Оригинал статьи находится на
http://cstang.www3.50megs.com/Interview_CSTang.htm

Интервью с Дэн Чанчэном, инструктором багуачжан

Dan Miller

"Pa Kua Chang Journal"

 

перевод (C) С.Л.Березнюк
От переводчика: так как Дэн Чанчэн (C.S.Tang) - из Гуанчжоу, то имена в его интервью давались на кантонском диалекте. Те из них, которые не удалось опознать и перевести на путунхуа, оставлены в латинском написании

 

Учителем Дэн Чанчэна по багуачжан был Хэ Кэцай - ученик Гао Ишэна. У Мэнся также был учеником Гао. В июне 1996 года Дан Миллер - редактор "Pa Kua Chang Journal" и ученик Пак Бо Нам, проинтервьюировал Дэн Чанчэна, чтобы выяснить, что Хэ рассказывал ему про Гао и У и их взаимоотношения, а также чтобы побольше узнать про собственное долгое странствие Дэн Чанчэна по миру боевых искусств.

 

Когда вы начали изучать боевые искусства?

Когда я был ребёнком, то изучил шаолиньский "И цзинь цзин" ("Канон преобразований мышц") у своего отца. В 1964 году, когда я учился в третьем классе средней школы, я начал своё долгое странствие по миру кунфу.

Какое боевое искусство вы изучили самым первым?

Тайцзицюань семьи Ян у соседа, которого звали Ngai Wah. Скоро он познакомил меня со своим более старшим собратом по школе, специалистом по лечению травами, которого звали Chan Yuet Sun. Он научил меня люхэбафацюань (кулак шести координаций и восьми методов), ицюань (кулак воли) и бадуаньцзин ("восемь кусков парчи"). У них двоих учителем был господин Лян Цзыпэн, очень известный в Гуанчжоу, который изучал боевые искусства в Шанхае перед Второй мировой войной. Его учителем по инчжаоцюань (кулак орлиных когтей) был Чэнь Цзычжэн, по тайцзицюань - Tin Siu Lun, по люхэбафацюань - У Инхуа, а по ицюань - доктор Yau Pang Hai, старший ученик самого основателя стиля - Ван Сянчжая. Наконец, я стал изучать багуачжан у мастера по имени Хэ Кэцай.

Вы всё ещё занимаетесь боевыми искусствами, в частности - багуачжан?

Да, я преподаю багуачжан, тайцзицюань семей Ян и Чэнь, и баймэйцюань (кулак Белобрового). Мои стили - багуачжан (Хэ Кэцай), тайцзицюань семьи Чэнь (Фэн Чжицян), а также баймэйцюань и лунсинмоцяо (шифу Chow Fook).

Я занимаю различные посты в организациях, связанных с боевыми искусствами: заместитель секретаря Гонконгской ассоциации ицюань, старший судья Гонконгского союза ушу, член Гонконгской ассоциации "Цзинъу", а также директор Физкультурно-оздоровительной ассоциации багуа. До 1999 года я был генеральным секретарём Гонконгской ассоциации китайских боевых искусств. Также я являюсь судьёй, тренером и консультантом по внутренним и внешним боевым искусствам и имею звание судьи третьей категории, присвоенное Гонконгским судейским комитетом. В 1990, 1991 и 1992 годах я демонстрировал багуа без оружия и с мечом на Открытых чемпионатах Гонконга по ушу и завоёвывал первые призы. В число моих хобби входят изготовление китайских печатей, каллиграфия и рисование.

Как вы впервые заинтересовались багуачжан?

В Гонконге в то время очень мало людей занималось багуачжан. Про него слышали, но считали очень таинственным боевым искусством. Впервые я узнал о нём из старого журнала, публиковавшего в 1950-х "рыцарские романы": там был Хэ Кэцай на фотографиях, несколько статей, автором которых был Ng Po Cheung (ученик Сунь Лутана), "Сущность багуачжан", автором которой был Pang Chiu Kong, и "Записки о багуачжан", автором которых был Цзян Жунцяо.

Как вы познакомились с вашим учителем багуачжан?

Мой учитель - господин Chan - эмигрировал в Портленд (США, штат Орегон), но мне всё ещё хотелось изучать боевые искусства и, будучи молодым человеком, я чувствовал, что жёсткий, боевой стиль - типа шаолиньского - больше разовьёт меня физически, чем внутренние боевые искусства. В то время я работал ночным кассиром в отеле "Hyatt", поэтому однажды, рано утром после работы, я переправился через гавань на небольшой моторке на остров Гонконг, и отправился в Гонконгский ботанический сад на середине Пика.

В 1960-х там преподавало большинство мастеров боевых искусств, и именно там я выучил южный стиль богомола. Мне понравился этот стиль. Он был простым, прямолинейным, мощным и реально-применимым. Я познакомился с другими подростками, интересующимися боевыми искусствами, и хотя они изучали различные школы, мы все собирались вместе по воскресеньям в Ботаническом саду. Нам нравилось делиться нашими знаниями.

