Животные багуачжан Се Пэйци

Dan Miller

"Pa Kua Chang Journal"

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Данная статья базируется на интервью, данных Се Пэйци в Пекине, КНР, в октябре 1992, апреле 1993 и сентябре 1993. Выражаю благодарность переводчикам - Тиму Картмеллу, Биллу Такеру, Сюй Юйхуну и Хуан Гоци.

Се Пэйци напоминает мне человека, который приходит каждый день на занятия багуачжан и не делает ничего - только дерется. Он "пес со свалки" пекинского сообщества багуачжан - не очень хорошенький, но весьма злобный. Его лозунг: "Те, кто хорошо выглядят, обычно не умеют применять свое боевое искусство. Те, кто умеют применять свое боевое искусство, обычно не смотрятся хорошо". И занимается он именно тем, что провозглашает. Комплексы в его исполнении может быть и не очень красивы, но не стоит позволять ему ударить вас, а особенно - не стоит ему позволять взять захват. Он хихикает, когда слышит крики от боли, причиняемой его захватами болевых точек, и очень любит подводить своих гостей к определенному пятну в углу комнаты - снова и снова и снова.

Се Пэйци начал свой путь в боевых искусствах в шестилетнем возрасте (в 1928 году) с занятий таньтуй со своим отцом, Се Циншанем. Отец Се был хорошо известен за свое боевое мастерство, и работал телохранителем у одного маньчжурского чиновника. Когда Се исполнилось 18, он забросил таньтуй и переключился на изучение багуачжан у жившего по соседству Мэнь Баочжэня. Мэнь, живший в соседнем доме, видя Се, практикующего таньтуй, обычно подшучивал над ним: "Таньтуй бесполезен. Тебе надо бы изучить багуачжан".

Мэнь Баочжэнь был хорошим другом отца Се, и сказал ему, что был бы рад научить Се багуа. Отец Се согласился, что настало время отправить его к другому учителю, и Се в тринадцатилетнем возрасте начал заниматься у Мэнь Баочжэня. Мэню в это время было за 60. Из-за большой разницы в возрасте Се звал своего учителя "дедушкой". Се учился у Мэнь Баочжэня свыше 20 лет и был его последним учеником. Се часто оставался в доме Мэня и заботился о нем, пока он не умер в 1958.

Ма Гуй также жил недалеко от Се, и у Се была возможность учиться у него и изучить "ладонь краба", которую Ма выучил у Дун Хайчуаня. Ма также научил Се своему "искусству удара запястьем" - технике, в которую Се Пэйци влюбился. Когда Се формирует из кисти руки крюк, то тыльная сторона его запястья столь тверда, что напоминает кувалду. Когда он формирует крюк, структура мышц и сухожилий его запястья становится такой, что тыл запястья приобретает прочность камня, и даже нажатие на него не позволяет почувствовать костей запястья.

Помимо изучения багуачжан у Мэнь Баочжэня и Ма Гуя, Се Пэйци также удалось изучить методы буддийского цигун Дун Хайчуаня у дочери ученика Дуна - Фань Чжиюна. Имя Фань Чжиюна упоминается на каменной стеле на могиле Дун Хайчуаня среди имен прочих учеников. Но хотя он и упомянут 27-м, Фань не изучал багуачжан, он изучал у Дуна буддийский цигун. Буддийские оздоровительные и медитативные упражнения, изученные Се, являются частью системы Дун Хайчуаня.

В дополнение к занятиям боевыми искусствами Се Пэйци также получил от своих учителей знание китайской медицины. Ныне Се по утрам работает в местной поликлинике, а после обеда принимает пациентов на дому. Он хорошо известен в Пекине за свое мастерство в оздоровительном цигун и свои рецепты травяных составов. Се особенно опытен в исправлении нарушения баланса ци, образовавшегося в результате неправильных занятий цигун или травм, полученных в бою.

Хотя Се давно преподает боевые искусства, он лишь недавно стал учить более открыто. Это не означает, что он преподает в больших группах, он все еще предпочитает обучать учеников один на один в своем доме, однако теперь он обучает большее количество людей. Ранее он считал, что должен обучать в соответствии с традицими школы Инь Фу и передать свое искусство только одному человеку. Однако человек, намеченный Се в качестве преемника системы, погиб в автокатастрофе, и Се пришлось пересмотреть свое уважение к старой системе обучения. Он решил, что боевые искусства являются важной частью китайской культуры, и если не будут распространены, то культуры не останется. Он сказал, что ныне, по мере того как Китай становится все более открытым, он тоже решил стать более открытым. Теперь он обучает большее количество китайцев, и не гнушается обучать иностранцев. В последние годы у него учились люди из Великобритании, Италии и США.

