Мо Чаомай

Исследование по поводу князей периода конца династии Цин, имеющих отношение к истории багуачжан и тайцзицюань

"Ухунь" N1/96

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

В ряде работ по истории ушу постоянно возникают некоторые из князей периода конца династии Цин, игравшие в описываемых событиях значительную роль. Однако часто встречается путаница - как говорится, "шапку Чжана одевают на голову Ли" - и когда начинаешь проверять имена, то обнаруживается, что чем дальше в лес - тем больше дров наломано. К счастью, нашёлся господин Мо Чаомай, который не повторяет вслед за другими, а проявил мастерство проникания сквозь исторические бумаги до самых глубин, во всяком случае он выяснил перипетии событий, связанных с этими князьями. Данное "Исследование по поводу князей периода конца династии Цин" может показаться несколько суховатым, но стоит его внимательно прочитать - и все те "непонятные тексты" становятся гораздо более интересными.

Редакция журнала

 

В появляющихся в последние годы статьях, описывающих или исследующих историческую канву багуачжан и тайцзицюань, относительно некоторых князей периода конца династии Цин имеются неточности, и нужно своевременно внести исправления. Я провёл соответствующее изучение, и результаты его представляю общественности.

Касательно Великого князя Су

Ни одна из статей, описывающих историю Дун Хайчуаня, не обходится без того, чтобы сказать о его прибытии к Великому князю Су, однако ни в одной из них не говорится о том, что за то время, пока Дун Хайчуань служил у Великого князя Су, сменилось два поколения князей Су. В исторической литературе о династии Цин говорится, что звание "Великий князь Су" было даровано лишь одному человеку - Хаогэ. Хаогэ, старший сын цинского Тай-цзуна Хуантайцзи [прим.перев. - также известен под именем "Абахай"], вначале был пожалован титулом бэйлэ, а в начальный год правления под девизом "Чундэ" (1636) продвинулся до титула "Великий князь Су". На пятый год правления под девизом "Шуньчжи" (1648) Хаогэ скончался, а его сын Фушоу унаследовал ранг великого князя, однако название было изменено на "Великий князь Сянь".

На 36-м году правления под девизом "Цяньлун" титул унаследовал внук Фушоу - Вэньчжу. На 43-м году правления под девизом "Цяньлун" (1778) название титула было изменено назад на "Великий князь Су". В том году Вэньчжу умер, и титул унаследовал внук Даньчжэня [прим.перев. - сын Фушоу; для сокращения изложения автор пропустил несколько поколений, носивших титул "князь Сянь"]- Юнси. В начальный год правления под девизом "Даогуан" Юнси скончался, и титул унаследовал его сын Цзинминь. На второй год правления под девизом "Сяньфэн" (1852) умер Цзинминь, и титул перешёл к его сыну Хуафэну. Хуафэн занимал такие ответственные должности, как начальник императорских телохранителей и министр двора. Когда ради производства пороха для Хоциин [прим.перев. - "Батальон огнестрельнго оружия"] понадобилось использовать территорию подворья Великого князя Су, то Хуафэн всеми силами этому препятствовал, в итоге император, правивший под девизом "Сяньфэн", упрекнул его, что он "не обладает государственным видением" и лишил должностей министра двора и начальника императорских телохранителей. На восьмом году правления под девизом "Сяньфэн" Хуафэн скончался, и титул был унаследован его сыном Лунцинем, дослужившимся до должности начальника императорских телохранителей. Лунцинь скончался на 24-м году правления под девизом "Гуансюй" (1899), и титул унаследовал его сын Шаньци.