Так получилось, что некоторые из ребят изучали багуачжан у мастера Хэ. Увидев их индивидуальную тренировку и отработку парных комплексов, я сказал себе: "Я должен изучить багуачжан".

Итак, однажды ночью, весьма неожиданно, преисполненный любопытства я отправился изучать багуачжан у мастера Хэ. Я знал адрес очень хорошо, но я никогда не бывал там раньше. Это было в районе Wanchai, всего в пятнадцати минутах ходьбы от моего дома.

Мне пришлось забраться на самый верх старого четырёхэтажного дома. Свет не горел, была полная тьма. Казалось, что там никого нет. Я стоял на крыше, в тишине, окружённый высокими зданиями. Затем, в слабом свете, шедшем от этих зданий, я разглядел человека на другой стороне крыши. Он поливал цветы, но вскоре заметил меня, и перелез на мою сторону крыши. Он спросил меня, что я здесь делаю. Я ответил ему, и мы присели. Это и был Хэ Кэцай.

Наша беседа не была долгой. Помню, что он спросил: "Почему ты хочешь изучать багуачжан", а я ответил "Потому, что мне это интересно". Помню ещё две вещи: он предупредил меня, чтобы я не пробовал обучать, ибо невозможно заработать на жизнь преподаванием боевых искусств, и он сказал мне, чтобы я называл его "лаоши" ("учитель" - как японцы говорят "сэнсэй"), а не "шифу". Дело в том, что в северном Китае, откуда он приехал, они называют учителя "лаоши", а "шифу" - это обращение к водителям и поварам.

Затем он обучил меня, как ходить по кругу, и как делать "ладонь одиночной смены стороны". Я был так счастлив той ночью - я уже изучил знаменитую "ладонь одиночной смены стороны"!

Когда вы тренировались? У вашего учителя была школа?

Мы тренировались на этой крыше все последующие годы - вплоть до 1975 года, когда здание было снесено. Владельцем здания был господин Lam Bor - один из учеников Хэ, он содержал внизу мебельный магазин и позволял Хэ пользоваться пространством бесплатно.

Говоря о школе господина Хэ, нужно говорить о трёх этапах. Первый этап - когда там было всего несколько учеников - начался в 1952 году, когда он начал тренироваться в Ботаническом саду, и затем (с 1956 года) преподавал на крыше дома одного из старших учеников в Центральном районе. В те дни большинство мастеров боевых искусств преподавали на крышах - частично потому, что там было достаточно места, но в основном из-за того, что на крыше они могли преподавать тайно.

Второй этап деятельности школы Хэ начался, когда он перенёс её на крышу в Wanchai. Школа была официально зарегистрирована в полицейском управлении, и Хэ обучал там большинство учеников. Обычно он преподавал ночью. Он всегда был силён и энергичен. Он всегда служил живой "грушей", и позволял ученикам отрабатывать на нём толчки и болевые приёмы. 10 апреля 1973 года мы создали "Pa-Kua Physical Training and Health Association Ltd".

Период после 1975 года стал третьим и последним. Хэ переместился на третий этаж близрасположенного здания. Состоялась большая церемония открытия, и школа открыла свои двери для всех желающих. Ученики могли приходить в любое время дня, и Хэ мог преподавать постоянно. Большинство его учеников были богатыми.

Хэ управлял школой восемь лет, пока не ушёл на пенсию. После этого он иногда обучал некоторых учеников на холме позади района, в котором он жил, либо на лестничной площадке у лифта на своём этаже.

Когда вы учились - много народу тренировалось?

Каждую ночь приходило от десяти до двадцати человек. Всего было около пятидесяти активистов.

Как были организованы занятия?

Ученики приходили когда хотели, без каких-либо ограничений по времени. Обычно занятия шли с 7.30 до 11.30. Занятия могли отменяться из-за дождя, ибо мы занимались на открытом воздухе, но большинство всё равно приходило в надежде, что дождь прекратится, в крайнем случае мы могли просто посидеть вместе и послушать рассказы мастера.

На какие самые важные базовые принципы багуачжан делал упор ваш учитель во время тренировок?

Он делал упор на "24 необходимости", которые должны были проявляться в любых действиях. Также делался упор на хождение по кругу, "толкание руками", парные комплексы и энергию пяти первостихий. Последняя была существенна для успеха атак.

Преподавал ли ваш учитель традиционную философию или традиционную медицину в дополнение к тренировке багуачжан?

Да. Он часто говорил, что раз вы занимаетесь багуачжан - то должны понимать "И Цзин". Потому, когда мы отдыхали - он объяснял нам взаимосвязи и теорию перемен. Что же касается традиционной медицины - он был мануальным терапевтом и увлекался траволечением, поэтому он постоянно рассказывал, как находил растения в горах и как использовал травы в практике.

Сколько лет вы проучились у своего учителя?

