Багуачжан Ли Цзымина в Нью-Йорке

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Как редактор и издатель "Pa Kua Zhang Journal", я часто отвечаю на телефонные звонки от людей, ищущих инструктора багуачжан. Чаще всего я просто предлагаю им посмотреть на список инструкторов на последней странице обложки журнала, найти кого-нибудь преподающего поблизости, и отправиться к нему чтобы увидеть - преподает ли тот что-либо интересное для изучения. У каждого учителя свой подход, свой метод обучения, свои взгляды на то, на что делать упор в багуачжан, так что мне очень трудно делать рекомендации людям, чьи вкусы я совсем не знаю. Однако в этой стране есть три или четыре учителя, которых я от всего сердца рекомендую всем, кто звонит из их региона. Один из них - Том Бизио (Tom Bisio) из Нью-Йорка.

Когда я рекомендую учителя багуачжан человеку, звонщему по телефону, то рекомендую лишь тех, кого считаю опытными во всех аспектах багуа, тех, кто учит полной и сбалансированной системе. Более того, они опытны в преподавании, любят преподавать, и учат с желанием и открыто, не скрывая информации и не ставя ученикам условий для получения материала. Наконец, я рекомендую лишь тех, кто яявляется с моей точки зрения честным и прямым, с кем легко идти и кто не пудрит мозги ученикам. Слишком многие играют в игру "Я - крутой учитель, а вы - рабы-ученики". Это может сработать в низкобюджетном гонконговском кинобоевике-кунфу, но в реальном мире закончится лишь проблемами. Мастерство во всех аспектах багуа, мастерство в передаче искусства другим и порядочность - вот три характеристики, которые я ищу в хорошем учителе багуа. Когда в поисках учителя багуа мне звонит кто-нибудь из Нью-Йорка, я называю ему Тома Бизио, поскольку я знаю что он удовлетворяет всем трем требованиям.

Ранние занятия боевыми искусствами

Том Бизио начал занятия боевыми искусствами с изучения таеквондо в местном YMCA когда ему было 14 лет, а когда ему исполнилось 15 - он начал изучать Исин кемпо-каратэ. Этим искусством он продолжал заниматься и будучи старшим школьником. Когда он поступил в колледж, то начал искать инструктора арниса, так как прочитал в журнале статью про арнис и это искусство его заинтересовало. В итоге ему попалась статья в "Inside Kung Fu", где говорилось о курсах арниса в филиппинском консульстве в Нью-Йорке. Он пошел в консульство узнать о зантиях и обнаружил, что Лео Гахе (Leo Gaje) преподает небольшой группе во дворике на крыше здания консульства. Том начал посещать занятия, когда ему было 19 лет.

Вскоре после начала учебы Тома в консульстве Гахе начал вести группу в Квинсе, и Том увеличил интенсивность тренировок. Он тренировался у Гаху 4 или 5 раз в неделю в небольшой группе или индивидуально в Квинсе, а по воскресеньям продолжал заниматьс у него в консульстве. Том учился у Лео Гахе с 1976 до 1988.

В 1979 Том Бизио отправился на Филиппины для участия в национальном чемпионате по полноконтактному бою на палках. Хотя к этому времени он изучал арнис всего три года, его включили в раздел старших инструкторов (куда обычно попадали те, кто занимался лет десять). На этом турнире Том победил всех противников и был признан со-чемпионом (финальный бой был отменен). Во время поездки на Филиппины Том также встретил своего учителя досе парес эскрима Момоя Канете (Momoy Canete) и тренировался у него. Том говорит, что в то время как стиль боя Лео Гахе был боем на палках на ближней дистанции с быстрыми движениями, предназначенными для быстрого поражения противника с внутренней стороны, то Момой специализировался на техниках клинка и кинжала, где использовалась большая палка и более мощные удары снаружи. Техники в системе Момоя предназначались для раскрытия оппонента мощными ударами с длинной дистанции и последующим быстрым приближением для удара кинжалом.

В то время как Том продолжал учиться у Лео Гахе до 1988, он также продолжал учебу и у Момоя Канете. Он съездил на Филиппины для учебы у Канете в 1984 и оставался там три месяца. В 1986 Том вновь поехал на Филиппины за инструкциями, и взял с собой ряд своих учеников.