Когда Дун Хайчуань пришёл на подворье Великого князя Су? У Цзюньшань в "Вращающиеся ладони восьми триграмм" пишет: "После этого пришёл в Пекин, в среднем возрасте у Великого князя Четвёртого, то есть в резиденции цинского императора, правившего под девизом "Сяньфэн", был кастрирован, скрывался среди женщин и евнухов. Долгое время передавал искусство вращения ладоней восьми триграмм в Чжэцзяне. Позднее был отправлен в подворье Великого князя Су, там Господин раскрыл врата и прославился среди четырёх сторон света". Юйхуй в "Собранное обозрение вращающихся ладоней восьми триграмм" пишет: "До правления под девизом "Тунчжи" на севере не было кулака восьми триграмм, на юге он тоже отсутствовал... Великий учитель на 4-м году правления под девизом "Тунчжи" прибыл на север...разместился на подворье князя Четвёртого". В обоих случаях утверждается, что Дун Хайчуань прибыл в "подворье князя Четвёртого", а уж потом - в "подворье князя Су". Согласно такому историческому документу, как "Полные записи о династии Цин", в начальный месяц 30-го года правления под девизом "Даогуан" (1851) Сюань-цзун (династийное имя императора, правившего под девизом "Даогуан") назначил своего четвёртого сына Ичжу наследником престола. Вскоре Сюань-цзун покинул этот мир, а Ичжу вступил на престол, войдя в историю под династийным именем Вэнь-цзун, и назначил следующий год первым годом правления под девизом "Сяньфэн". Именно поэтому императорского четвёртого сына Ичжу и называли "князь Четвёртый". У императора, правившего под девизом "Сяньфэн", было двое сыновей: первый умер вскоре после рождения, другой - это Цзайчунь, ставший Му-цзуном (император, правивший под девизом "Тунчжи"). В периоды правления под девизами "Даогуан", "Сяньфэн" и "Тунчжи" никакого другого "князя Четвёртого" не было. Отсюда можно заключить, что прибытие Дун Хайчуаня в Столицу и размещение на подворье князя Четвёртого могло быть только в годы правления под девизом "Даогуан", а никак не на 4-м году правления под девизом "Тунчжи". Исследуем теперь годы жизни Дун Хайчуаня: согласно "Кратким биографиям знаменитых людей современного мира боевых искусств" он родился в начальный год правления под девизом "Цзяцин" (1796), согласно размещённой в журнале "Цзинъу" N1/87 статье "Дун Хайчуань и багуачжан, их кулачные законы" он родился на 2-м году правления под девизом "Цзяцин" (1797), согласно "Сборнику уданских не имеющих себе равных техник из тайных трактатов и редких манускриптов" он родился на 3-м году правления под девизом "Цзяцин" (1798). Три источника дают разные даты, однако в целом можно утверждать, что он родился в начале правления под девизом "Цзяцин". Следовательно, к 20-му году правления под девизом "Даогуан" (1841) Дун Хайчуаню было уже за сорок, и то, что после кастрации он разместился на подворье князя Четвёртого - вполне возможно. Правление под девизом "Сяньфэн" длилось недолго, и когда Дун Хайчуань "сменив хозяина перебрался на подворье Великого князя Су", то великим князем Су был Хуафэн, "полюбивший его, скрывавшего в теле удивительное мастерство", и назначивший его на должность начальника охранников, что соответствовало седьмому чиновничьему рангу. В годы правления под девизом "Тунчжи" Дун Хайчуаню стукнуло шестьдесят, по причине почтенного возраста он оставил службу и покинул княжеское подворье, однако в то время великим князем Су был уже сын Хуафэна - Лунцинь. За более чем десять лет пребывания на подворье великого князя Су Дун Хайчуань удостоился уважения и покровительства двух поколений великих князей Су - Хуафэна и Лунциня.

В некоторых журнальных статьях пишут и такое: "В конце правления под девизом "Даогуан" часто поднимался с 4-м сыном императора (Ичжу), или князем Четвёртым, а были ещё 6-й сын императора - князь Гун, 5-й сын императора - князь Су, и т.д. ... Всё ещё здравствующий ученик Лю Ваньчуань может разъяснить, что "князь Четвёртый" - это "наследник престола", "император, правивший под девизом "Сяньфэн""; князь Пятый - это единоутробный брат князя Четвёртого - князь Су". Согласно таким историческим документам, как "Полные записи о династии Цин" и "Наброски истории династии Цин", у императора, правившего под девизом "Даогуан", было девять сыновей: старший Ивэй (умер на 11-м году правления под девизом "Даогуан"), второй сын Иган (умер в двухлетнем возрасте), третий сын Ицзи (умер в трёхлетнем возрасте), четвёртый сын Ичжу, пятый сын Ицун, шестой сын Исинь, седьмой сын Исюань, восьмой сын Ихэ и девятый сын Ихуй. Пятый сын Ицун на 26-м году правления под девизом "Даогуан" (1847) был назван наследником третьего сына императора, правившего под девизом "Цзяцин" - Мянькая, великого князя Дунь - и получил титул "великий князь Цзюнь". В 10-м месяце шестого года правления под девизом "Сяньфэн" он был повышен до "великого князя Дунь". Скончался в первом месяце 15-го года правления под девизом "Гуансюй". Таким образом, в конце правления под девизом "Даогуан" Ицун уже был наследником, и не мог быть поднят обратно в ранг "5-го сына императора". Тем более Ицуна не могли называть "князь Су", только "князь Дунь".