Система багуачжан Се Пэйци

Тренировочные методы багуачжан Се Пэйци очень многогранны, и включают в себя упражнения на укрепление тела и поддержание здоровья, цигун, упражнения на развитие усилия, тренировка специальных навыков (удары руками, ногами, захваты, болевые приемы, броски), тренировка выброса усилия, китайская медицина и теоретические аспекты. Основные разделы системы состоят из следующего:

  1. Оздоровительные упражнения:
    1. Даосские упражнения
      1. Упражнения в положении лежа
      2. Упражнения в положении сидя
      3. Упражнения в положении стоя
        1. Восемь дыхательных упражнений
        2. Цигун смешанного и изначального
        3. Упражнения 64 гексаграмм в положении стоя
        4. Упражнения 13 великих сохранений
        5. Упражнения со звуками
    2. Буддийские упражнения
      1. Обхлопывающие упражнения архатов
      2. Укрепляющие упражнения ваджры
      3. Восемь упражнений ваджры
      4. Восемь упражнений господина Дхармы
  2. Упражнения боевых искусств:
  3. 168 закалывающих ладоней (базовые упражнения)
  4. Формы восьми животных багуа
  5. Комплекс соединенных форм восьми животных
  6. 504 приема свободного боя
  7. Практические комбинации форм восьми животных
  8. Основной комплекс выполняемых одна за другой ладоней
  9. 24 способа тренировки шага (8 шагов, по 3 варианта на каждый)
  10. 72 прямолинейных боевых комплекса
  11. 72 упражнения на удары ногами
  12. 72 приема циньна и 72 приема фаньциньна
  13. 72 точки для обездвиживания, 32 смертельных точки
  14. Комплексы с оружием - меч, копье, нож, кольцо ветра и огня, ножи скрещенных лун
  15. Комплексы для двух и более человек

При преподавании основной системы - "восьми животных" багуа, Се обучает каждого ученика по-разному, базируясь на его размере, характеристиках тела и личных данных. Модель, которую он использует для формирования индивидуальной тренировочной программы, базируется на восьми животных багуа. В то время как прочие системы багуа используют названия животных для различных составных частей своих форм, система Се использует их по отдельности. Каждый ученик изучает и специализируется только на одном животном. Се утверждает, что каждый из животных подстилей является цельной системой багуачжан. Для поддержания традиции школы Инь Фу, Се первоначально обучает новых учеников тренировочным методам Лохань Шаолинь. Когда ученики начинают изучать хождение по кругу из багуачжан, первым делом они изучают одно из трех базовых положений, которые практикуются как в статическом настаивании, так и во время обхода круга.

Три фундаментальные позиции для перемещения

Как большинство преподавателей багуачжан, Се вначале обучает учеников обходу круга с сохранением корпуса в статичном положении. Хотя самое первое положение, которому обучают ученика, зависит от размеров ученика и его физического строения, эта позиция не является частью системы восьми животных. Те позиции будут позже. Самая первая позиция - это позиция с верхним, средним или нижним положением ладоней. Крупные люди начинают с позиции с верхним положением ладоней, люди среднего размера - с позиции со средним положением, а маленькие проворные люди начинают с позиции с нижним положением ладоней. Се начинает преподавание с этих позиций, чтобы ученики начинали с укрепления кулаков, локтей и плеч.

Во время тренировки этих положений корпуса ученик применяет такой метод шага как чэлуньбу - "шаг катящегося колеса". Этот метод перемещения - обычный шаг с пятки на носок, и связывается с формой льва в системе восьми животных Се. Занимающийся шагает легко и свободно естественной походкой как в шаге, которым передвигается лев. Пока ученик нарабатывает эти позиции, Се также преподает боевые концепции сближения, входа (на дистанции кулака, локтя или плеча), препятствования, раскрывания наружу, соединения и уничтожения. Применяя усилие уничтожения, Се учит учеников вначале выводить противника из равновесия и лишь потом бить, чтобы достичь наилучшего результата. Он также учит, что как только применено усилие "уничтожения", боец должен продолжать применение усилия чтобы увеличить разрушительный эффект.

ВЕРХНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Эта позиция, которую Се также преподает в качестве позиции для статического стояния, исполняется с руками, согнутыми в локтях под прямым углом, кистями сжатыми в кулаки так, чтобы нижние стороны кулаков были обращены вперед. Се утверждает, что если согнуть руки под правильным углом, то в предплечьях будет естественным образом возникать сила. Он подчеркивает, что если угол правильный, то в каждом миллиметре руки будет цзин. Сжимая кулак занимающийся помещает большой палец между вторыми фалангами среднего и безымянного пальцев. Се говорит, что такая конфигурация кисти сводит вместе три важные акупунктурные точки. Развитие силы в соответствии с этой позицией производит "усилие удара вниз", что хорошо для крупных людей.

СРЕДНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Позиция со средним положением рук подобна стандартной защитной позиции, используемой в большинстве школ багуачжан, однако здесь обе ладони имеют форму "язык коровы". Такая форма ладони является типичной для школы Инь Фу. Четыре пальца сведены вместе, в то время как большой палец касается ладони в районе точки лао-гун.

В школе Инь Фу занимающиеся использовали эту ладонь для исполнения своей знаменитой "пронизывающей ладони" (чуань чжан). Така форма ладони иногда называется "язык коровы" или "лист ивы". Се утверждает, что в школе Инь Фу эта ладонь всегда называлась "пронизывающей ладонью", а прочие названия были придуманы за пределами школы.

Се говорит, что существует два вида пронизывания: первый используется для входа во внутреннюю зону противника, а второй - для нейтрализации атаки противника. Он учит занимающегося среднего размера использовать эту форму ладони и движение чуаньчжан чтобы приблизиться к более крупному противнику и использовать тело для удара. Он утверждает, что изучение входа и удара с помощью тела является основной целью изучения средней ладони. Се подчеркивает, что как только занимающийся войдет во внутреннюю зону противника, то пять важных точек должны одновременно произвести фа цзин: плечо, локоть, запястья, бедра и колени.

НИЖНЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ: Нижнее положение выполняется с руками, выпрямлеными вниз по бокам. Се преподает его ученикам небольших размеров чтобы подчеркнуть первоочередность перемещений. Более низкие позиции требуют повышенной силы ног, и потому более низкий занимающийся учится использовать свой рост в качестве преимущества для входа снизу и лишения противника укоренения. Занимающийся небольшого размера учится использовать перемещения для занятия выгодного угла атаки. Се любит учить маленьких людей как двинуться вниз и ударить вверх "подобно вспарыванию рыбьего брюха". Потому во время обхода круга руки помещены внизу.

Обучая ученика Се может дать ему всего одну позицию прежде чем переходить к изучению "восьми животных", а может заставить практиковать все три позиции. Все зависит от того, как разовьется ци ученика в процессе отработки. Се честно верит, что формы и позиции двигают ци. Он говорит, что если форма правильна - то разовьются ци и усилие, а если форма неправильна, то у занимающегося не будет усилия.

Система восьми животных багуачжан

Восемь животных в багуачжан системы Се Пэйци таковы: лев, змея, медведь, дракон, феникс, петух, единорог и обезьяна. Он обучает каждому из звериных подстилей как цельной системе багуа. Обычно занимающийся изучает только один или два из этих подстилей. Се выбирает систему, наилучшим образом подходящую ученику, базируясь на физических данных и силе занимающегося. Каждое из животных соотносится с одной из восьми триграмм. Каждая форма животного состоит из 8 цельных разделов, 8 форм движения обобщаются в 64 позиции.

Каждая из животных форм имеет свой характерный способ использования усилия и применения техники. Для каждого из животных существует восемь слов, описывающих боевые характеристики этого животного. Для каждого из восьми слов есть восемь связанных с ним применений. Каждая форма животного имеет три уровня: верхний, средний и нижний. Три уровня не соотносятся просто с высотой центра тяжести во время обхода круга. Техники, применяемые на каждом из трех уровней, различны, так как они составлены чтобы быть удобными именно на данной высоте. Каждая из форм животных имеет свои уникальные методы ладоней и методы шагов. Каждый из методов шага имеет три варианта.

Для каждого животного существует всего 168 практических движений, использующие восемь слов и их восемь применений в сочетаниии с методами шага и тремя уровнями. Когда занимающийся приступает к изучению одного из животных, он начинает с изучения 168 простых практических движений. Се утверждает, что эти движения очень просты, но чрезвычайно практичны. Се считает, что практика замысловатых форм не очень полезна начинающему. Он предпочитает дать начинающему нечто, что тот может понять и использовать сразу.

