Краткое введение в инь-ян бапань чжан

(автор - Jaroslaw Szymanski)

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Инь-ян бапань чжан (ладони инь и ян восьми уровней) - это боевое искусство, обычно классифицируемое как ветвь багуачжан. Хотя занимающиеся им обычно заявляют, что этот стиль развился независимо от Дун Хайчуаня, профессор Кан Гэу (пекинский исследователь боевых искусств) доказал, что на самом деле бапаньчжан идет от Дун Хайчуаня через Лю Баочжэня - одного из учеников Дун Хайчуаня из уезда Вэньань провинции Хэбэй. Ниже приводится версия, которую последователи бапаньчжан изложили в двух книгах, описывающих стиль: "Инь-ян бапань чжан", написанной Жэнь Цзычэном и изданной в 1937 году, и "Инь-ян бапань чжан (изначальное багуачжан времен династии Цин)", написанной Чжэн Вэнем (псевдоним Лу Чжунжэня; Лу учился у Сяо Хайбо) и Жэнь Вэньчжу (ученик учеников Жэнь Чжичэна, учился у Гао Цзюнькуя и Лю Хушаня) и опубликованной в 1987 году. Версия Кан Гэу будет представлена позднее.

Название

Существует два объяснения названию стиля - "бапаньчжан". Жэнь Вэньчжу и Чжэн Вэнь говорят, что название "бапаньчжан", часто переводимое как ладони восьми уровней или восемь сворачиващихся ладоней, происходит из теории стиля, где названия восьми частей человеческого тела именуются "восемью уровнями" ("ба пань"). Под восемью частями имеются в виду плечи, локти, запястья, бедра, колени, голеностопы, грудь и живот. Существуют специфические требования для работы с каждо из этих частей, с ними связываются триграммы. Жэнь Чжичэн дает в своей книге очень похожее объяснение:

"Ба пань изначально происходит от восьми позиций, потому [боевое искусство] и называется бапань.

После того, как занимающийся сделает свою силу цельной (чжэн, то есть идущей от всего тела), его шаг будет следовать а руки будут аккуратны, взгляд чистый а сердце спокойное, то говорят, что он достиг Шести координаций (Люхэ) и лишь после этого он может работать в паре. Когда он тренируется в паре, то это называют "сворачивать кулаки и скрещивать руки" (Паньцюань гошоу) и потому искусство известно как бапань (Восемь сворачиваний, Ба пань). Существует разделение на Верхние четыре пань и Нижние четыре пань. Верхние делятся на Выхождение (чу, запятстье), Вхождение (жу, локоть), Отступление (туй, плечо) и Обертывание (Хуагай, грудь); нижние - это Земля (ди, голеностоп), Подвешивание (сюань, колено), Пустота (кун, бедро) и Черепаший хвост (цзювэй, живот)."

История

Искусство было передано в девятнадцатом веке Дун Линмэнем (Дун Мэнлинь, также известный как Би Дэнся) в провинции Хэнань трем ученикам: Сюэ Юнхэ, Ли Чжэньцину и Дун Ханьцину (говорят, что это другое имя Дун Хайчуаня). Ли Чжэньцин (1830-1900; из уезда Ба провинции Хэбэй) изучал искусство в 1850-х и в 1870-х принес его в родной город.

Тремя самыми знаменитыми учениками Ли Чжэньцина были Лю Баочжэнь, Сяо Хайбо и Жэнь Чжичэн - автор знаменитой книги "Инь-ян бапаньчжан".

Лю Баочжэнь изначально изучал чоцзяо фаньцзы у Ма и Чжана - двух учителей из Шуньина. Позднее он пошел в ученики к Ли Чжэньцину чтобы изучить инь-ян бапаньчжан, но потом он начал изучать багуачжан у Дун Хайчуаня. Сегодня линию Лю представляет Го Чжэнья, чей отец - Го Мэншэнь - был учеником Лю Баочжэня.

Сяо Хайбо (1863-1954) стал известен в пекинских кругах боевых искусств за свое боевое мастерство, и преподавал инь-ян бапаньчжан в резиденции князя Чжуана. Он трансформировал стиль в так называемый "бапаньчжан Сяо". Его самым известным учеником является Лу Чжунжэнь из Тяньцзиня, создавший новую систему боя, известную как "каркас Лу" и базирующуюся на бапаньчжан, синъицюань и западной науке (анатомии и физиологии).

