Ли Цзымин и его багуачжан

Дан Миллер

"Pa Kua Chang Journal" November/December 1994

 

перевод (C) С.Л.Березнюк

 

Молодые годы Ли

Ли Цзымин, также известный как Ли Юн, родился 24 июня 1900 года в деревне Лицзятаоюань уезда Цзисянь провинции Хэбэй (некоторые источники говорят, что он родился 4 августа 1902 года). Семья Ли была знатной и являлась одной из богатейших семей уезда. Отец Ли Цзымина, Ли Цзиньинь, унаследовал у его деда землю и несколько дюжин домов, а также одну шестую ювелирного магазина Юншэнюй в городе Ляоян. Ли Цзиньин не был заинтересован в фермерстве или управлении магазином, потому он уговорил своего младшего брата взять руководство магазином на себя, а сам посвятил время изучению литературы и поэззии. Он даже был учителем в школе старого образца.

Другой младший брат Ли Цзиньина, Ли Цзиньцин, был знаменит своим мастерством в боевых искусствах и храбростью. Он был силен и любил выпить. Люди прозвали его "трехкувшиновый Ли", так как начав пить, он уже не мог остановиться, пока не поглощал три кувшина алкоголя. Тесть Ли Цзинью был умелым художником и зарабатывал на жизнь рисованием и разукрашиванием древних домов.

Живя в такой семье, молодой Ли Цзымин любил литературу, рисование и боевые искусства. В 4 года Ли Цзымин ходил в школу, где преподавал его отец, начал изучать боевые искусства у дяди, и часто ходил посмотреть рисунки и роспись своего деда. Так как Ли Цзиньинь много раз безуспешно пытался сдать государственные экзамены, он не желал чтобы сын последовал его примеру и становился ученым, не хотел он также и чтобы Ли слишком увлекался боевыми искусствами. Он надеялся, что у Ли Цзымина проснется деловая жилка и он сделает карьеру бизнесмена. Когда Ли Цзымину исполнилось 16, отец послал его в ювелирный магазин Юншэньюй подмастерьем, чтобы он учился ремеслу.

Ли Цзымин не разочаровал семью. Лн изучил как добиться успеха в бизнесе, и позднее стал собственником нескольких предприятий, в число которых входили фотостудия, магазин серебрянных изделий, фабрика по производству соевого соуса и торговая компания. Хотя он последовал желанию отца и сделал карьеру в бизнесе, он не забрасывал своих увлечений. В 1924 году Ли пошел в ученики к Кун Дитану, местному ученому, у которого изучил Четверокнижие ("Великое Учение" (глава из "Ли цзи"), "Срединное и неизменное" (глава из "Ли цзи"), "Суждения и беседы" и "Мэн-цзы") и Пятиканоние ("Канон песен", "Канон исторических писаний", "Записки о правилах благопристойности", "Чжоуские перемены" и "Вёсны и осени"). Также у Лян Чжэньпу - ученика Дун Хайчуаня - он изучал багуачжан. Позднее Ли Цзымин учился традиционной китайской живописи у знаменитого художника Ци Байши. Он прославился своей способностью имитировать технику Ци.

На склоне лет Ли отказался от своих многочисленных обязанностей, и посвятил все свое время рисованию, каллиграфии и пропаганде боевых искусств. Ли Цзымин страстно изучал боевые искусства в течении всей своей жизни. В своей биографии, написанной в 1954 году, Ли писал:

"Когда я был в ювелирном магазине Юншэнюй в городе Ляоян, мой отец и мой дядя имели разное мнение о семейных делах, и мой отец был подавлен моим дядей (управляющим ювелирным магазином). Я заболел в результате депрессии. У меня были проблемы с сердцем, легкими и желудком. Ни китайская ни западная медицина эффекта не оказывали. Я боялся, что я на пути к смерти. Я вернулся в родной город и начал изучать боевые искусства у Лян Чжэньпу, учителя багуачжан. Я получил немедленный результат. Я почти полностью выздоровел после ста дней занятий. Год спустя я поправился полностью. Потому я и не помышлял бросать боевые искусства. Мой учитель был моим величайшим благодетелем."

