Интервью с Се Пэйци

(автор - Jaroslaw Szymanski)

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Се Пэйци родился в 1923 году в Пекине. Когда ему было 6 лет, он начал изучать таньтуй. В 13 лет он начал изучать багуачжан у Мэнь Баочжэня (1870-1957) - одного из учеников Инь Фу. Се учился у него более 20 лет, и унаследовал не только боевое искусство, но и стал опытным врачом традиционной китайской медицины. Он знаменит не только своим боевым мастерством, но и искусством массажа (туйна), и мастерством траволечения. Г-н Се живет и преподает в Пекине, но его часто приглашают для проведения семинаров и в другие места.

В конце сентября 1999 года я оказался по делам в Пекине, с надеждой повстречать местных знаменитостей боевых искусств. Однако, так как Пекин готовился к большому празднованию 50-летия со дня образования КНР, то хотя у меня было два свободных дня, но в один из них полгорода было перекрыто ради проведения репетиции, и проехать сквозь город было невозможно. Потому из всех запланированных визитов у меня получилось лишь навестить г-на Се Пэйци. Этот визит, хотя и весьма краткий, был весьма интересным, и я хотел бы поделиться тем, что г-н Се мне рассказал:

Подстили багуачжан

Мы не должны говорить о подстилях багуачжан. Это - единый стиль, а известные нам вариации происходят от различного уровня знаний занимавшихся. Инь Фу провел с Дун Хайчуанем более двадцати лет, и изучил всю систему. Чэн Тинхуа провел с Дуном только два года, в то время как Лян Чжэньпу - менее года. Естественно, что то, что они практиковали, отличалось от багуа Инь Фу. Все равно, что посещение школы - одни ходят в начальные классы, другие заканчивают университет.

Лучшие ученики Дун Хайчуаня

Инь Фу был лучшим учеником Дуна - его мастерство превосходило мастерство прочих учеников. Ма Вэйци был вторым, а Вэй Цзисян (из провинции Ганьсу) - третьим.

Лучшие ученики Инь Фу

Лучшим был Вань Тунли. О нем известно немногое, мы знаем лишь что он зарабатывал нанизыванием жемчуга на нить. Вторым был Ма Гуй (старейший ученик Иня), затем последовательно Мэнь Баочжэнь (чуитель г-на Се), "Цыци" Ян ("Фарфоровый" Ян, Ян Цзюньфэн), Цзюй Цинъюань, Гун Баотянь и маньчжур Жун Ши.

Традиционная китайская медицина и багуачжан

Китайцы говорят, что медицина и боевые искусства происходят из одного корня (И у тун юань). Хотя я изучал багуачжан, и чуть-чуть - медицину у моего учителя Мэнь Баочжэня, большинство моих познаний в медицине идет от Вэнь Пэйтина, кто был собратом Инь Фу в кунфу, а также и единственным врачом имперской категории (И у). Я изучил много методов "туйна" (традиционный китайский массаж) и немного чжэнпу (вправление костей). Мой собрат по кунфу - Лю Шоушань, профессор Колледжа традиционной китайской медицины в Пекине - изучал в основном чжэнпу.

Внутренние и внешние стили

Внутренние стили развивают вначале ци, потом ли (физическую силу), в то время как во внешних начинают с ли и лишь потом переходят к работе с ци. Внутренние стили быстрее достигают цели - полного развития цзин, ци и шэнь. Во внутренних стилях каждое движение может быть разбито на части и анализироваться с точки зрения прикладного применения, что невозможно во внешних стилях. Во внешних стилях есть движения, исполняемые просто для красоты.

Специальная наработка в багуачжан

Я не изучал никакой подобной наработки (типа тешачжан (железная ладонь), цингун (наработка легкости) и т.д.). Когда Дун Хайчуань возвращался с путешествия на юг, то он передавал свои методы цингун ученикам в провинциях Цзянсу и Хэнань, но я не знаю, практикует ли их кто-нибудь сегодня.