Изучение китайских боевых искусств

Том Бизио начал изучать китайские "внутренние" стили у Винса Блэка с 1983. До встречи с Блэком Том читал про синъи, и был очень впечатлен его внутренним качеством. На основе прочитанного в книгах Том решил, что движения синъи похожи на свободные действия корпусом в филиппинских стилях. Он попытался найти учителя синъи, однако никто из встреченных им не умел применять свое искусство. Он сказал, что все они могли в деталях говорить о теории, но когда заходила речь об использовании в реальной ситуации, они далеко не дотяягивали до ожидаемого. Изученные им филиппинские искусства были очень практичными, и он искал ту же степень практичности в синъи. Не найдя подходящего учителя, Том начал практиковать статическую тренировку синъи самостотельно.

Том встретил Винса Блэка на семинаре по бою на палках, который Лео Гахе давал в Биг-Спрингсе в Техасе. Том сказал, что он попросил Винса поправить практикуемые им статичные позиции. После исправления материала, избранного Томом для изучения, Винс потратил остаток вечера на швыряние Тома по комнате отеля, демонстрируя боевую практичность синъи. После этого Тому стало ясно, что Винс знает как применять синъи на практике. Винс был первым из встреченных Томом инструкторов синъи, что мог как объяснить в деталях теорию, так и использовать стиль на практике. Вскоре после этого Том поехал в Сан-диего и две недели изучал синъи у Винса Блэка. В ходе этого визита Том увидел тренировку группы Винса, занимающейся кадзюкэнбо, и заинтересовался этим искусством. Он сказал, что кадзюкэнбо привлекло его тем, что согласно его опыту было чуть легче, чем синъи, применимо немедленно по изучении. Также ему понравилась практичность искусства. С этого визита начались тренировки Тома у Винса Блэка по синъи, багуа и кадзюкэнбо, которые продолжаются и по сей день.

После путешествия на Филиппины в 1984, Том отправился на Тайвань чтобы изучать синъи у Hsu Hong-Chi. Hsu был учителем синъи Винса Блэка, и Винс написал рекомендательное письмо для Тома. Тренируясь у Hsu, Том пришел к выводу, что способности того в точности соответствовали рассказам Винса. Он рассказывал, что уровень мощи Hsu был поразтиельным, особенно сооотносительно с размерами его самого. Том изучал у HsuЭна Тайване пять первоэлементов синъи, непрерывно превращающиеся друг в друга пять первоэлементов, некоторые из форм животных. Помимо того, что тренинг упражнений и комплексов у Hsu был очень ценен, Том также получил много уроков жизни и правильного поведения. Hsu часто садился и рассказывал истории с моралью, и эти уроки также были очень ценными.

На Тайване у Тома также была возможность позаниматься с некоторыми друзьями Hsu Hong Chi и встретиться с братом Hsu. Он сказал, что единственным американцем, помимо него занимавшимся у Hsu до того времени, был Тим Картмелл. Тим приехал на Тайвань в начале 1984, и занимался у Hsu почти ежедневно до смерти Hsu в октбре того же года. Том говорит, что две самые ценные вещи того периода на Тайване были наблюдение Hsu Hong Chi, исполняющего движения, и возможность познакомиться с ним лично.

Во второй половине 1980-х Том совершил много поездок в Сан-Диего для изучения синъи и багуа у Винса Блэка, и посещал мероприятия Tang Shou Tao Assotiation в Аризоне. Также он много раз спонсонировал Винса на поездки в Нью-Йорк для преподавания, а в 1986 Том и Винс вместе отправились на Филиппины для тренировки досе парес эскрима у Момоя Канете. Том и Винс также дважды вместе ездили в Китай для изучения багуачжан Ли Цзымина.

Изучение багуачжан

Том Бизио начал изучать багуачжан у Винса Блэка в конце 1980-х. Вначале он ознакомился с системой Цзян Жунцяо, которую в то время преподавал Винс Блэк. Том говорит, что вначале ему подумалось, что багуа прекрасно выглядит и им хорошо заниматься, но трудно понять как его использовать на практике. Он мог распознать потенциал движений для практического применения, так как круговые движения напоминали некоторые движения арниса, однако было трудно сложить движени вместе с правильным расчетом времени и приложением силы. Он говорил, что синъи в этом смысле являетс более прямым.

Когда Том начал изучать багуачжан Ли Цзымина у Винса, и позднее - у "старшего брата" Винса по багуа Чжан Хуасэня из Пекина, применение багуачжан стало ему более понятно. По его словам, так как багуачжан Ли Цзымина содержит весьма целостную систему обучения, было легко возвести знания от основ к правильному применению силы, расчету времени и применению техник багуа.