В другой биографической статье, озаглавленной "Мои биографические заметки. Записано с собственных слов Ли Цзымина" он говорит:

Однажды, когда мои родители возвращались в родной город, я провожал их до Тяньцзиньского вокзала. Мы встретили группу хулиганов, которые попытались унести наш багаж под предлогом проверки багажа. Я потребовал объяснений от их лидера. Он поднял ногу чтобы ударить меня. Я схватил его ногу и вывел его из равновесия. Другой парень подскочил, и я ударил его. "От этого парня одни неприятности", - сказали они. Более старший человек подошел выяснить в чем дело, и хулиганы были вынуждены вернуть багаж. Когда мы сели на поезд, я подумал, что мне повезло, что я изучаю боевые искусства в течении 20 лет. В противном случае меня бы избили".

Основываясь на своем опыте, Ли Цзымин всегда ратовал за изучение боевых искусств как для оздоровления, так и для самозащиты.

Ли изучает багуачжан

Ли начал изучать багуачжан у Лян Чжэньпу примерно в 20 лет. В те дни Лян Чжэньпу жил в деревне Хоучжун уезда Цзисянь провинции Хэбэй, то есть милях в пяти от дома Ли. Ли ходил в дом Ляна для занятий багуачжан примерно четыре года. В 24 года Ли покинул дом и уехал в Тяньцзинь изучать торговое дело. Там Ли продолжал заниматься багуачжан самостоятельно и учился у Лян Чжэньпу когда ему удавалось посетить родную деревню.

В 1926, когда Лян Чжэньпу посетил Тяньцзинь, он представил Ли Цзю Цинъюаню, ученику Инь Фу. Когда Лян покинул Тяньцзинь, Ли изучил багуачжан Инь Фу у Цзю. Будучи в Тяньцзине Ли Цзымин также имел возможность повстречаться с Чжан Чжаодуном и Шан Юньсяном.

Из Тяньцзиня Ли вернулся работать в Ляонин, где провел около 12 лет. Во время войны с Японией Ли участвовал в подрывной деятельности против японцев и продолжал заниматься боевыми искусствами. В 1938 году Ли вернулся в Пекин и работал в книжном магазине. Приехав в Пекин, он обнаружил, что его "старший брат" по багуачжан Го Гуминь живет один. Ли немедленно пригласил Го жить с ним в компании Кэда. С того времени они ели за одним столом и были неразлучны с утра до ночи, изучая боевые искусства и навещая друзей-бойцов.

Ли Цзымин и Го Гуминь создали несколько рукописных работ, где описали части системы Лян Чжэньпу стиля багуачжан. Го Гуминь был очень дисциплинированным практиком боевых искусств, он изучал багуачжан из многочисленных источников и после учения у Лян Чжэньпу. Го имел высокую репутацию среди занимающихся боевыми искусствами и обладал высоким мастерством. Он щедро делился знаниями с Ли Цзымином, и время, которое Ли провел вместе с Го, сильно улучшило его понимание боевых искусств. Так как Ли и Го были столь близки, многие другие учителя из пекинских кругов багуачжан считали, что Го Гуминь был единственным учителем багуачжан для Ли Цзымина. Некоторые из представителей четвертого поколения багуачжан в Пекине завистливо утверждали, что Ли Цзымин никогда не учился у Лян Чжэньпу, а на самом деле является учеником Го Гуминя, и, следовательно, принадлежит к одному с ними поколению. Так как Ли был заметной фигурой среди занимающихся боевыми искусствами, то естественно что возникали подобные слухи.

Во время пребывания в Пекине жажда знаний о боевых искусства привела Ли Цзымина к обмену опытом с другими старыми мастерами. Одним из таких был занимавшийся направлением Инь Фу багуачжан Цзэн Синсань (1862-1951).