Мне приходилось тренировать комплексы пять ночей в неделю и заниматься с оружием по субботам. Я занимался этим без остановки восемь лет. Но я был очень любопытен, поэтому я начал ходить каждую ночь и в другие группы - изучал другие стили помимо тренировок у мастера Хэ. Я изучил северный шаолинь, комплексы Ассоциации "Цзинъу", таньтуй и южный богомол семьи Fong.

Какие люди были лучшими учениками вашего учителя?

Наверное, стоит сказать "заметными", ибо у него было много учеников, они приходили и уходили на разных этапах. На первом этапе были Lan Lok, Хуан Дунцюань, Жэнь Юн и Хуан Сынин; на втором этапе - Хэ Юйцюань, Ho Chan Chung, Лэй Жулинь, У Баоцюань, Дэн Чанчэн, Сюй Голян, Woo Sim Sum, Chan Wing Woo, Вэй Фу, Хуан Чангэнь, Сюй Хуаньгуан, Lee Po, Yu Chung Chiu, Tsang Kee, и Фэн Сэньюань; на третьем этапе - Сюй Бяо, У Вэймин, Ko Man Yuen, Issa R. Sadiq, и Tsoi Lung Sang.

Что так привлекло вас, что вы стали изучать багуачжан?

Много вещей. Истории - в багуачжан есть очень много хороших историй. Потом, философия, связанная с китайской культурой - я нашёл это интересным. Кроме того, это весьма сложная система, начиная от базы и заканчивая высшими уровнями. Также мне очень понравились парные комплексы багуачжан и "толкание руками", ну и, наконец, у движений были применения - очень простые и практичные, но с весьма глубокой теорией, стоящей за ними.

С чего учитель начал вас обучать?

С хождения по кругу. Сначала он показал мне защитную позицию, а затем - хождение по кругу. Он сказал мне повторить. Затем он продемонстрировал, как сменить сторону. Он сказал, что это - "ладонь одиночной смены стороны", взял меня за руки и проделал это движение ими.

Хэ рассказал, что в самый первый день мастер Гао учил его точно так же: нарисовал палкой круг на песчанном грунте, продемонстрировал, а затем помог сделать "одиночную смену стороны".

Чему обучал вас учитель потом?

Учитель Хэ учил практически так же, как и Гао (см. Приложение A).

Как ваш учитель обучал вас боевому применению багуачжан?

Он обучал всех учеников по отдельности, независимо друг от друга. Не было групповых тренировок или делания одного и того же комплекса в одно и то же время.

На втором этапе, после того, как вы были уже знакомы с прежденебесными и послебенесными ладонями, наступало время изучения применений.

Дэн Чанчэн предоставил следующий обзор того, как он учился применению.

Как атаковать:

Хэ обучал самостоятельно, у него никогда не было помощников. Он мог взять вас за запястье и проделать на вас приём, а затем просил проделать то же самое, атакуя его. Он использовал собственное тело в качестве тренажёра для вашей атаки по двум причинам - таким образом вы могли почувствовать силу, а он мог поправить ваш толчок и потвердить правильность вашего исправления ошибок.

У нас была прямая линия на полу. Мастер Хэ сначала атаковал вас вдоль этой линии, затем вы отвечали мастеру Ho - опять же вдоль этой линии, а мастер Хэ молча принимал ваш толчок.

Старший ученик повесил мешок с песком, чтобы мы могли отрабатывать толчки и энергию пяти первостихий (не для ударов), но самым важным было прочувствовать тело. Мастер Хэ мог попросить вас схватить его за руку и продемонстрировать, как легко он может освободиться, если правильно соблюдает "24 необходимости".

Как рассеивать:

Хэ мог показать, как рассеять энергию сильного толчка за счёт смены направления с помощью поясницы, или как "поглотить" энергию за счёт убирания поясницы.

Связанные круги - как атаковать, используя форму врага, образовавшуюся после того, как вы рассеяли его атаку:

После того, как вы узнали, как эффективно атаковать и безопасно рассеивать, настало время научиться контратаковать. Короткий вариант рассеивания производится в момент, когда атака достигает вашей защитной зоны, и действие противника завершено на две трети. Тут вы немедленно проводите рассеивание, используя как раз ту атакующую форму, которую применил противник. Это было прекрасно, ибо это было именно то, про что все слышали но никто никогда не видел. Такая практика уникальна, она есть только в багуачжан.

Изменения (вариации):

Мастер мог показать, как применять только что изученный вами приём (т.е. одну из 64 форм) для атаки противника, находящегося в защитной позиции, с одного из шести направлений: спереди, сзади, справа, слева, сверху и снизу. Эти изменения соответствуют теории перемен из "И Цзин" (64x6=384). Опять же, это было тем, что вы часто обсуждали теоретически, но никогда не видели в реальной жизни. Однако на тренировках с мастером Хэ мы действительно отрабатывали эти изменения на каждом занятии как комплексы упражнений.

