Манера багуачжан и особенности боевой техники

(из книги Лю Цзинжу "Багуачжан - истинное изложение, иллюстрированное описание")

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

У каждого вида кулачного искусства есть собственная манера и свои особенности боевой техники, манера и особенности боевой техники есть вещи взаимосвязанные, взаимообуславливающие.

Багуачжан - это кулачное искусство внутренней семьи в котором основным являются методы действий ладонями в процессе смены сторон и хождение с поворачиванием. Так как при тренировке багуачжан требуется ходить по кругу, а обход круга осуществляется за восемь шагов, каждый из которых можно соотнести с одной из восьми триграмм, то отсюда и название - "ладони восьми триграмм".

При тренировке багуачжан необходимо, чтобы одна ладонь вытягивалась вперёд, а другая - защищала позади; голова и шея должны скручиваться, руки и запястья должны скручиваться, поясница должна скручиваться - скручивания формируют единое целостное усилие. Обходя по кругу вокруг небольшого дерева со скручиваниями, оборачиваниями, сверлениями и переворачиваниями тренируют "восемь больших ладоней", "восемью восемь - шестьдесят четыре ладони", овладевая посредством этого методами действий ладонями, методами действий корпусом, методами перемещений и усилиями багуачжан.

При тренировке багуачжан нужно добиваться "трёх образов и трёх форм". Три образа: "передвигаться как дракон, поворачиваться как обезьяна, менять стороны как орёл"; три формы: "шаг - словно по грязи, руки - словно скручивается верёвка, поворот - словно вращается жернов". Если тренироваться таким образом, то можно достичь того, что методы ладоней изменяются многообразно, поясница подобна вертикальной оси, шаги ловкие, всё тело текуче, нет движения которое не содержало бы другое движение, мыслью управляется ци, с помощью ци управляется сила, ци погружается в даньтянь, усилие наполненное, жёсткое и мягкое взаимно просачиваются, внутреннее и внешнее едины. После того, как овладел методами действий ладонями, можно двигаться по прямой, можно входить с углового направления, можно поворачиваться влево, можно поворачиваться вправо, ладони следуют движениям тела, шаг следует изменениям ладоней, мысль движется - тело следует, изменение следует за изменением; то вверх то вниз, то высоко то низко, то быстро то медленно, то исчезая то проявляясь, словно ястреб пролетает сквозь лес - также ловко, словно лазоревый дракон входит в море - видишь голову но не видишь хвоста.

Метод заключается в ладони

Есть высказывание: "на цунь длиннее - на цунь сильнее". В багуачжан на первом месте стоит ладонь, так как ладонь обладает преимуществами перед кулаком. Она не только длиннее, чем кулак, на длину пальцев, в ней ещё для ударов можно использовать центр ладони, основание ладони, ребро ладони, запястье, тыльную сторону ладони, каждый из пяти пальцев ладони имеет собственное применение. В багуачжан используют взаимотрансформации таких методов, как толчок, затягивание, управление, пронизывание, пресечение, отрезание, приподнимание, преграждение, рубка, сталкивание, оседание, сдёргивание, перетаскивание, прощупывание, приподнимание, обматывание; их глубины непредсказуемы, потому-то в багуа "для методов используется ладонь".

Методов действий ладонью в багуачжан очень много: нажатие на точку, срезание, облачное вращение, прощупывание, пронизывание, отодвигание, пресечение, преграждение, толкание, приподнимание, затягивание, управление, перетаскивание, накрывание внутрь, коварный зажим, сверление, приклеивание, прилипание, соединение, следование, раскрывание, смыкание, рубка, нажимание, подхватывание, подвешивание, заправление одежды, сталкивание, зацепление, вспарывание, приподнимание, обматывание.