Касательно Великого князя Чжуана

В "Отборное из мира боевых искусств" в 1-м сборнике "Багуачжан семьи Сяо" знакомят с преемником традиции багуачжан Сяо Хайбо: родился в 1863 году (2-й год правления под девизом "Тунчжи" династии Цин)...в молодые годы... у Ли Чжэньцина изучал технику кулака восьми триграмм 4-5 лет. В 19-летнем возрасте... у бежавшего из шаолиньских земель организатора антицинского движения изучал технику кулака восьми триграмм восемь лет. После овладения искусством вернулся в столицу и пошел на подворье великого князя Чжуан преподавателем кулачного искусства. После падения династии Цин вернулся в родную деревню и передавал искусство там. В опубликованной в журнале "Улинь" N1/1990 статье "2-3 истории о получившем полную передачу Цебоского багуа человеке Сяо Хайбо" о Сяо Хайбо говорится: "В 19 лет... в Цебо провинции Жэхэ полностью изучил искусство багуа... заняло это около восьми лет... Сяо остановился в трактире "Песчаный котёл", познакомился с Юй Чу из находившегося напротив подворья великого князя Чжуан. Однажды ему повезло с Юй Чу зайти на княжеское подворье... был оставлен в качестве тренера живших при князе братьев Цзайциня и Цзайцзяня... так Сяо Хайбо попал на княжеское подворье... Дун Хайчуань, прибыв в столицу, встретился с Сяо... Дун был радостно принят на княжеском подворье, стал получать жалованье охранника, исполнял обязанности по охране резиденции". В "Словаре имён людей китайского ушу" также говорится о Сяо Хайбо, что "Потом пришёл на подворье великого князя Чжуан и стал преподавателем кулачного искусства... После ликвидации цинской монархии вернулся в родную деревню и передавал искусство там". Везде речь идёт о великом князе Чжуан. Внимательно изучив великих князей Чжуан династии Цин обнаруживаем что впервые этот титул в 10-м году правления под девизом "Шуньцжи" (1654) был посмертно присвоен Шурхаци - младшему брату цинского Тай-цзу Нурхаци. Дети Шурхаци титула не унаследовали. Вскоре император, правивший под девизом "Шуньчжи", даровал титул "великий князь Чжуан" Богодо - старшему сыну Шосая, великого князя Чэнцзэюй, который был пятым сыном цинского Тай-цзуна Хуантайцзи. В начальный год правления под девизом "Юнчжэн" Богодо скончался не имея сыновей, и император распорядился назначить наследником Юньлу - 16-го сына императора, правившего под девизом "Канси", который унаследовал и титул. К 18-му году правления под девизом "Даогуан" (1838) наследование дошло до правнука Юньлу - Мяньху. В 21-м году правления под девизом "Даогуан" Мяньху скончался, титул унаследовал его младший брат Мяньшэнь. На 25-м году правления под девизом "Даогуан" Мяньшэнь скончался, и титул унаследовал его сын Ижэнь. Ижэнь скончался на 13-м году правления под девизом "Тунчжи" (1875), титул "великий князь Чжуан" унаследовал его сын Цзайсюнь. В 26-м году правления под девизом "Гунасюй" (1900) после начала восстания ихэтуаней императрица Цыси назначила Цзайсюня командующим войсками ихэтуаней. Во время вторжения войск восьми держав в Пекин Цзайсюнь вместе с Цыси бежал в Сиань. После подписания "Договора года синь-чоу" [прим.перев. - т.н. "Заключительный протокол", согласно которому правительство Китая должно было заплатить иностранным державам компенсацию за все убытки, причинённые ихэтуанями] империалистические державы потребовали "покарать зачинщиков", и Цзайсюнь был лишён титула. На 27-м году правления под девизом "Гуансюй" (1901) по императорскому приказу он совершил самоубийство. Сяо Хайбо прибыл в столицу не ранее достижения возраста 27 лет, т.е. после 1890 года. Ещё можно поверить, что он стал преподавателем кулачного искусства в подворье Цзайсюня, великого князя Чжуана, но то, что "После падения династии Цин вернулся в родную деревню и передавал искусство там" не согласуется с исторической правдой. Давайте подумаем: после 1901 года, когда Цзайсюнь лишился титула "великий князь Чжуан" и по императорскому приказу совершил самоубийство, то его челядь также непременно была разогнана - как мог Сяо Хайбо остаться в резиденции князя? Далее, собственным именем великого князя Чжуан было "Цзайсюнь", согласно родословным книгам правящего рода династии Цин за поколением "Цзай" следовало поколение "Пу", т.е. представители следующего поколения носили такие имена, как "Пуи", "Пуцзе" (сыновья Цзайфэна) - могли разве сыновья Цзайсюня носить имена "Цзайцинь" и "Цзайцзянь"? Что же касается рассказа о том, как Дун Хайчуань был принят на подворье великого князя Чжуан, "стал получать жалованье охранника, исполнял обязанности по охране резиденции", то это вообще полная чушь. В 1890 году (16-й год правления под девизом "Гуансюй"), когда Дун Хайчуань уже восемь лет как умер, Сяо Хайбо только-только пришёл в столицу и попал в резиденцию великого князя Чжуан. Как могли Сяо и Дун встретиться? Эта история - полная нелепица, которую и повторять-то стыдно.