Жэнь Чжичэн (1878-1967) был одним из последних учеников Ли Чжэньцина, и изучал искусство вместе с тремя братьями. Жэнь написал книгу "Инь-ян бапаньчжан" (точнее - надиктовал ее своему ученику Гао Чжикаю, также известному как Гао Цзюнькуй) и издал ее в 1937 на собственные средства.

Искусство популярно в основном в уезде Вэньань, где Жэнь Вэньчжу - один из основных экспертов инь-ян бапаньчжан - имеет собственную школу.

Основные черты

Согласно Сяо Хайбо, с той поры, как в Пекине стало знаменитым тайцзицюань семьи Ян, среди занимающихся боевыми искусствами появилась поговорка: "Тайцзи, пять элементов синъи, инь-ян багуа". Багуачжан (и бапаньчжан) всегда имело иероглифы "инь-ян" перед своим названием. Идея инь и ян также проявляется в техниках:

  1. Техники рук: согласно принципу "выходит инь, входит ян" (инь чу ян жу) та рука, что выходит наружу (поднимающаяся рука, ци шоу), поворачивается ладонью вверх (То чжан - приподнимающая ладонь), в то время как опускающаяся рука (ло шоу) переворачивается вниз или слегка по диагонали (ли чжан - вертикальная ладонь). Занимающиеся бапаньчжан обычно применяют приподнимающую ладонь для атаки, и очень редко используют опускащуюся руку.
  2. Перемещения: называются "завороты и раскрывания инь и ян" (инь ян бай коу). Когда носок разворачивается наружу - это называется "инь - раскрывание" (инь бай), когда носок поворачивается внутрь - "ян - заворачивание" (ян коу). Ли Чжэньцин называл это "инь обрушивается - ян накрывает" (инь та ян коу). Занимающиеся инь-ян бапаньчжан не используют "шаг скользящего по грязи" (таннибу - внутренняя нога идет прямо вперед, внешняя нога заворачивается внутрь, кроме того используется цзяньцзы гу - "стригущие голени"), а применяют "маленький шаг" (сяоцайбу), являющийся комбинацией байбу и коубу (внутренняя стопа выполняет байбу, внешняя - коубу). Каждый шаг содержит несколько видов усилия, из которых самыми важными являются поднимание (ти), наступание (цай), зацепление (гоу) и пинание (ти, чуай). Хотя Сунь Лутан в своем "Изучении багуацюань" (опубликованном в 1916 году) не упоминает "шаг скользящего по грязи", его позиции с весом, слегка смещенным на заднюю ногу, демонстрируют влияние синъицюань. Согласно мастерую синъицюань Лю Вэйсяну (1862-1936), в конце XIX века эксперты тайцзицюань (Лю Дэкуан), багуачжан (Чэн Тинхуа) и синъицюань (Гэн Цзишань, Лю Вэйсян и Ли Цуньи) встретились в Пекине и стали побратимами. Они решили соединить свои стили в одну семью. Лишь с той поры выражение "шаг скользящего по грязи" стало популярным среди занимающихся багуачжан, и произошло это под сильным влиянием мощных прямолинейных шагов синъицюань.
  3. Основное содержание: в бапаньчжан есть восемь базовых простейших позиций, называемые "Восемь больших позиций" (Ба да ши): (1)Позиция управления лошадью (Цзяма ши), (2)Позиция переворачивающегося орла (Инфань ши), (3)Позиция пронизывания ладонью (Чуаньчжан ши), (4)Прогулочная позиция (Цзысин ши), (5)Позиция земного уровня (Дипань ши), (6)Позиция драконьего движения (Лунсин ши), (7)Позиция прыгающей обезьяны (Хоуцзун ши), (8)Позиция пронизывания леса (Чуаньлинь ши). Кроме того, имеется семь вторичных позиций, связанных с каждой из основных. Вторичные позиции называются "малые позиции" (сяо ши). Всего получаем шестьдесят четыре приема без оружия. Помимо комплексов без оружия есть и комплексы с оружием, самыми известными из которых являются: "Широкий меч восьми сворачиваний в 4 чи и 2 цуня" (Сы чи эр цунь бапань дао) и "Двуглавое змеиное копье" (Шуантоу шэцян).

(C)Ярек Щиманьский 2000 сколиоз .

Сайт управляется системой uCoz