Существует история о том, как Хэ встретил монаха, передавшего ему книги "Сердечная передача достижения Дао". Не могли бы вы рассказать об этом?

Да, я называют это "Приключения Хэ Кэцая". В 1969 году Хэ взял с собой нескольких учеников на остров Ланьтао, чтобы найти некоторые растения, и встретил там молодого монаха, который сказал, что изучал кое-что о растениях у одного даоса. В 1971 году мы прибыли туда снова и повстречались с молодым монахом в храме. Как раз в этот момент был поднят сигнал номер восемь о тайфуне, и несмотря на то, что мы со всех ног бросились к пирсу, мы смогли лишь увидеть удаляющуюся последнюю лодку. Было ветрено и дождливо, у нас не было крова, так что нам пришлось спать в храме на берегу.

В следующий приезд мы остановились в храме монаха, и в ту ночь были приглашены в комнату настоятеля. Он лежал на кровати куря опиум. Он говорил о теориях "И Цзин" и багуачжан.

Два месяца спустя молодой монах передал Хэ две книги - "Сердечную передачу достижения Дао" и указатель к ней. Он предупредил Хэ, что эти книги должны держаться в секрете, и установил пять ограничений на передачу книг посторонним. Хэ собственноручно переписал книги, и потом начал заниматься внутренним цигун.

Рассказывал ли ваш учитель о Гао Ишэне? Если да - то что именно, какие истории?

Он всегда говорил о Гао. Он называл его "Лао Гао", т.е. "Старина Гао". В северном Китае так говорят о близких друзьях. Они встретились в Тяньцзине в 1938 году. Хэ пришёл туда в качестве торговца, и женился там на девушке из очень богатой семьи. В то время, когда Хэ пришёл к нему учиться, Гао жил в каменном доме позади входа в местный парк. Этот дом принадлежал парковому сторожу, господину по имени Wong, который представил Хэ Гао.

В первый день обучения Гао рассказал Хэ, что учился у старого даоса с длинной бородой, доходившей до груди, которая была длиннее, чем борода самого Гао, и что ему пришлось поклясться, что он будет преподавать только полную систему. Одна из вещей, которые он ему рассказал про багуа, заключалась в том, что каждая из восьми ладоней имела по восемь вариантов изменений, и что эти шестьдесят четыре изменения имели шесть направлений, создавая в общем 384 ладони.

После долгих лет тренировок Хэ постиг большинство форм и техник. Затем Гао сказал ему, что в багуа также есть двенадцать форм животных, но это не те же самые формы, что в синъи. Он добавил, что также имеются восемь малых животных в посленебесном наборе, и восемь больших животных в прежденебесном наборе. Хэ начал изучать и это. Так как он был маленьким, то форма тигра была для него трудна, но его заинтересовала форма обезьяны.

После этого в жизни Гао случился неудачный поворот. Он подрался в парке с преподавателем тайцзи. Используя "тянущуюся ладонь" (тань) он поразил преподавателя тайцзи в живот и ранил его так, что того пришлось увозить на такси; три дня спустя он сконался от разрыва мочевого пузыря. Группа друзей преподавателя пришла после этого к сыну Гао для мести, и потребовалась помощь У Мэнся и других собратьев по учёбе, чтобы вышвырнуть их. Чтобы избежать общения с полицией, Гао пришлось бежать в деревню Wu Ching, где он поселился на заднем дворе клиники традиционной китайской медицины, принадлежавшей господину по имени Honin. Гао никогда больше не возвращался в город. Хэ продолжал учиться у Гао, приезжая к нему в клинику и оставаясь на ночь, но в 1949 году Хэ решил покинуть Тяньцзинь и отправиться на юг, убегая от коммунистической революции. Он пришёл к Гао попрощаться, но даже тогда, во время прощального ужина Гао продолжал учить его. Используя палочки для еды Гао продемонстрировал Хэ, как можно исполнять техники 64 ладоней с длинным шестом. Гао скончался в 1951 году.

Большинство отложившихся в памяти вещей из числа тех, что мастер Хэ рассказывал про Гао - это просто отдельные факты: что в молодости Гао был уличным торговцем, что однажды нога Гао была сломана, так как по ней проехалась повозка, запряжённая мулом, а самое важное - что Гао держал под подушкой связку рукописей. Эти рукописи были источником многих интересных историй.

Вы не знаете, что за рукописи там были?

Они относились к истории стиля Гао и являлись основаниями для утверждений, что стиль происходит с горы Гуанхуа. Согласно этим записям, именно там основатель - Би Чэнся - обучил Сун Ижэня и Ин Вэньтяня, а потом - знаменитого Дун Хайчуаня. Среди "учеников внутренних покоев" передаётся секретная рукопись - "рифмованые правила об истории и сущности", где рассказывается, почему Дун ушёл с горы и как он обещал не рассказывать другим у кого он учился.