Пронизывание: пять пальцев вытянуты вперёд, центр ладони обращён вверх, назад, влево или вправо, вытягивающаяся ладонь в этом случае называется "пронизывающая ладонь". Вариантов применения пронизывающей ладони особенно много. Перед схваткой часто становятся с противником друг на против друга и соприкасаются запястьями, уступая друг другу привилегию начать и вызывая противника на атаку - это называется "соприкоснуться руками". Если противник не желает "соприкасаться руками", а внезапно набрасывается на меня, а я встречным движением выбрасываю "пронизывающую ладонь", то это называется "сдвинув цветок попасть в ствол". Если я выполняю "пронизывание ладонью", раскрыв защиту и провоцируя противника на атаку, то это называется "старый монах поднимает миску для подаяния". Можно ещё одновременно выполнить пронизывание вверх и втыкание вниз - это называется "указать в небо и воткнуть в землю" или "вверху и внизу вертикально поставить столб".

Облачное вращение: ладонь обращена центром вверх, с локтём в качестве оси вращения выполняется движение ладонью по дуге, словно выполняя срубание внешним ребром ладони вперёд в горизонтальной плоскости; движение напоминает то, как клубятся в воздухе облака - отсюда и название "облачная ладонь". Если противник толкает меня или приподнимает мой локоть, то я используя локоть в качестве оси вращения ладонью обращённой центром вверх наношу по шее противника удар в горизонтальной плоскости; если противник преградил или пресёк моё движение, то я переворачиваю ладонь центром вниз, и ведя руку обратно в исходной горизонтальной плоскости наношу внешним ребром ладони отрезающий удар по шее противника - это называется "горизонтальное вращение в две стороны". Направление Чэн Тинхуа часто использует эту ладонь, там она называется "горизонтально вращающаяся ладонь".

Срезание: центр ладони обращён вниз, внешним ребром ладони наносится удар в горизонтальной плоскости по шее противника - это называется "срезающая ладонь". Если противник бьёт меня в грудь, то я могу левой ладонью накрыть внутрь локоть противника, одновременно повернув правую ладонь центром вниз из положения над левой рукой нанести срезающий удар по противнику. Срезание ладонью надо делать "холодно, ломко, жёстко, быстро" [Специфические усилия багуачжан направления Инь Фу]. Направление Инь Фу часто использует эту ладонь.

Толкание: центр ладони обращён вперёд, ладонь выполняет удар или толчок по груди противника - это называется "толкающая ладонь". Толкать можно как вперёд, так и в сторону. При толчке нужно опустить плечи и свесить локти, осадить вниз запястья, поэтому это движение ещё называют "оседание ладонью". Господин Ли Вэньбяо поставил к стене доску толщиной в 3 цуня и три года отрабатывал по ней эту ладонь, в результате центр его ладони стал выпуклым, а его мастерство исполнения "оседания ладонью" стало вызывать восхищение коллег по школе.

Сталкивание: ладони соприкасаются запястьями, обращены центрами вперёд, выполняется толчковый удар по противнику - это называется "сталкивающие ладони" или "две сталкивающие ладони". Если пальцы направлены друг на друга и обращёнными центрами вперёд ладонями наносится толчковый удар по противнику - то это называется "две сталкивающие ладони" или "спрятать луну за пазухой". Этот метод действий ладонями используется особенно часто, его применяют все занимающиеся багуачжан.

Пресечение: преграждающее пресечение внешним ребром ладони атаки противника вверху, внизу, слева или справа - это называется "пресекающая ладонь". Если противник правой рукой бьёт меня в лицо, а я внешним ребром правой ладони выполняю поперечное преграждение влево, а затем внутренним ребром ладони наношу обратный удар по лицу противника - это называется "пресечение ладонью влево"; если противник левой рукой бьёт меня в лицо, а я внутренним ребром правой ладони выполняю поперечное преграждение влево, а затем внешним ребром ладони наношу обратный удар по лицу противника - это называется "пресечение ладонью вправо"; если противник бьёт меня в лицо, а я внутренним ребром ладони подбиваю локоть противника вверх - это называется "пресечение ладонью впереди"; если противник рукой или ногой бьёт меня в живот, а я повернув ладонь пальцами вниз внешним или внутренним ребром выполняю преграждающее пресечение вниз - это называется "пресечение ладонью вниз". Пресечение - это не блокирование или подпирание, это следование направлению силы противника, выполняемое по движению преграждающее пресечение.

