Инь-ян бапань чжан (ладони инь и ян восьми уровней) - это боевое искусство, обычно классифицируемое как ветвь багуачжан. Хотя занимающиеся им обычно заявляют, что этот стиль развился независимо от Дун Хайчуаня, профессор Кан Гэу (пекинский исследователь боевых искусств) доказал, что на самом деле бапаньчжан идет от Дун Хайчуаня через Лю Баочжэня - одного из учеников Дун Хайчуаня из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Ниже приводится версия, которую последователи бапаньчжан изложили в двух книгах, описывающих стиль: "Инь-ян бапань чжан", написанной Жэнь Цзычэном и изданной в 1937 году, и "Инь-ян бапань чжан (изначальное багуачжан времен династии Цин)", написанной Чжэн Вэнем (псевдоним Лу Чжунжэня; Лу учился у Сяо Хайбо) и Жэнь Вэньчжу (ученик учеников Жэнь Чжичэна, учился у Гао Цзюнькуя и Лю Хушаня) и опубликованной в 1987 году. Версия Кан Гэу будет представлена позднее.
Существует два объяснения названию стиля - "бапаньчжан". Жэнь Вэньчжу и Чжэн Вэнь говорят, что название "бапаньчжан", часто переводимое как ладони восьми уровней или восемь сворачиващихся ладоней, происходит из теории стиля, где названия восьми частей человеческого тела именуются "восемью уровнями" ("ба пань"). Под восемью частями имеются в виду плечи, локти, запястья, бедра, колени, голеностопы, грудь и живот. Существуют специфические требования для работы с каждо из этих частей, с ними связываются триграммы. Жэнь Чжичэн дает в своей книге очень похожее объяснение:
"Ба пань изначально происходит от восьми позиций, потому [боевое искусство] и называется бапань.
После того, как занимающийся сделает свою силу цельной (чжэн, то есть идущей от всего тела), его шаг будет следовать а руки будут аккуратны, взгляд чистый а сердце спокойное, то говорят, что он достиг Шести координаций (Люхэ) и лишь после этого он может работать в паре. Когда он тренируется в паре, то это называют "сворачивать кулаки и скрещивать руки" (Паньцюань гошоу) и потому искусство известно как бапань (Восемь сворачиваний, Ба пань). Существует разделение на Верхние четыре пань и Нижние четыре пань. Верхние делятся на Выхождение (чу, запятстье), Вхождение (жу, локоть), Отступление (туй, плечо) и Обертывание (Хуагай, грудь); нижние - это Земля (ди, голеностоп), Подвешивание (сюань, колено), Пустота (кун, бедро) и Черепаший хвост (цзювэй, живот)."
Искусство было передано в девятнадцатом веке Дун Линмэнем (Дун Мэнлинь, также известный как Би Дэнся) в провинции Хэнань трем ученикам: Сюэ Юнхэ, Ли Чжэньцину и Дун Ханьцину (говорят, что это другое имя Дун Хайчуаня). Ли Чжэньцин (1830-1900; из уезда Ба провинции Хэбэй) изучал искусство в 1850-х и в 1870-х принес его в родной город.
Тремя самыми знаменитыми учениками Ли Чжэньцина были Лю Баочжэнь, Сяо Хайбо и Жэнь Чжичэн - автор знаменитой книги "Инь-ян бапаньчжан".
Лю Баочжэнь изначально изучал чоцзяо фаньцзы у Ма и Чжана - двух учителей из Шуньина. Позднее он пошел в ученики к Ли Чжэньцину чтобы изучить инь-ян бапаньчжан, но потом он начал изучать багуачжан у Дун Хайчуаня. Сегодня линию Лю представляет Го Чжэнья, чей отец - Го Мэншэнь - был учеником Лю Баочжэня.
Сяо Хайбо (1863-1954) стал известен в пекинских кругах боевых искусств за свое боевое мастерство, и преподавал инь-ян бапаньчжан в резиденции князя Чжуана. Он трансформировал стиль в так называемый "бапаньчжан Сяо". Его самым известным учеником является Лу Чжунжэнь из Тяньцзиня, создавший новую систему боя, известную как "каркас Лу" и базирующуюся на бапаньчжан, синъицюань и западной науке (анатомии и физиологии).
Жэнь Чжичэн (1878-1967) был одним из последних учеников Ли Чжэньцина, и изучал искусство вместе с тремя братьями. Жэнь написал книгу "Инь-ян бапаньчжан" (точнее - надиктовал ее своему ученику Гао Чжикаю, также известному как Гао Цзюнькуй) и издал ее в 1937 на собственные средства.
Искусство популярно в основном в уезде Вэньань, где Жэнь Вэньчжу - один из основных экспертов инь-ян бапаньчжан - имеет собственную школу.
Согласно Сяо Хайбо, с той поры, как в Пекине стало знаменитым тайцзицюань семьи Ян, среди занимающихся боевыми искусствами появилась поговорка: "Тайцзи, пять элементов синъи, инь-ян багуа". Багуачжан (и бапаньчжан) всегда имело иероглифы "инь-ян" перед своим названием. Идея инь и ян также проявляется в техниках:
(C)Ярек Щиманьский 2000 сколиоз .