Такие рифмованые правила являлись важной традицией в старину в кругах боевых искусств, ибо с их помощью "ученики внутренних покоев" одной и той же школы могли признавать друг друга. Ну и когда я заговорил о линии передачи традиции, то вы, наверное, заинтересовались - что это за упомянутый мною Ин Вэньтянь? Позднее он стал монахом, это - учитель Хань Муся, впоследствии обучившего У Мэнся.

В общем, именно эти рукописи и держал Гао под подушкой - книгу, написанную Би Чэнся и Дун Хайчуанем.

А что ещё Хэ рассказывал про Гао?

Хэ также рассказывал о гибкости Гао как учителя. Это демонстрировалось на примере теории Гао про "выдвижные ящики с компонентами лекарств". Речь идёт о том, что врач традиционной китайской медицины достаёт требуемые ингридиенты из различных выдвижных ящиков большого шкафа и смешивает их в соответствии с рецептом. Точно так же вы запоминаете стандартные формы десяти прежденебесных и шестидесяти четырёх посленебесных ладоней, а затем смешиваете их так, как вам заблагорассудится. Другое сравнение - это подобно "шведскому столу". Там есть много блюд (ладоней). Вы выбираете различные блюда и кладёте их на свою тарелку. Вы получаете то, что вам нравится - так и образуется набор форм.

Также Гао говорил, что вы должны учить учеников индивидуально, разным техникам, точно так же, как доктор использует различные лекарства в зависимости от различий в ситуациях у пациентов.

Ещё Гао говорил, что установление платы за учёбу подобно наниманию повозки - то есть он устанавливал различную плату в зависимости от состояния учеников.

Ваш учитель когда-нибудь рассказывал о тех, кто обучался вместе с ним у Гао Ишэна?

Он всегда говорил о своих собратьях по учёбе. Он упоминал про человека по имени Yau Fung Pui, который учился вместе с У Мэнся у Хань Муся и обеспечил для Хэ возможность навещать Гао в деревне для продолжения изучения техники обращения с оружием. Хэ был единственным и последним учеником, обучавшимся там.

Он упоминал человека по имени Hubei Zhang, который был искусен в циньна; с ним он изучал освобождение от захватов. Он упоминал про молодого даоса, искусного в технике обращения с мечом, изученной им у генерала Ли Цзинлиня; с ним Хэ всегда занимался фехтованием. Также он упоминал людей, которых звали Li Yuen Zhang, Pau Chum и On Jai Hai.

Гао устанавливал порядок старшинства среди своих последователей?

Да, Гао дал имена своим "ученикам внутренних покоев": У Мэнся получил имя "Jit Chung", Чжан Цзюньфэн - "Yit Chung", а Хэ Кэцай - "Tao Chung".

Ваш учитель что-нибудь рассказывал про У Мэнся?

Если не считать упомянутой истории про смерть учителя тайцзи... У был личным учеником, поэтому Хэ никогда не встречался с ним в общественном парке. В 1958 году У опубликовал книгу "81 форма тайцзицюань и объяснение секрета девяти фраз". Хэ увидел её, написал письмо издателю и получил адрес У. У был счастлив ответить на все вопросы Хэ.

По словам Хэ, книга У описывала скорее теорию багуа, а не тайцзи. Чжан Цзюньфэн (один из прямых "учеников внутренних покоев" Гао Ишэна, глава отдельной ветви последователей) разозлился из-за этой книги. Чжан, изучавший тайцзи семьи Хао у У, сказал, что это - не тайцзи, а багуа. Поэтому он скупил все книги У на Тайване и сжёг их. Жена Чжана посмеялась, и сказала, что он - дурак, так как издатель может подумать, что издавать такие книги - выгодно, и выпустить второе издание.

Встреча Гао и У

Гао начал изучать багуа в 26 лет, повстречал даоса Суня в 46 лет, и учился у него бесплатно пять лет; даос жил вместе с ним. Когда Гао прибыл в Тяньцзинь, то никого не знал. Его встретил господин Kwan и пригласил остановиться в его доме. Господин Kwan, узнав, что Гао знаком с боевыми искусствами, быстро позвонил своему другу У. У немедленно приехал на машине. Тот увидел, что Гао - это грязный деревенщина, и решил, что он не может владеть чем-нибудь особенным. Поэтому он сказал: "Старина, что ты умеешь?" Гао ответил: "Попробуй".

У отступил, и использовав всю силу применил рубящий удар из синъи для атаки. Гао не отступил, а шагнул вперёд и, используя открытые ладони, увернулся в сторону и контратаковал. У пролетел в другую комнату и упал вверх ногами, ударившись о стенку, однако не получил травм. Он поднялся, не понимая, что произошло, и сказал: "Старина, зачем применять столько силы?"

Гао ответил: "Я не виноват, это всё потому, что ты использовал столько силы".

У сказал: "Попробуем ещё раз?"

Гао сказал: "Давай".