Когда Том впервые начал работать с системой Ли в Пекине у Чжан Хуасэня, Чжан просто давал ему заниматься набором упражнений, предназначенных для развития правильной силы и механики багуа. Этот тренинг состол как из упражнений, выполняемых на месте, так и из выполнения длинных рядов упражнений и техник. Также подчеркивались тренировка на развитие мощи и тренировка перемещений. Чжан заставил Тома постояно практиковать эти простейшие техники до изучения каких-либо форм. Том была известна тренировка в такой манере по занятияям филиппинскими боевыми искусствами, и потому он был знаком с тренировочным процессом.

После того, как Том изучил разминочные упражнения, тренировку одиночных движений, ладони внутренней наработки, старые восеьм ладоней, 64 прямолинейные формы, непрерывно переходящие одна в другую ладони, драконьи ладони и различные виды оружия системы Ли Цзымина, он начал постигать глубину багуа и тренировочного процесса багуа. Он рассказывал, что "старые восемь ладоней" позволяют занимающемуся понять круговые и изменчивые аспекты искусства, в то время как 64 прямолинейные формы дают базовые знанияя по применению. "Драконьи ладони" переводят прямолинейное применение в круговой формат, и таким образом соединяют вместе важные компоненты "старых восьми ладоней" и 64 прямолинейных форм. Каждый из видов оружия развивает силу определенных частей тела, и таким образом также влется полезным тренировочным снарядом. Другой ценной тренировкой, которую Чжан практиковал с Томом, была отработка с партнером для исследования различных путей применения техники в зависимости от момента. Эта практика дала ему лучшее понимание наилучших углов для применения техник. Том говорит, что стиль Ли Цзымина и способ его тренировки имеют смысл как цельная система, и благодаря пошаговому методу ученики этого стиля могут развить хорошее боевое мастерство за относительно короткий период времени.

Том комментирует, что Чжан Хуасэнь является одним из лучших учителей, с которыми ему доводилось заниматься. По его словам, все встреченные им замечательные учителя боевых искусств с удовольствием отрабатывали технику с учениками. Учитель применяет технику на ученике, а затем ученик применяет технику на учителе. Так достигается ясное понимание техники. Опыт Тома говорит, что многие занимающиеся китайскими боевыми искусствами сидят сбоку и говорят ученикам, что делать, вместо того, чтобы делать вместе с ними. Чжан очень увлекается яво врем преподавания, подчеркивая точность размещения стоп и кистей рук. Когда он работал с Чжаном, Чжан поправлял все мелочи в применении техник Тома - те мелочи, что составляют разницу между очень впечатляющим результатом и отсутствием результата. По словам Тома, у Чжана был очень наметанный глаз в этих вещах.

Изучение целостной системы

Тому Бизио очень повезло в изучении боевых искусств, ибо арнис, эскрима, синъи и багуа являлись целостными системами, преподаваемыми инструкторами, которые знали как применять эти искусства в реальных ситуациях. Том утверждает, что подобно происходящему в китайских искусствах, большинство школ преподающих ныне филиппинские системы преподают лишь небольшие осколки систем.

Его тренировки с Лео Гахе заключались не только в отработке техник боя с палками, они посвятили огромное количество времени отработке перемещений. После большой практики с палками и практики перемещений, тренировавшихся раздельно, они стали практиковаться в правильном соединении перемещений с техниками палок. Затем они тренировали парные упражнения, включающие как перемещени, так и технику палок, и изучали стратегические принципы боя, включающие сокращение дистанции, смену углов, использование эффективных комбинаций.

Тренировка усилия также явллась составной частью тренировочного метода Гахе. Были упражнения, разработанные для развития вертикального усилия, горизонтального усилия, усилия поворачивания, усилия открывания и закрывания и усилий, испускаемых под различными углами. Этот тренинг балансировал между использованием парных палок, одной палки, палки и кинжала, а также ножа и парных ножей. Различные другие виды тяжелого оружия и тренировочные аппараты использовались для развития усилия и специальных боевых навыков. Один из методов заключался в раскладывании на земле половинок кокосов и выполнении упражнений на перемещения на верхушках орехов. Том рассказывает, что в школе Гахе последовательности форм и линейные боевые комплексы не изучались, пока занимающийся не овладевал описанным выше базисом.

Когда Том занимался у Момоя Канете, он столкнулся с немного другим методом развития навыков и усилий. Канете учил Тома техникам копья, служившим для развития усилия и связи двух рук, что полезно при бое палкой и кинжалом. Канете также учил Тома использованию гибкого оружия чтобы развить хлусткое усилие, а также использованию кнута чтобы развить правильныйы расчет времени при выбросе усилия. Кроме того, Канете заставлял Тома тренироваться против противников с очень тяжелыми палками для развития храбрости.