Затягивание: добавление большей силы вдоль движения противника, резкое сдёргивание - это называется "затягивающая ладонь". Если противник бьёт меня в грудь, то я могу нанести противнику встречный удар пронизывающей ладонью, и используя момент неготовности противника резко сдёрнуть вниз, опрокидывая его на землю - этот приём называется "походя стянуть барана". Если затягивание выполняется до земли - это называется "тысяча цзиней опускаются на землю". Если при сдёргивании внезапно добавить поперечное усилие влево или вправо - это называется "поперечное затягивание".

Управление: затягивание вдоль атаки противника с целью её перенаправления и увода силы в пустоту ради собственной выгоды, словно сам Будда управляет движением руки противника - это называется "управляющая ладонь". Примером является "в движении приподнять одежду" из багуачжан направления Чэн Тинхуа.

Обматывание: с запястьем в качестве оси вращения, выполняя зацепление мизинцем сделать вверх или вниз обматывающее движение вокруг атакующей руки противника, используя возможность для атаки - это называется "обматывающая ладонь". Примерами являются "ленивый дракон подбирает хвост", "чёрный дракон машет хвостом", "ладонь толкающая рёбра подобно жернову" из багуачжан направления Чэн Тинхуа.

Коварный зажим: большим и указательным пальцами зажать запястье, локоть или предплечье атакующей руки противника, и резко, "холодно", "ломко", "быстро" затянуть влево, вправо или по диагонали вниз - это называется "коварная рука". Если в большом и указательном пальцах нет силы - приём не получится, успех будет лишь при наличии усилия "железного браслета". Очень многие мастера багуачжан прежних поколений владели таким типом усилия.

Прилипание: соприкоснувшись с рукой противника, применять "прилипание", "приклеивание", "соединение", "следование", рассеивая его силу, создавая ситуацию когда противник назад - а я за ним, использую в своих целях и бью противника - это называется "прилипающая ладонь". "Прилипание", "приклеивание", "соединение" и "следование" обычно применяются в едином комплексе. Занимающиеся багуачжан часто тренируют туйшоу одной рукой, отрабатывая вбирающие усилия "прилипания", "приклеивание", "соединения" и "следования" - это называется "вбирающая ладонь".

Прощупывание: четыре пальца сложены вместе, кончиками пальцев наносится втыкающийся удар по противнику - это называется "прощупывающая ладонь". Когда наносят тычковый удар вперёд в грудь, рёбра или лицо - это называется "прощупывание ладонью впереди"; внезапный тычковый удар назад в живот противника называется "прощупывание ладонью сзади". Направление Инь Фу часто использует эту ладонь, так как сложенными вместе четырьмя пальцами "ладони - языка коровы" удобно пронизывать бреши, добиваясь хорошего эффекта. Если делать тычок вперёд одним указательным пальцем или указательным и средним пальцами, то это называется "нажимать на точку" или "указывать".

Смыкание: когда с обращёнными центрами вверх ладонями предплечья разводятся в стороны - это называется "раскрывающиеся ладони". Раз есть раскрытие - должно быть и смыкание. Если раскрытые руки внезапно свести вместе, то это называется "смыкающиеся ладони". Если я положил свою руку тыльной стороной сверху на локтевой сгиб противника, а потом предплечьем и запястьем нанёс удар по направлению к своей второй руке - это называется "смыкающиеся ладони".

Рубка: рубящий удар внешним ребром ладони сверху вниз - это называется "рубящая ладонь". Если наносится всего один рубящий удар - это называется "одиночная рубящая ладонь". Если обе руки поочерёдно наносят непрерывные рубящие удары - это называется "рубящие ладони ветряного колеса". В багуачжан часто для рубящего удара сверху вниз используют тыльную сторону ладони - это называется "рубящий удар обратной стороной".