Хотя Се решает, какой из стилей ученик будет изучать, базируясь на физических данных занимающегося, иногда он позволяет ученику самому выбрать стиль. Он полагает, что ученик будет разиваться быстрее, если изучает то, что удовлетворяет его интересам и его природе. Обычно женщины занимаются кулаком единорога, однако он начинает с молодыми девушками со стиля феникса.

Каждое из восьми животных обладает уникальными боевыми характеристиками, которые помогают определить стиль. Феникс использует руки для широких хлестких ударов предплечьми. Обезьяна уходит вниз, тянет вниз и приседает. Змея использует низкие движения и перемещения в низких позициях, все время движетс из стороны в сторону и применяет "рубящую ладонь" и воздействие на точки. Дракон любит двигаться и извиваться, и использует в ударах поднимающую ладонь. Петух очень уклончив, быстр и проворен. Единорог предпочитает кружение и вращение, он подходит на близкую дистанцию и бьет головой и плечами, его руки наносят рубящие удары вверх и вниз. Движения медведя велики, он использует силу груди и поясницы; занятия формой медведя укрепляют спину и поясницу, атаки медведя очень сильны и быстры, он обрушивается прямо вперед и использует свое тело.

Перемещения

Проворные и живые шаги и их смена являются отличительной чертой багуачжан. Багуачжан системы Инь Фу проясняет шаги и работу ног в своем подходе к применению багуачжан. В системе Се Пэйци существует восемь различных методов шага по кругу, и каждый из этих восьми шагов имеет три варианта. В дополнение он учит комплексу из 72 техник ног. Только-только научив ходить по кругу, Се заставляет своих учеников использовать чэлуньбу ("шаг накатывающегося колеса") из стиля льва. В прочих школах линии Инь Фу этот шаг называют просто "львиным шагом". Впервые этот шаг демонстрируется при практике базовых позиций описанных выше, или при удержании статического положения львиного стиля.

Следующий метод шага, который изучают занимающиеся в школе Се Пэйци, это байбу ("раскрывающийся шаг"). Первоначально ученик практикует "статичный байбу" в одной из нескольких статичных позиций, чтобы раскрыть бедра и подготовить себя к правильному байбу. В первой из статичных позиций стопы стоят на одной линии и направлены носками в противоположных направлениях. Следующая позиция - чуть более трудная: стопы вместе, но направлены в противоположных направлениях. Следующая статичная позиция почти такая же, но стопы еще больше развернуты наружу. Эти три позиции позволяют ученику постепенно раскрыть и вытянуть бедра и мышцы внутренних поверхностей ног так, чтобы когда занимающийся начнет применять байбу, у него бы хватало гибкости в бедрах, и ему не пришлось бы компенсировать ее недостаток за счет повышенной нагрузки на колени.

После практики байбу в статичных положениях Се заставляет учеников отрабатывать удары ногами с байбу чтобы научиться использовать этот шаг не давая противнику зайти внутрь. Удар ногой короток и исполняется с движением вниз. Внутреннее ребро шагающей стопы бьет противника в голень, а затем скребет по голени вниз и наступает противнику на стопу. Также Се учит учеников как использовать байбу для зацепа ноги противника чтобы поймать в ловушку и зафиксировать его низ. Когда эти специфичные методы применения байбу будут отработаны и поняты занимающимся, Се заставляет его ходить по кругу используя только байбу. Он считает, что практика байбу делает внутренние части ноги сильными, закрывает низ спины и помогает держать спину прямой а почки - полными цзин, чтобы ци могло естественно накапливаться в даньтянь.

Когда ученик изучит байбу, он переходит к практике коубу ("заворачивающегося шага"). Се утверждает, что байбу открывает даньтянь и закрывает мин-мэнь, а коубу открывает мин-мэнь и закрывает даньтянь. Как и байбу, коубу используется в ударе ногой (подсекая ногу противника порубающим движением) и для ловли ноги противника в ловушку. После того, как ученик освоит шаг колеса, байбу и коубу, Се обучает его специфическим шагам, свзанным с изучаемым им животным подстилем. Каждое из животных имеен различные методы шага, и каждый из этих методов шага имеет три варианта.