Так как филиппинские искусства он изучал как целостные и сбалансированные системы, это научило ему правильному управлению телом и правильному приложению усилия. Том уже имел многие из компонент, необходимые для изучения классического синъицюань, когда он встретился с Винсом Блэком. Винс рассказывал: "Когда я повстречал Тома, он уже был закаленным занимающимся боевыми искусствами, который натренировал механику тела в филиппинских боевых искусствах и был поэтому хорошо подготовлен внутренне. Он уже изучал самостоятельно статическую наработку синъи, так что был готов немедленно усвоить все, что я ему показывал. Я начал с ним с более высокого уровня, чем обычно приходится начинать с учениками. Я специально спросил Тома - зачем он хочет изучать синъи: для себя, или для преподавания - и он ответил, что хочет изучать для себя. Потому я решил что я могу начать с ним с уровня, более подходящего к его личным способностям".

Синъи Tang Shou Tao, преподаваемый Винсом Блэком - это очень целостный метод, состоящий из трех уровней тренировки. Классические формы синъи (пять первоэлементов, двенадцать животных и т.д.) не преподаются, пока занимающийся не достигнет третьего уровня. Первые два уровня предназначены для развития равновеси, силы, гибкости, координированности, ритма, расчета времени для применений, внутренней связности и упорядоченности в ходе пошаговой тренировочной программы. Блэк считает, что без очень солидного базиса, построенного благодаря специальным методам, предназначенным для построения внутренней упорядоченности, усилия и механики с самых основ, неопытному занимающемуся очень трудно на практике понять классические позы и движения синъи.

Винс Блэк говорил: "Так как Том тренировался безо всяких поощрений и был очень педантичен, его синъи развивался очень быстро. Однако после нескольких лет самостоятельных занятий он решил, что хочет преподавать синъи. Я дал ему разрешение на преподавание синъи, и спустя 18 месяцев он признался, что `преподавать синъи очень трудно'. Он спросил, что он еще должен усвоить для эффективного преподавания синъи начинающим. Я пригласил его на несколько недель в мою школу в Сан-Диего, и он увидел всю нашу тренировочную программу, изучил различные виды подготовительных упражнений, преподаваемых на первых двух уровнях тренировки. После этого тренировать новичков ему стало легко".

Том сказал, что он разочаровался в попытках учить новичков пяти первоэлементам синъи, так как им не хватало времени на усвоение сути движений и синъишного выброса усилия. После освоения первых двух уровней преподавания синъи в Tang Shou Tao и применения их в своей школе не только ученики стали расти быстрее, эта практика заполнила дыры в его собственном тренинге. Том считает, что если новичок приходит в синъи и начинает работать сразу над пятью первоэлементами, то у него нет достаточного экспериментального опыта боевых техник или правильного приложени усилия для понимания сути пяти первоэлементов и их эффективному использованию в боевой ситуации.

То же самое Том почувствовал, когда начал изучать багуа. Хотя он был опытным бойцом, простое изучение комплексв Цзян Жунцяо не смогло дать ему понимания усилия и применения багуа. Однако после изучения целостного метода Ли Цзымина, начиная с самых основ и постепенно прорабатывая более продвинутый материал, он смог понять и освоить особую манеру багуачжан.

Китайская медицина

Когда Том Бизио начал учиться у Винса Блэка, то в дополнение к впечатлению от боевых искусств Винса он также получил возможность увидеть, как Винс принимает пациентов в своей акупунктурной клинике. Мастерство Винса в акупунктуре и костоправстве поразило Тома. Он чувствовал, что преподаватели боевых искусств должны бы знать такие виды исцеления, но Винс был единственным из встреченных им, кто имел глубокое знание предмета.

За годы, отданные бою на палках, Том много раз видел, как люди получали травмы, выводившие их из строя. Это наводило его на мысль, что каждый учитель боевых искусств должен достаточно знать медицину, чтобы быть способным оказать помощь в лечении травм, естественно происходщих во время тренировки боевых искусств. Если о травме позаботиться сразу же после того, как она получена, то у травмированного человека имеется гораздо больше шансов на восстановление, ему не придется бросать тренировки, снизится вероятность хронической травмы. Том также сказал, что если человек приходит изучать боевые искусства, и у него проблемы с телом из-за старых травм или хронического недуга, то инструктор, знающий китайскую медицину и костоправство может исправить проблему, и упражнения будут выполняться в нужном ключе. Том говорил, что структурные проблемы тела не всегда могут быть исправлены упражнениями, и потому "работа через силу" у некоторых людей не сможет их исправить.