Приподнимание: обратив одну или две ладони центрами вверх приподнять локоть противника, не давая ему ударить меня - это называется "приподнимающая ладонь", применяется для защиты. Если обратив две ладони центрами вверх направить пальцы вперёд и нанести приподнимающий удар в живот противника - это тоже называется "приподнимающие ладони", здесь они используются для атаки. В синъицюань это называется "тигриное приподнимание", в багуачжан - "две приподнимающие ладони", если выполняется приподнимающий удар вверх в подбородок противника - это называется "белая обезьяна преподносит фрукт".

Заправление одежды: пальцы одной руки направляются вниз, ладонь обращаясь центром вперёд наносит удар по животу или рёбрам противника словно затыкая основанием ладони дыру - это называется "заправляющая ладонь". Если большой палец обращается вниз, центр ладони обращается наружу и от собственного бока наносится затыкающий удар по животу или рёбрам противника - это тоже называется "заправляющая ладонь".

Так как в багуачжан при тренировке требуется ходить со скручиванием, тренируются со скручиванием, требуется "накатываться, сверлить, бороться, обёртывать", то это порождает ряд специфических видов усилия. Скручивающее усилие, накатывающее усилие, поперечное усилие, спиральное усилие обогащают методы действий ладонями багуачжан, делая их ещё более специфическими.

Спиральная ладонь: когда две руки делают накатывающие, сверлящие, борющиеся и обёртывающие движения, то естественно рождается спиральная сила. Так пуля при выстреле пролетая по каналу ствола закручивается по спирали. Но хоть силы прикладывается и мало, порождаемая сила велика, и как бы грозен и подавляющ ни был противника - ему будет очень трудно защититься. Пронизывающая ладонь, прощупывающая ладонь, раскрывающиеся ладони, смыкающиеся ладони, обматывающая ладонь - все эти методы обладают спиральным усилием. В багуачжан нет блоков и подпорок - как же быть с атакующими конечностями противника? Лучше всего использовать пронизывающую ладонь. Так как при пронизывании мизинец ввинчивается, двигаясь вверх, то порождается очень большое спиральное усилие, могущее рассеять силу атакующей конечности противника и даже отбросить её, изменив исходное направление атаки и переведя противника в пассивное и теснимое положение, и всё это - без использования блоков и подпорок, что немало! Применяемую таким образом пронизывающую ладонь можно назвать "спиральной ладонью".

Вбирающая ладонь: когда скручиваясь обходишь круг, меняешь стороны, то поясница естественно идёт по кругу, действуя словно вертикальная ось. Представим, что противник подошёл ко мне вплотную, полностью сковав мои руки и ноги и поставив меня в абсолютно пассивное положение. Однако стоит чуть повернуть поясницу влево или вправо - и противник провалится в пустоту. Я могу использовать прилипание, приклеивание, соединение и следование чтобы в нужный момент нанести удар. "Враг пришёл победить меня и уже вплотную к телу - в этот момент руками и ногами не выиграешь. Слева и справа вобрать используя скручивание - избегнешь опасности быть схваченным" [42-й из "48 методов"]. Такой искусный метод использования ладоней, при котором применяется скручивание поясницы и вбирание, называют "вбирающей ладонью".

Накатывающаяся ладонь: если противник правой рукой бьёт меня в грудь, то я могу не пронизывать и не преграждать, не пресекать и не отрезать, а лишь повернуть правую руку вокруг своей оси внутрь, локтевой частью соприкоснуться с рукой противника - и атака врага уйдёт в пустоту. Я могу воспользоваться моментом и приблизиться к противнику, ударить его в грудь, или наброситься локтём, толкнуть плечом, подбить бедром. Моя правая рука - словно деревянная палка, чуть поворачивающаяся вокруг своей оси катящимся движением - и за счёт этого искусно запечатывающая руку противника. Такое использование накатывающегося движения руки для запечатывания атакующей руки противника называют "накатывающаяся ладонь".