Вновь У обрушился с атакой, и вновь отлетел на стену. Поднявшись, он вышел вперёд, стал на колени и попросил Гао быть его учителем. Поэтому Гао всегда говорил ученикам, что первым "поклонившимся как учителю" был У. Под словами "поклонившийся как учителю" я имею в виду церемонию приёма в ученики, когда человек становится на колени перед учителем, а учитель поднимает его. Брат У был богатым бизнесменом, и тоже учился у Гао. У нигде не работал, он спонсировал Гао и купил ему домик в деревне.

Последние годы У Мэнся

После Второй мировой войны У вернулся из Шанхая в Тяньцзинь, где стал главой ассоциации ушу. После Освобождения он был главным судьёй и доктором. Он скончался 6 января 1979 года в возрасте 74 лет.

Вы видели какие-нибудь из писем, которые У Мэнся писал вашему учителю? Если да - можете что-нибудь сказать об их содержании?

Вся переписка Гао с У хранилась в бумажной папке. Хэ опубликовал кое-что в газетной статье, которая позднее была опубликована на Тайване в анонимной книге. Я купил эту книгу и показал её Хэ. Он так разозлился, что швырнул книгу на землю, говоря: "Как они посмели опубликовать это, воры!"

В письмах была информация об истории Гао и У, вся система, все рифмованые правила, три уровня, десять великих одиночных смен сторон (Десять Небесных Стволов), четыре формы "столбового стояния" и восемь последовательностей.

У ненавидел коммерциализацию знаний о боевых искусствах. Он всегда утверждал, что наша школе никак не связана с традицией Дуна. Он настаивал, что она происходит от школы "горы Гуанхуа" - стиля, преподаваемого в провинции (??)

Вы посетили Чжан Цзюньфэна на Тайване в начале семидесятых. Что общего и различного в багуа вашего учителя и багуа Чжана?

Да, я работал в туристическом агенстве и мог ездить за четверть стоимости, поэтому однажды, 7 мая 1973 года, без всякой подготовки я взял и посетил Тайвань. На второй день в Тайбэе около шести утра я отправился в Тайбэйский ботанический сад. Я увидел много стилей ушу, которых никогда не встречал в Гонконге. В 8.30 я взял такси и поехал к дому Чжана. Я постучал в дверь, его жена открыла мне и впустила внутрь. Чжан сидел в кресле. Госпожа Чжан сказала, что у него не в порядке нога; он оставался в кресле во время всего моего визита. Когда я сказал, что прибыл из Гонконга и что мой учитель - Хэ Кэцай, то госпожа Чжан была очень удивлена и позволила мне сесть напротив Чжана. Чжан стал усиленно расспрашивать про Хэ.

Чжан говорил на шаньдунском диалекте, поэтому понимать его было очень трудно. Госпожа Чжан спросила меня, есть ли у нас шаг пяти первостихий, 64 прямолинейных техник ладони и т.д., потом она продемонстрировала большинство форм, включая столбовое стояние, шаг пяти первостихий и набор упражнений "Десять Небесных Стволов". Я продемонстрировал непрерывный комплекс своего стиля. Ей это было очень интересно, ибо она его никогда раньше не видела.

Относительно сходства и различия: стиль Чжана использует больше силы, в формах более явно выражено применение. Имеются только одиночные формы, они не связаны в комплексы. Однако в обоих стилях есть схожие прежденебесные и посленебесные разделы.

После нашей встречи Чжан подарил мне настенный плакат, на котором были изображены все 64 ладони, и две фотографии: его семьи, и его самого позирующего с "лопатой с полумесяцем" (нечто вроде алебарды с серповидным ножом на другом конце).

Как выглядел Чжан Цзюньфэн и о чём вы говорили?

Он постоянно сидел с прямой спиной, как мастер синъи Го Юньшэнь, обучавший Ван Сянчжая. Увидев его, вы с первого взгляда понимаете, что он - Мастер. Его глаза открыты очень широко, как у орла, а его ладони - большие и мощные. В один из моментов, объясняя применение, он взял мою правую руку и наши предплечья скрестились. Когда он захватил моё запястье, это было словно попасть в когти орла, я вряд ли смог бы вырваться.

Мы говорили о многом, но я особенно запомнил четыре вещи, упомянутые им. Он сказал, что никогда не встречался с Хэ Кэцаем в Тяньцзине. Он сказал: "Передай своему мастеру, что я был боссом знаменитого продавца фруктов Ho Kun Chow, он должен был слышать это имя". Он спросил, говорил ли мне мой учитель, что самой существенной вещью в багуа является крест - когда ваша рука встречается с рукой противника, образуя крест - и упомянул про историю о том, как мастер Гао дрался с учителем тайцзи, что стало причиной смерти последнего.

Я также спросил Чжана о том, какие ладони из 64-х он считает наиболее полезными и эффективными. Он назвал открывающую (кай), скрывающуюся (цан) и уворачивающуюся (шань).