Пайдагун (обхлопывание)

Моя система багуа имеет такие упражнения в качестве одного из оздоравливающих методов (с этими словами г-н Се начал наносить энергичные удары ладонью по своему телу).

Секреты в багуачжан

В багуачжан нет никаких секретов, ваш уровень зависит лишь от того, насколько прилежно и насколько интенсивно вы занимаетесь, и есть ли у вас компетентный учитель. Некоторые советы, которые занимающиеся давно посчитают полезными и применимыми на практике, будут непонятны начинающим.

Виды усилия в багуачжан

Существует много видов усилия, которые мы развиваем во время занятий багуачжан, но самым разрушительным является чжэньцзин (шокирующее усилие). Это усилие, которое не оставляет ни одной царапины на коже, но разрушает внутренние органы. (Г-н Се попросил меня расслабиться, и толкнул мою грудь двумя ладонями. Хотя толчок был сравнительно слабым, я почуствовал боль в груди. Ощущение усилия было таким, что словно сначала волна вошла в грудь, затем вернулась и потом пронзила грудь вновь).

Удары по точкам

Точки, используемые при массаже, и точки, поражаемые в багуачжан при ударах или захватах, необязательно одни и те же. Цель туйна - вылечить пациента за счет применения ци к определенным точкам на теле. В багуа мы используем точки для удара либо в качестве точек приолжения силы при захвате. Занимающийся должен знать как их использовать. (Г-н Се попросил меня сжать кулак как можно сильнее, а затем нажал на точку между сухожилиями на тыльной стороне кулака; было весьма больно. Затем при моей открытой ладони он нажал на точку хэ-гу, и это тоже было очень больно; однако как только я по его совету сжал кулак - боль исчезла, хотя он не ослаблял захвата). Из соображений безопасности я предпочитаю преподавать воздействие с помощью циньна, а не с помощью ударов.

Толкание руками (туйшоу) в багуачжан

В моей системе багуачжан есть туйшоу. Сначала мы практикуем туйшоу одной рукой, затем двумя руками. Это похоже на тайцзи туйшоу, но жестче.

Багуачжан Се Пэйци

В моей системе начинающие сначала занимаются чжаньчжуан (статическим настаиванием). Это - самое базовое и самое важное.

Затем они изучают цзуогун (методы сидения), сингун (методы движения) и вогун (методы лежания). Эти методы развивают ци и являются критичными для эффективного туйна. Вы не сможете хорошо овладеть туйна, если не практикуете этих базовых упражнений. Многие иностранцы, занимающиеся у меня багуа, не изучают этих упражнений, их более интересуют боевые аспекты. Однако у меня есть зарубежный ученик, который изучает только традиционную китайскую медицину, и изучает ее очень хорошо.

После изучения основ занимающийся переходит к хождению по кругу (существует восемь видов шага), затем комплексам ("восемь форм - восемь позиций") и свободному поединку. Занимающиеся также изучают 18 прямолинейных последовательностей, 72 удара ногами, циньна, туоцзе (освобождение от захватов), самооборону. Также мы практикуем много комплексов с оружием. (При этом г-н Се указал на большой и длинный широкий меч-багуа, висящий на боковой стенке книжного шкафа; я взял его - он был весьма тяжел. Как сказал г-н Се, размеры меча в точности такие же, как у традиционного, но вес поменьше).

Замечания:

Так как это был как раз день перед тем, как г-н Се Пэйци улетал на три месяца в США, то я постарался сделать визит как можно более кратким, чтобы он мог провести последние часы перед расставанием вместе с семьей. В ходе разговора г-н Се выразил готовность к опубликованию книги по багуа. Также мы смотрели видеоленты, где он демонстрирует багуачжан. Его стиль выглядит весьма практичным, ориентированным на бой, большинство движений выполняется с очевидной силой. Он продемонстрировал сходство с направлением Инь Юйчжана иньской ветви багуачжан, стилями Ши Цзидуна и Лян Чжэньпу, но отличие от гладких и "текущих" движений типичных представителей направления Чэна Тинхуа.

(C)Ярек Щиманьский 1999

Сайт управляется системой uCoz