В общем, трансформаций методов действий ладонями в багуачжан очень много, всех не перечислишь.

Применение заключается в хождении

Багуачжан - это кулачное искусство, где основным является хождение с поворачиванием. На тренировке нужно ходить по кругу, "мастерство коренится в изогнутом шаге"; в бою нужно ходить с поворачиванием, "стояние на месте - всё равно что опавшие на землю цветы". "Хождение" - душа багуачжан. Однако "хождение" в багуачжан - это не обычное хождение, когда пошёл и дал дёру, здесь "применение заключается в хождении". Когда мы в мирное время описываем круги вокруг деревьев, то как раз тренируем атакующе-защитный смысл и атакующе-защитную технику того, что "применение заключается в хождении". Нет "хождения" - нет и манеры и особенностей багуачжан.

Описывать круги: при встрече с противником я перед его лицом могу двигаться то влево, то вправо, могу сновать челноком то вперёд, то назад, а могу и описывать круги. Одна ладонь вытягивается вперёд, другая защищает позади, пронизываю и шагаю, пронизываю и шагаю, но при этом можно не только наблюдать за противником, но и дезорганизовывать его, не давать ему основы для предположений, за счёт этого помещать его в пассивное и теснимое положение, а я же могу воспользоваться удобным моментом и реализовать всестороннюю атаку. Господин Инь Юйчжан говорил: "Коль встретил противника - описывай круги, уловил выгодный момент - бей".

То влево, то вправо: когда, будучи перед лицом противника, наносишь удары то слева, то справа, то это и есть "то влево, то вправо". Но настоящая атака методом "то влево, то вправо" может достичь успеха лишь в случае полной согласованности с методами действий ладонями и методами перемещений.

Предположим, противник с шагом правой ногой правой рукой бьёт меня в грудь, а я тут же уворачиваюсь корпусом влево, оказавшись справа-спереди от противника шагаю левой ногой, затем правой, скручиваюсь корпусом вправо и правой ладонью наношу встречный удар; если противник сменит руку на левую, то я увернусь корпусом вправо, отступлю правой ногой, шагну левой, и затем шагнув по диагонали левой ногой нанесу встречный удар левой ладонью; если противник сменит руку на правую, то я увернусь корпусом влево, отступлю левой ногой, шагну правой, и затем шагнув по диагонали правой ногой нанесу встречный удар правой ладонью - вот типичный пример использования метода "то влево, то вправо" для уворачивания с ударами, знаменитые "три пронизывающие ладони". Эта техника необычайно важна, она не только быстра, но и искусно, потому и говорят, что "лучшие искусства Поднебесной боятся трёх пронизывающих, не умеешь ходить внешними вратами - всё понапрасну".

Вновь предположим, что противник с шагом правой ногой бьёт меня в грудь, а я шагаю правой ногой, правой рукой наношу встречный удар "пронизывающей ладонью", внезапно правой ногой шагаю за левую сторону противника, потом шагаю левой ногой и левой рукой толкаю его в грудь - противник вынужден защищаться, а я опять внезапно шагаю левой ногой за его правую сторону, потом шагаю правой ногой и правой ладонью толкаю его в грудь - враг непременно будет повержен, этот приём называется "приподнять балку и заменить колонны".

То вперёд, то назад: этот метод более всего впечатляет людей, полностью проявляя манеру и особенности техники багуачжан. Однако для него необходимы теснейшая координация рук и ног - лишь тогда можно быстро одержать победу.