После возвращения в Гонконг я получил от Чжана два текста с рифмоваными правилами: "Wu Chi Win Yuen" и "Истинные записи из пяти слов". Он дал мне понять, что держал эти тексты в секрете и не раздавал ученикам направо и налево. Я продолжал поддерживать с ним контакт, и Чжан отвечал на мои вопросы касательно теорий Багуа и двенадцати форм животных.

На следующий год я вырезал из камня печать и отправил ему. Он ответил, что лежит в больнице, но печать ему очень понравилась, и дал некоторые пояснения касательно рифмованых правил. Вскоре после этого он скончался.

Я вернулся в Тайбэй в 1983 и снова посетил дом Чжана. Когда я пришёл, то постучал в дверь, но никто не ответил. Затем подошла женщина, выглядевшая как возвращавшаяся с рынка. Это была госпожа Чжан. Я представился ей, и она была очень удивлена: "Вы - на самом деле Чанчэн?" Мы сели и поговорили. Я принёс фотокопию книги Чжана, которую сделал мой друг в спортивной библиотеке в Токио. Я спросил, не осталось ли ещё копий. Она сказала, что когда Чжан умер, то часть манускриптов была сожжена на похоронной церемонии, в том числе его "Книга о воздействии на точки", "Шест Chai Mui" и "Ba Gua Qi Kuen". Однако она пообещала поискать, и попросила меня зайти на следующий день.

Когда я пришёл снова, там ждало несколько учеников. Госпожа Чжан сказала, что рукописей больше не осталось, за исключением рукописи по синъи. Она спросила, не занимаюсь ли я этим стилем, и отдала её мне в качестве сувенира.

Что общего и различного между багуа вашего учителя и тем багуа, которое вам показал Тим Картмелл во время нашего визита в Гонконг?

Я встречал некоторых учеников Чжана. Багуа Тима весьма похоже на их, за тем исключением, что более ранние ученики занимались в более напряжённой, а не столь расслабленной манере.

Как мне говорили, Чжан преподавал две абсолютно разные формы, но с одними и теми же шестьюдесятью четырьмя названиями, на двух различных уровнях. Обучение первого уровня было очень похоже на стиль Хэ, в то время как второй уровень был полной копией техник У Мэнся.

Когда Лю Шухан (его учитель Лю Фэнцай учился вместе с Гао) посетил вас в Гонконге - вы сравнили ваши системы багуа? Если да - какие сходства и различия вы заметили?

Да, названия и движения шестидесяти четырёх и восьми ладоней совпадали. Основное различие заключалось в том, что Лю в атакующей позиции сохранял вес на задней ноге, а не использовал позицию выпада. Было удивительно видеть багуа, где атакующая манера очень походила на синъи.

По случайному совпадению именно в это время из Тайбэя прибыл Stephen Luk - ученик школы Чжана. Я пригласил его пообедать с Лю. Это был сбор направления Гао. Мы трое сравнили формы и согласились, что в них очень много схожего.

Что, по вашему мнению, является основным различием между вашим стилем багуа и другими стилями, которые вам доводилось видеть? Что делает его уникальным?

Большинство других школ практикует комплексы. В школе Гао концентрируются на отдельных ладонях.

Что вы можете сказать о происхождении вашего стиля багуа?

Как я уже упоминал, рукописи Гао говорят, что стиль происходит с горы Гуанхуа и что основателем был Би Чэнся. С систематической и философской точек зрения система устроена очень хорошо, и имеет тесные связи с "И Цзин". Там есть два ясных детализированных раздела - теоретический и технический, а также, естественно, имеются применения. (Описание системы можно найти в приложениях)

Кстати, чтобы проверить теории нашей школы, я исследовал и изучал и другие школы багуа. Я изучал стиль Сунь Лутана, стиль Инь Фу и стиль Фу Чжэньсуна. Мне нравится боевая позиция и боевые концепции стиля Инь Фу, а также "багуа формы дракона" из стиля Фу Чжэньсуна.

Занимающимся багуа будет интересно узнать, что паоцюань (пушечный удар) из системы Фу Чжэньсуна идентичен паоцюань из системы Гун Баочжая с Тайваня и лоханьцюань из направления Инь Фу, преподаваемого в Пекине. Эти совпадения являются сильным свидетельством того, что всё это идёт от Инь Фу.

Каковы, с вашей точки зрения, основные аспекты, или принципы багуа, которые начинающийся должен стремиться понять?

1 - Следите за равновесием. Это нужно делать постоянно, совершая обход круга в защитной позиции. Понижайте центр тяжести и делайте быстрые большие шаги.

2 - Помните об основах. Практикуйте одиночные формы, и держите в уме двадцать четыре необходимости.

3 - Багуа отличается от тайцзи. В багуа нужно тратить энергию. Не расслабляйтесь слишком сильно. Тело и руки должны быть подобны надутому мячу. Поворачиваться нужно подобно колесу на оси.