Цигун и оздоровление

Се Пэйци уверен, что практика цигун является интегральной частью тренировки багуачжан. Он утверждает, что "Багуачжан занимаются как для боя, так и для здоровья. Если одного из них нет - развитие не будет полным". Система Се включает как даосский, так и буддийский цигун, как это преподавалось Дун Хайчуанем. Все его методы цигун предназначены для предотвращения болезней, лечения болезней и укрепления внутренних органов за счет специальных положений тела.

В дополнение к специфической практике цигун, Се утверждает, что каждая из животных форм багуа также имеет специфические выгоды для здоровья. Движения, связанные с каждым из животных, способствуют течению энергии по меридианам, и таким образом каждое из животных воздействует на специфические внутренние органы. Если у ученика проблемы с легкими, Се заставляет его практиковать стиль обезьяны. Ученику, у которого не в порядке печень, он рекомендует стиль дракона. Если у ученика слабые желудок или селезенка, он будет заниматься стилем единорога. Проблемы с почками разрешаются за счет стиля змеи. Когда Се вводит ученика в систему восьми животных багуа, он рекомендует ему для изучения такой стиль, который поправит ему здоровье и будет удобным по силе при использовании багуачжан в качестве боевого искусства.

Другая практика цигун, которая по мнению Се Пэйци как улучшает здоровье занимающегося, так и улучшает его возможности по применению багуа в бою - это использование восьми "целительных звуков". Первый из этих звуков - звук "Ха". Се утверждает, что первый звук, который издает младенец в своей жизни - это звук "Ха", и потому он наиболее естественный. Звук "Ха", комбинируемый с медленным выдыханием воздуха, прочищает застой в сердце и помогает двигать ци. Се верит, что именно потому этот звук и издает ребенок первым после рождения - чтобы помочь ци двинуться. Он утверждает, что использование этого звука в практике оздоровления также устраняет давление и напржение из тела. Маленькие дети издают этот звук когда знают, что у них что-то не в порядке.

Все восемь звуков Се имеют специфические оздоровительные эффекты. Се утверждает, что использование звуков также позволяет исторгнуть мутное ци и очистить тело. Помимо оздоровительного значения, у звуков есть и боевое использование. Се утверждает, что когда занимающийся использует звук "Хэн" при ударе, то сила удара идет прямо внутрь и проникает глубоко. Когда занимающийся при ударе использует звук "Хун", сила исходит подобно взрыву. Когда занимающийся бьет противника со звуком "Ха" - противник будет отброшен вдаль.

Се разработал серию упражнений, где звуки используются в координации с движениями тела для улучшения здоровья и увеличения усилия в бою. В бою звук координируется с силой тела и применяемой техникой. Тип издаваемого звука зависит от позиции, движения и типа применения. Для лучшего результата мощь звука должна применяться когда тело расслаблено. Система Се использует слабые звуки, сильные звуки и средние звуки. Он утверждает, что качество звука зависит от цели применения - поразить поверхность или проникнуть вглубь.

Бой в багуачжан

Обсуждая использование багуачжан как боевого искусства, Се Пэйци говорит, что мастерство в бою - это точность применения. Куда и как вы ударите - имеет большое значение для исхода конфронтации. Он говорит, что такое мастерство развивается за счет повторения правильного движения. В бою все движения должны быть естественными рефлексами. Движения естественны и точны когда занимающийся тренирует базу в повторении. По его мнению, одна из сегодняшних проблем в подготовке бойцов багуачжан заключается в том, что ученики не хотят посвящать необходимое количество времени и усилий основам.

В бою против одного противника Се предпочитает использовать захваты за болевые точки чтобы взять противника под контроль. Он говорит, что старые мастера могли победить противника не причинив ему физического вреда. Он верит, что использование мастерства захвата не является столь же жестоким, как битье, и предпочитает использовать именно этот метод против одного нападающего. Когда нападающих много - это совсем другое дело. Се говорит, что в бою против нескольких нападающих он не будет использовать захваты или циньна, а предпочтет уворачиваться и наносить быстрые удары по точкам.

Обучая учеников как вести бой с использованием багуа, Се подчеркивает не только точность применения техники, но и правильное использование пространства и времени. Он хочет, чтобы его ученики развивали способность занимать нужное место в нужное время. Если даже ученик научился безошибочно выполнять технику в практике комплексов, если он не может применить ее в нужный момент времени в правильном положении по отношению к противнику, то хорошего бойца из него не выйдет.

Сайт управляется системой uCoz