Цзэн Синсань, также известный как Цзэн Цзэнци, был хорошо известным ученым, который изучал багуачжан у Инь Фу. Во время учебы у Инь Фу он имел возможность несколько раз увидеть Дун Хайчуаня. Дун наблюдал за практикой Цзэна и одобрил его багуа. Будучи и ученым и бойцом, Цзэн имел глубокое понимание стратегии и теории боевых искусств. Цзэн Синсань и Го Гуминь были в хороших отношениях. Цзэн дал Го рукописную копию книги "Багуа чжуаньчжан хуэйлань". Это была, наверное, первая книга, содержащая 36 рифмованых правил и 48 методов багуа, которые Ли Цзымин впоследствии прокомментировал и издал частным порядком.

В годы Культурной Революции Ли Цзымин был раскритикован и объявлен "капиталистским прихвостнем" и сторонником феодальной культуры. Ли опять повезло с его опытом в боевых искусствах. Чтобы заставить Ли признать себя виновным, несколько сильных хунвэйбинов начали бить его. К их удивлению они повредили руки и ноги, но Ли Цзымин, которому тогда было уже за 60, стоял без следов повреждений. Агрессоры взбесились. Они связали Ли и стали избивать его палками и хлыстами. Плоть Ли пострадала, но кости и связки остались невредимы. Позднее Ли Цзымин сказал: "Если бы я не обладал гунфу, я бы потерял жизнь".

После падения "банды четырех" репутация Ли Цзымина была восстановлена. Он знал, что боевые искусства могут помочь изгнать болезни, улучшить здоровье и защитить себя, потому решил посвятить остаток жизни пропаганде боевых искусств. С одной стороны он сосредоточился на обучении учеников, с другой - на систематизации материалов и информации, собранных в течение жизни. Также он изуал достоинства других ветвей багуачжан чтобы улучшить систему Лян Чжэньпу. В написанные им труды входят комментарии к "з6 рифмованым правилам" и "48 методам", а также книги "Понимание багуачжан", "Вращающиеся ладони Дун Хайчуаня", "Истории о мастерах багуачжан".

Методы преподавания Ли Цзымина

Почти все инструкции, данные Ли Цзымином ученикам, были даны во время частных уроков один на один. Хотя он давал публичные уроки перед Выставочным центром в Пекине в течении ряда лет, там он преподавал только простое хождение по кругу и несколько базовых форм. Весь остальной материал Ли оставил для частных уроков, которые он давал ученикам у себя на дому.

Ли делал особый упор на броски и техники циньна, и потому он полагал важным, чтобы ученики почувствовали, как он выполняет технику, чтобы понять соответствующие углы и расчет времени для приложения силы в этих техниках. Винс Блэк, американский ученик Ли Цзымина, говорил, что даже жена Ли любила демонстрировать технику на учениках Ли, когда те прибывали на частные уроки. Блэк говорит, что много раз когда он прибывал на уроки в дом Ли, она во время рукопожатия пыталась провести болевой прием на большой палец руки.

Даже в последние годы жизни Ли, когда он проводил время сидя в кресле и оттуда корректировал занятия учеников, он настаивал на личной демонстрации некоторых боелвых приемов и бросков, так что ученик мог прочувствовать технику на себе. Винс Блэк рассказывал, что однажды, когда Ли сидел в кресле, он с такой силой провел болевой прием на запястье, что Блэк полетел на пол. В другой раз Блэк видел как Ли показал на госте болевой прием с тако силой, что одна из ножек кресла Ли подломилась, и ли вместе с гостем упали на пол. Ли поднялся смеясь.

Частные уроки дали Ли возможность тесно работать с каждым учеником, и они могли действительно почувствовать правильный способ применения техник. Винс Блэк говорит, что Ли Цзымин любил устраивать "контакт руками" с учениками. Вначале Винс думал, что причиной тому плохое зрение старого Ли. Однако после разговора с некоторыми из старших учеников Ли Блэк понял, что Ли всегда обучал таким способом. Кроме того, частные уроки позволяли быть уверенным, что правительство, запрещающее обучать боевым искусствам для боя, не обнаружит что Ли преподает эти вещи.