Предположим, противник с шагом правой ногой правой рукой бьёт меня в грудь, а я быстро шагаю правой ногой и правой рукой наношу встречный удар "пронизывающей ладонью"; пока противник ещё не успел сменить руки, я тут же шагаю левой ногой перед правой, поворачиваюсь корпусом вправо и следуя движению поворачиваю правую ладонь вокруг своей оси внутрь, направляя скручивающее усилие на руку противника. Таким образом я уже обошёл вокруг противника и вышел ему за спину - необычайно быстро и искусно. Сунь Лутан в своей знаменитой книге "Учение кулака восьми триграмм" назвал это движение "тёмный дракон поворачивает голову". Если противник быстро повернётся вправо для контратаки, то я внезапно отступаю правой ногой и бью противника в грудь. Смотрите! Я вернулся, а противник уже сам пошёл грудью на меня. Предположим противник с шагом правой ногой правой рукой бьёт меня в грудь, а я с шагом правой ногой правой рукой наношу встречный удар "пронизывающей ладонью", тут же формирую из правой ладони крюк и цепляю локоть противника, одновременно левой ногой захожу за спину противнику - и вот я у него за спиной. Если противник повернётся для защиты, то я увернусь телом, шагну другой ногой и вернусь обратно, разворачивая атаку с фронта противника, нанося ему удар ладонью, плечом, локтём, бедром, коленом или стопой - это называется "ленивый дракон убирает хвост".

Мгновенно - и тут же обратно: в "восьми больших ладонях" есть "ладонь оборачивающегося корпуса" - это специальный метод тренировки оборота корпусом с ударом. Реализаций у этого метода возможно три. Первый вариант: вошёл в контакт - и тут же ушёл, мгновенно - и тут же обратно, словно убегая, это - метод активной реальной атаки. Второй вариант: противник мощен, атаковать его я не могу, лишь отступаю, но мгновенно - и тут же обратно, это - метод "в поражении добыть победу"; при таком методе нужно обмануть противника, чтобы он подумал, что я уже разбит, и в этот момент контратаковать. Третий вариант: действительно уйти; если противник не преследует - я ухожу, если бросается вдогонку - я разворачиваюсь с ударом, это - метод завлечения противника на удар. В общем, метод "мгновенно - и тут же обратно" полностью проявляет такую манеру и специфическую особенность багуачжан, как "применение заключается в хождении".

Предположим, я внезапным выбросом руки бью противника в лицо, а в момент когда он должен защищаться я оборачиваюсь и ухожу; противник кидается за мной, а я оборачиваюсь и применяя "рубящие ладони ветряного колеса" наношу ему непрерывные удары сверху вниз - противник непременно впадёт в замешательство.

Предположим теперь, что я с шагом правой ногой бью противника правой рукой, но противник очень силён, и я не могу с ним ничего сделать, остаётся лишь отступать. Противник не преследует - я просто ухожу; если противник кидается вдогонку - то я тут же разворачиваюсь. Если противник при этом атакует ногой, пиная меня в ягодицы, то я делаю раскрывающийся шаг правой ногой, правой рукой зацепляю внизу, используя момент приближаюсь корпусом к противнику и атакую рукой, в поражении добывая победу - этот приём называется "идущая лошадь оборачивает голову". Господин Чэн Тинхуа об этом методе говорил: "в схватке с врагом то прилипаешь - то уходишь, то раскрываешься - то смыкаешься, то отделяешься - то соприкасаешься, то подпираешь - то убираешь опору, то скрываешься - то проявляешься, то вдруг отдаляешься больше чем на чжан - то вдруг возвращаешься и снова оказываешься перед глазами: то пустой - то полный, то жёсткий - то мягкий, нет фиксированной формы, изменения непредсказуемы".

Диагонально уйти - прямо войти

"Диагонально уйти - прямо войти" означает, что вначале нужно "диагонально уйти", уклоняясь от острия атаки противника и не противодействуя ему лоб в лоб, а затем приблизиться и "прямо войти", атакуя. Это и искусно, и экономит силы, если так действовать, то можно "в одиночку работать за двоих".

