можно встретить в других ветвях, то это означает, что эти ветви обменивались техникой с последователями Чэна. Ни в ветви Инь Фу, ни в ветви Ши Цзидуна нет Лао сань чжан.
До 1949 года занимающиеся чэнской ветвью должны были практиковать в основном эти три техники, но после Освобождения многие стали добавлять другие движения и создавать новые техники, так что теперь любая ветвь идущая из традиции Чэн Тинхуа имеет не только полный набор из восьми базовых Ладоней, но и большое количество других комплексов.Я также составил некоторые комплексы (например, "Непрерывные ладони" - Ляньхуань чжан) для выступлений на соревнованиях. Изначально не было ничего подобного "Ладоням восьми животных" (Ба син чжан), и это один из типичных примеров поздних нововведений не только в ветви Чэн Тинхуа, но и в других ветвях, включая направление Инь Фу.
(C)Ярек Щиманьский 1999
Оригинал статьи со ВСЕМИ фотографиями находится на