Ли Цзымин любил боевые искусства и обучал учеников от всей души, однако все ученики были тщательно отобраны. Он считал, что каждого ученика надо обучать в соответствии с его уровнем мастерства и отношением к учебе, и потому обучал каждого ученика по-своему. Его предпочтение к частным урокам позволило преподать каждому из учеников в точности то, что тому следовало изучить.

Отрицательная сторона этого метода обучения состоит в том, что ученики Ли не имели особых возможностей взаимодействовать друг с другом. Временами группы учеников могли работать вместе, но не все ученики принимали в этом участие. Это привело к взаимной зависти некоторых групп. Так как никто не знал, что на самом деле изучают прочие, некоторые из учеников Ли решили, что они знают больше остальных. Теперь, когда Ли нет, некоторые из его учеников попытаются утвердить себя в качестве наследников системы, утверждая, что прочие не получили всего учения и т.д. Я персонально встречался, обучался вместе с восемью из десяти ближайших учеников Ли, и лишь про двоих или троих я могу сказать что они открыты и честны. Я говорю это лишь для того, чтобы предостеречь тех одиночек, кто захочет поехать в Китай чтобы учиться у одного из учеников Ли: вы не должны доверять никому, кто попытается очернить прочих учеников Ли.

Уход Ли Цзымина

Ли Цзымин скончался 23 янавря 1993 года в возрасте 92 лет. 31 января лидеры мира боевых искуств, ученые, художники и каллиграфы, ученики и друзья - всего более 600 человек собрались на Общественном кладбище Бабаошань чтобы выразить последнее уважение. На алтаре портрет Ли Цзымина окружали свежесрезанные цветы, они же покрывали центр холла. Останки Ли Цзымина лежали среди цветов и зеленых кипарисовых деревьев. Ли был покрыт большим белым полотнищем с символом Восьми Триграмм на нем. Гирлянды цветов, присланные друзьями, родственниками и товарищами по боевым искусствам были размещены вокруг холла, вдоль стен ведущего в холл коридора и далее вдоль дороги. По обоим сторонам алтаря, входа в холл и на беседке перед входом в холл были помещены стихи, написанные на свитках знаменитыми современными каллиграфами. Эти стихи суммировали достижения жизни Ли Цзымина.

Стихи на беседке гласили: "Выступая за боевые искусства и их мораль, он нес благородство, его великое имя потрясало мир. Имея учеников со всего мира, он являлся величайшим мастером нашего времени, и его мастерство ушло навсегда". Стихотворение над входом в холл гласило: "Неся вперед в будущее причину и кузню, он являлся великим мастером боевых искусств которого уважали люди. Придерживаясь высоких стандартов морали боевых искуств, он был великим учителем которого почитал весь мир". Стихи на алтаре гласили: "Человек великого таланта и чести, наследовавший сокровища боевых искусств и защищавший боевые искусства, уважающий учителей, придерживающийся морали и справедливости, обучающий учеников высоким морали и мастерству, основатель Общества по исзучению багуачжан, имевший счастье и долгую жизнь, он был достойным примером и рассказы о его подвигах будут передаваться из поколения в поколение. Ученый мира боевых искусств с благородным характером, благородный человек объединявший мир боевых искусств, уважающий друзей и достойных, хорошо обучающий своих детей, он также написал книги о внутренних стилях, был великим мастером и оставался примером для подражания во время всей своей жизни".