Чтобы "диагонально уйти" - нужно шагать, чтобы "прямо войти" - тоже нужно шагать, если ноги не могут двигаться, то не сможешь как "прямо войти", так и "диагонально уйти". Ключ к "диагонально уйти - прямо войти" - в перемещениях, в полной согласованности методов действий ладонями, перемещений, поясницы и корпуса. В багуачжан очень много методов перемещений, есть шаг вперёд, шаг назад, продвижение вперёд, продвижение назад, заднескрёстный шаг, уклоняющийся шаг, шаг с припадением к земле, догоняющий шаг, раскрывающийся шаг, заворачивающийся шаг - все они необычайно ловки. Шаг велик - не пойдёт, подшаг не вышел - не пойдёт, двойная тяжесть - не пойдёт, нужно чтобы пустое и полное были чётко различимы; медленно - не пойдёт, нужно быть ловким, поднял - опустил, поднял - двинул, в пределе имеем ещё немного, словно на ногах вырастают глаза, потому в багуачжан перемещения называют "шаги-глаза".

Ниже рассказывается о некоторых важных видах перемещений.

Продвижение вперёд и продвижение назад: "продвижение вперёд" - это когда сначала двигают вперёд впередистоящую ногу, "продвижение назад" - это когда сначала двигают назад стоящую позади ногу. Причина - ловкость и скорость.

Шаг вперёд и шаг назад: "шаг вперёд" - это когда передняя нога не двигается, а стоящая позади нога переставляется вперёд; "шаг назад" - это когда задняя нога не двигается, а впереди стоящая нога переставляется назад. Цель - большим шагом преодолеть большое расстояние.

Уклоняющийся шаг и догоняющий шаг: "уклоняющийся шаг" - это уворачивающееся смещение тела влево или вправо, оно должно осуществляться ловко и быстро, иначе будет потерян смысл "уклонения". "Догоняющий шаг" - это когда позади стоящая нога при продвижении догоняет переднюю, смещаясь при этом лишь на полшага. В схватке если не умеешь делать догоняющий шаг, то будешь волочить заднюю ногу, не сможешь полностью реализовать силу, воистину будешь "тормозиться задней ногой". Потому и говорят: "быстрота рук не сравнится с подшагом на пол-шага".

Заворачивающийся шаг и раскрывающийся шаг: "заворачивающийся шаг" идёт по прямой линии, нужно лишь завернуть носок внутрь. "Раскрывающийся шаг" идёт по дуге, ибо если не двигаться по дуге, то и раскрытия не будет, шаг не будет "раскрывающимся". "Заворачивающийся шаг" делится на "заворачивающийся внутрь" и "заворачивающийся наружу", "раскрывающийся шаг" также делится на "раскрывающийся внутрь" и "раскрывающийся наружу", в раскрывании есть заворачивание, в заворачивании есть раскрывание. Угол заворота стоп при заворачивающемся и раскрывающемся шагах может быть и велик и мал, всё определяется требованиями момента, "пустой" - так "пустой", "полный" - так "полный", постоянно изменяешься.

В бою если противник шагает ко мне правой ногой и правой рукой бьёт меня в грудь, то я левой ногой делаю заворачивающийся шаг за правую ногу противника, одновременно поворачиваюсь корпусом вправо, левым предплечьем выполняю поперечное прикрытие по локтю атакующей руки противника - это "диагонально уйти". В этот момент я хоть и повёрнут под углом, но противник знает, что левой рукой он меня уже не достанет - это "в одиночку работать за двоих". Тут же я ставлю свою правую ногу между ног противника (это - "прямо войти"), правой ладонью наношу удар по своему левому запястью, в результате чего противник вынужден опрокинуться назад - это называется "теснящий удар" или "смыкающиеся ладони".

Если противник шагает ко мне правой ногой и правой рукой бьёт меня в грудь, то я левой ногой делаю заворачивающийся шаг за правую ногу противника, одновременно поворачиваюсь корпусом вправо, левой рукой нажимаю на правый локоть противника - это "диагонально уйти". Тут же внезапно поднимаю вверх левое колено, левым носком подцепляю правую стопу противника - противник непременно упадёт. Если противник не упал, а отступил правой ногой назад, то я делаю левой ногой раскрывающийся шаг за левую ногу противника, затем шагаю правой ногой и подшагиваю левой, двумя ладонями наношу сталкивающий удар - это "прямо войти", противник непременно будет поражён.