Касательно князя Жуя и князя Дуаня

В истории тайцзицюань имеются упоминания, касающиеся то ли князя Жуя, то ли князя Дуаня [прим.перев. - использованные в этих титулах иероглифы "Жуй" и "Дуань" очень похожи, они лишь немного различаются левой частью, и вполне могут быть спутаны при переписывании]. В опубликованной в журнале "Цзинъу" N1/1986 статье "Ян Лучань - звезда-гигант тайцзи" сказано: "Примерно в 1850 году... Мяньсинь, князь Жуй, возлюбил боевое мастерство Ян Лучаня, хорошо наградил его и сделал преподавателем кулачного искусства в княжеской резиденции. Однако он уважал учителя, и не бросился занимать эту должность, лишь когда в 1853 году скончался почтенный учитель Чэнь Чансин - лишь тогда он занял её официально... В 1872 году достигший 72 лет Ян Лучань скончался в Пекине от болезни... Цзяньхоу преемствовал дело отца и продолжил служить в резиденции князя Жуя, преподавая кулачное искусство в столице..." В опубликованной в журнале "Удан" N1/1989 статье "Дискуссия о происхождении тайцзи семьи Ян" говорится: "Когда Ян Лучань только-только пришёл в Пекин... то преподавал кулачное искусство в семье Чжан. Вести об этом достигли подворья князя Дуань, и его пригласили преподавать кулачное искусство. Лучань взял с собой сыновей Баньхоу и Цзяньхоу, и отправился в резиденцию князя Дуаня. Так он прославился в столице". В опубликованной в журнале "Удан" N3/1989 статье "Тайцзи семьи Ли почитает Удан" рассказывается: "При правлениях "Сяньфэн" и "Тунчжи" учитель Лучань пришёл в столицу и зарабатывал преподаванием кулачного искусства. На 7-м году правления под девизом "Тунчжи" он преподавал кулачное искусство в лагере знамённых войск (очевидно, в Юйлиньцзюнь). В то время знамёнными войсками предводительствовал Цзай'и, князь Дуань, Лучань часто бывал в княжеской резиденции и обучал князя Дуаня тайцзицюань". Изучив всех князей династии Цин обнаруживаем, что лишь Мяньсинь, четвёртый сын императора, правившего под девизом "Цзяцин", на 24-м году этого правления (1820) был удостоин титула "великий князь Дуань". Он скончался в седьмом месяце 8-го года правления под девизом "Даогуан" (1829), а его сын Июэ (впоследствии сменивший имя на "Ичжи") унаследовал титул "князь Цзюнь". Ичжи скончался в пятом месяце 30-го года правления под девизом "Даогуан" (1851), сыновей у него не было. Лишь на 10-м году правления под девизом "Сяньфэн" (1861) императорским указом Цзай'и - второй сын Ицуна, великого князя Дуня - был назначен наследником Ичжи и унаследовал титул бэйлэ. На 15-й год правления под девизом "Гуансюй" был добавлен титул "князь Цзюнь". В 9-м месяце 19-го года правления под девизом "Гуансюй" (1893) он стал генерал-адъютантом двора. В 20-м году правления под девизом "Гуансюй" он был повышен до титула "удельный князь Дуань". Итак, Мяньсинь, князь Дуань, скончался уже в 1829 году - как мог Ян Лучань быть приглашённым в качестве учителя кулачного искусства в княжескую резиденцию? Воистину это большая нелепость. Титул "князь Дуань" возник вновь лишь с 1894 года. К этому времени Ян Лучань покоился с миром уже 22 года - как же он мог "часто бывать в княжеской резиденции и обучать князя Дуаня тайцзицюань"?

Сайт управляется системой uCoz