Наследие Ли Цзымина

В последние 20 лет своей жизни Ли Цзымин служил опорным столбом сообщества багуачжан в Китае. Он руководил Ассоциацией по изучению багуачжан, и делал это блестяще. К сожалению, из-за того что он был столь заметной фигурой, некоторые другие мастера багуачжан завидовали Ли и говорили, что он "всего лишь политическая фигура". Так как Ли обучал учеников с помощью частных уроков, прочие не знали чему он, собственно, учит. Многие из лучших учеников Ли консервативны и хранят искусство для себя. К сожалению, некоторые из учеников Ли решили преподавать современное ушу и опустили багуачжан Ли до критериев современного ушу. Из-за этого прочие решили, что это и является примером учения Ли, и заявили, что его багуачжан не является истинным. Однако в интервью редактору ведущего тайваньского журнала по боевым искусствам "Ли юй мэй", данном в 1991 году, Ли так отзывался о современном ушу:

"Современное ушу откололось о практики боевых искусств. Возможно, традиционные боевые искусства и могут быть подогнаны к современным спортивным состязаниям, но это не должно происходить так, как это делается сейчас."

Относительно контактных поединков, происходящих на современных соревнованиях по ушу, Ли сказал:

"В этих рукопашных схватках слишком много ограничений, а участники одевают слишком много защитного снаряжения. Слишком много ограничений связывает технику умелого бойца. Приходится уделять слишком много внимания набору очков. Если человек не может защитить глаза и пах без помощи защитного снаряжения, то его вообще не должны выпускать на ринг. Сегодня же неопытный занимающийся, оставляющий неприкрытыми уязвимые участки своего тела все равно участвует в состязаниях, так как знает, что атакуя уязвимые участки противник нарушит правила. Это не соответствует принципам атаки и защиты в боевых искусствах."

К сожалению, после смерти Ли Цзымина в кругах багуачжан осталась пустота, которую нелегко заполнить. Еще до смерти Ли начались схватки между некоторыми его учениками и прочими представителями багуачжан за пост президента Ассоциации. Некоторых действительно интересовало багуачжан, некоторые преследовали собственные интересы. К сожалению, преследующие собственные интересы обычно побеждают.

У Ли Цзымина был очень целостный, систематизированный метод обучения багуачжан, и он воспитал многих умелых учеников. Как я писал ранее, я имел возможность повстречать восьмерых из ближайших учеников Ли и многих учеников его учеников. Согласно моим наблюдениям по отношению к чужакам они весьма консервативны. Хотя все они хотят иметь зарубежных учеников, практически все (за исключением двух или трех) не заинтересованы в преподавании истинного мастерства. К сожалению, крупнейшим консерватором является тот, кто занял пост Ли Цзымина как президента Ассоциайии багуачжан. Позволив новообретенной мощи ударить в голову, он сказал остальным ученикам Ли, что если они хотят взять новых учеников, они первоначально должны обсудить этот вопрос с ним. Известно, что он высылал "ударные группы" для запугивания тех учеников Ли, кто не следовал его правилам. Это печальная ситуация, и те, кто поедет учиться в Китай, должны быть внимательны. Вы можете заплатить кучу денег и практически не получить инструкций. Я знаю двоих, которые были со мной честны и открыты - это Чжан Хуасэнь и Чжао Даюань. Из всех учеников Ли, которых я видел в Китае, больше всего я был впечатлен мастерством Чжан Хуасэня.

Изучение багуа Ли Цзымина

Те, кто заинтересован и изучении багуачжан Ли Цзымина, могут сконтактировать с Томом Бисио или Винсом Блэком. Винс Блэк работал непосредственно с Ли Цзымином в течении трех лет и перенял большую часть системы Ли Цзымина. До своей смерти Ли дал Винсу рукописный свиток, признающий его официальным учеником и главой багуачжан линии Ли в Соединенных Штатах. После смерти Ли Винс трижды ездил в Пекин для продолжения практики и заполнения лакун за счет учебы у Чжан Хуасэня. Том Бисио изучал систему Ли у Винса Блэка и также совершил две поездки в Китай для учебы у Чжан Хуасэня. хакинтош amd Athlon. . Купить детские светильники через интернет

Сайт управляется системой uCoz