Винс Блэк начал учить Тома целительству вскоре после того, как Том начал изучать у Винса боевые искусства. В дополнение, Том записался в школу массажа, а потом пошел в официальную школу акупунктуры. Когда он достиг осознания китайской медицины, он также начал выполнять работу ученика в акупунктурной клинике Винса Блэка в Сан-Диего. Во время одного визита Том остался в Сан-Диего на шесть недель и каждый день работал с Винсом в клинике.

Сегодня Том Бизио убежден, что боевые искусства и искусство исцелени идут рука об руку. Хотя и до изучения медицины он сознавал, что занимающиеся боевыми искусствами могут помочь себе за счет изучени медицины, но после посещения акупунктурной школы он понял, что китайским докторам также нужен тренинг в боевых искусствах. Он говорит, что тот, кто занимается китайскими "внутренними" боевыми искусствами, ощущает внутреннюю гармонию и чувствует, как должно выглядеть тело и что оно должно чувствовать. Те, кто не занимается боевыми искусствами - не имеют этого чувства здорового тела, и потому им труднее развить чувство здоровья пациента. Том говорит, что в посещавшейся им акупунктурной школе было много людей, которые тренировались на докторов, не могущих вылечить себя. Он считает, что если у доктора нет здорового тела и он не знает, как должно себя чувствовать здоровое тело, то у него не будет знания как этого достичь. Том думает, что обучение докторов заботе о собственном здоровье и ответственности за свое тело должно преподаваться прежде груды информации о том, как лечить других людей. Он также коммментировал, что когда он работал с учениками, занимавшимися боевыми искусствами, то их здоровье улучшалось гораздо быстрее, так как они заботились о собственном теле.

По опыту Тома те, кто занимается "внутренними" боевыми искусствами, и изучает китайскую медицину, усваивают медицину гораздо быстрее и обычно развивают более высокий уровень мастерства. Крроме того, он говорит, что те доктора, кто хочет развить мастерство костоправства, должны также развить способность применять своего рода "короткое усилие", культивируемое в практике "внутренних" искусств. Без развития усилия такого рода невозможно применять сложные техники вправления костей.

Преподавание медицины и боевых искусств

Том Бизио начал преподавать филиппинские боевые искусства в 1979 году в Колумбийском Университете в клубе боевых искусств. После трех лет преподавания в Колумбийском Университете, Том начал преподавать в Нью-Йорке. С того времени он преподавал филиппинские искусства, кадзюкэнбо, синъи и багуа, а также целительство. Сегодня Том больше не преподает филиппинские искусства и кадзюкэнбо. Со среды по пятницу он преподает синъи и багуа в Нью-ЙОрке. Он также преподает цигун своим пациентам, китайскую кунфуистскую медицину (лечение травм) другим изучающим целительство и инструкторам боевых искусств, а также туйна нескольким людям, помогающим ему в клинике. Те, кто хочет учиться у Тома, могут найти его по телефону (212)226-3140.

 

Когда кто-нибудь из Нью-Йорка звонит мне и спрашивает про инструктора боевых искусств, я говорю ему, что если он хочет изучить хорошую, солидную, целостную систему боевых искусств, преподаваемую хорошим учителем, которому легко следовать, то он должен учиться у Тома Бизио. Типичная реакция: "Я никогда о нем не слышал". На это я отвечаю: "Если о ком-нибудь не пишут в журналах по боевым искусствам, это не значит что у него нет высокого мастерства. На самом деле, про большинство высокоуровневых мастеров боевых искусств, которых я встречал в этой стране, журналы не пишут почти ничего". Том Бизио "не высовывается" потому, что он более заинтересован в практике и преподавании хорошего мастерства боевых искусств, чем в создании имени для себя. Том говорит: "Люди слишком заботятся о теоретических идеях и линиях передачи. Если вы хотите изучить хорошее боевое искусство, то найдите того, у кого хорошее мастерство и кто согласен его передать. Какая разница, является ли он высшим в линии передачи. Лучше почувствовать его мастерство, чем просто болтать об этом. Теоретический материал хорошо знать, но базисом является `могут ли они сделать это'. У людей слишком много предварительной информации, полученной из книг, но обычно их знания и идеи не базируются на реалиях боевых искусств и их применения".

Сайт управляется системой uCoz