4 - В багуа всё время идёт речь о направлениях: в защитной позиции защищаются с восьми направлений, противника атакуют с шестидесяти четырёх направлений. Потому не сталкивайтесь с противником лоб в лоб. Держитесь в стороне под углом, который минимизирует потенциально уязвимую поверхность.

5 - Хорошая защитная позиция сохраняет в безопасности, но вас побьют, если вы будете стоять без движения. Не стойте в защите. Чтобы победить - нужно атаковать, используйте перемещения багуа для смены направлений и достижения слабых мест противника.

На что, по-вашему, начинающие должны тратить больше всего времени при изучении багуа?

Хождение по кругу с полной концентрацией. Однако также нужно следить за вытягиванием рук и кистей и обращать внимание на локти. И надо как можно больше упражняться в одиночных формах.

Какой наилучший совет вы могли бы дать начинающему изучать багуа?

Чтобы пополнить знания и действительно погрузиться в багуа - немного изучите "И Цзин". Это интересно, и там содержатся базовые концепции багуа. Это не перебор.

Что является сердцевиной теории "И Цзин"?

Изменения. Всё багуа основано на изменениях. Вы встречаете различные виды атак с различных направлений. Вам нужно оценить приходящее и отреагировать соответственно. Ваша стратегия должна изменяться, чтобы адаптироваться к ситуации. это немного напоминает курс "Стратегический менеджмент" при получении степени "Мастер делового администрирования": не существует стратегии, которая подходила бы под все условия. Обстоятельства меняются ежедневно. Вам приходится использовать свои знания чтобы анализировать их и приспосабливаться к изменившейся ситуации. Скорость и мощь не являются основными факторами атаки, основным фактором и основным инструментом является стратегия. Нужно понять изменения.

Является ли какая-либо школа более хорошей, чем прочие?

Нельзя утверждать, что какой-то стиль подходит для всех - как не бывает лекарства, лечащего от всех болезней сразу. Конкретный стиль удобен конкретному человеку, поэтому вы должны решать сами для себя - а после того, как вы попробуете, то сами поймёте: подходит ли этот стиль к вашему росту, телосложению, весу, темпераменту и характеру, или нет. Вот почему Дун Хайчуань преподавал разным ученикам разные техники в соответствии с их прежним опытом и физическими данными.

Так что, багуа - это только бой?

Багуа - не спорт и не физкультура, это - искусство, особенное боевое искусство. Это - ментальная система: вам нужно думать, решать проблемы, ощущать культуру. Философия багуа глубока. Стоя в статичной позиции вы слышите пение птиц, звон колокольчика. Вы учитесь чувствовать природу. Вы сохраняете дыхание ровным и расслабленным, и сбрасываете давление повседневности.

Важен ваш дух - то, как вы делаете формы. Ваши прежденебесные ладони могут быть подобны плывущей рыбе, а потом неожиданно поворачиваются подобно орлу или скользят вниз подобно змее. Вы можете развлекаться формами подобно танцу, или толкать всерьёз практикуя посленебесные формы в плохом настроении. Впоследствии вы почувствуете, как все ваши проблемы уходят.

Некоторые воспоминания, говорящие о том, какой Хэ Кэцай имел характер

Хэ Кэцай никогда не спрашивал ученика насчёт того, что тот изучал раньше. Ты заплатил - он учит; однако он ненавидел тех, кто ранее занимался тайцзи, ибо они всегда просто стояли и занимались без энергии, расслабляли руки настолько, что любой мог преодолеть их защитный периметр.

Он ругался и бил по рукам и голове тех учеников, кто медленно реагировал, не мог быстро понять или не повторял немедленно демонстрируемое.

Он никогда не помнил, что он преподавал вчера.

Он любил вопросы, так как ему нравилось демонстрировать, что он может с лёгкостью на них ответить.

Он любил освобождаться из захватов, демонстрируя применение прежденебесных методов.

Он любил говорить о травах и о связях "И Цзин" с багуачжан.

Он ненавидел, когда ученики обучались на стороне, не говоря ему об этом.

Ему пришлось избавиться как минимум от трёх учеников.

Хроника жизни Хэ Кэцая:

1911 - родился 20 июля в деревне Наньхайшишаньлань в провинции Гуандун. Так получилось, что его день рождения совпадает с годовщиной смерти Брюса Ли

1928 - в 18 лет стал изучать хунгар у Дэн Фана (ученика Хуан Фэйхуна)

1936 - в 26 лет отправился в Тяньцзинь

1938 - стал изучать багуачжан у Гао Ишэна

1942 - продолжил изучать владение оружием багуа у Гао в деревне

1944 - вернулся в родную деревню

1950 - прибыл в Гонконг

1952 - повстречался с Ли Шэнхэ (багуачжан направления Инь Фу)

1956 - начал преподавать багуа в Центральном районе

1971 - повстречал монаха и получил книги "Сердечной передачи достижения Дао"

1995 - 2 ноября мирно скончался дома, ничем не болея хакинтош amd Sempron. . Обязательны Курсы полиграфологов.

Сайт управляется системой uCoz