"Диагонально уйти - прямо войти" - это метод атаки "избежать полного - и в пустое", для него непременно нужна искусная согласованность методов действий ладонями, корпуса и "ног-глаз". Когда тренируют багуачжан, описывая круги вокруг деревьев, то цель - развитие ловкости поясницы, развитие ловкости перемещений, развитие ловкости ладоней, чтобы своевременно и к месту применяя "диагонально уйти - прямо войти" покорять врага.

Освободиться от тела и заменить тень

Человеческое тело и его тень неразделимы, есть тело - есть и тень. Но "тень" не может ударить человека, освободиться от тела, заменить собой тень и ударить человека невозможно. "Освободиться от тела и заменить тень" означает быстроту трансформаций методов действий корпусом, очень многие представители прежних поколений использовали этот метод. Но такой метод боя обязательно базируется на многоизменчивых методах действий ладонями, подвижном теле, ловких шагах-глазах, "пустых" и "полных" усилиях, его можно проявить лишь имея разум в качестве верховного главнокомандующего и действуя так, чтобы "тело следовало движению ног", "шаг следовал смене ладоней", "ладони следовали трансформациям тела", "двинулось одно - нет такого что бы не двигалось". Достичь уровня "освободиться от тела и заменить тень" невозможно без многолетнего мастерства, господин Инь Фу говорил: "В багуачжан требуется побеждать методами ладоней, побеждать методами корпуса, побеждать шагами-глазами, побеждать мастерством".

В бою если противник с шагом правой ногой бьёт меня правой рукой, то я с шагом правой ногой вывожу ему навстречу свою правую руку; если противник не желает быть блокированным, то всё, что он может - это оттолкнуть мою правую руку своей левой рукой, я же тут же по направлению его силы делаю правой ногой заворачивающийся шаг себе за спину, поворачиваюсь влево, на месте делаю раскрывающийся шаг левой ногой, правой рукой от шеи над головой поперечно расположенной ладонью наношу сталкивающий удар - этот приём называется "накрывающая ладонь" или "из-за затылка снять шлем". Заворачивающийся и раскрывающийся шаги, поворот корпуса, "накрывающая ладонь" через голову должны выполнять во мгновение ока единым движением. Изначально два человека стояли лицом друг к другу, повернулся кругом - и снова два человека стоят лицом друг к другу, лишь один успел повернуться со сверхъестественной скоростью так, что и тень словно не успела отделиться - это и называют "освободиться от тела и заменить тень". "Ладонь следования ситуации" в "восьми больших ладонях" как раз специально прорабатывает этот метод.

Если я с шагом правой ногой правой рукой выполняю ложную атаку в лицо противника, а противник выбрасывает руку навстречу, то я не дожидаясь, пока противник ударит меня, тут же делаю правой ногой заворачивающийся шаг себе за спину, поворачиваюсь влево, на месте делаю раскрывающийся шаг левой ногой, вновь оказываясь лицом к противнику, одновременно провожу свою левую руку вдоль рёбер, обращая ладонь центром наружу, и поперечно расположенной рукой наношу сталкивающий удар - противник непременно упадёт. Во мгновение ока повернуться перед лицом противника - это и есть "освободиться от тела и заменить тень". "Ладонь корпуса вращающегося подобно жернову" в "восьми больших ладонях" как раз специально прорабатывает этот метод.

Если я с шагом правой ногой правой рукой бью противника в лицо, а противник внезапно выбрасывает руку на встречу, то я тут же отрываюсь корпусом и ухожу. Но сделав шаг, пока противник ещё не успел сообразить и отреагировать, я тут же поворачиваю голову к противнику, применяя приём "два дракона добывают воду", и удар непременно попадёт в цель. Разве такая мгновенная реализация принципа "мгновенно - и тут же обратно" не есть "освободиться от тела и заменить тень"?

 

Обобщая, багуачжан было передано в мир от Дун Хайчуаня, через представителей прежних поколений было преемствовано и развито, приобрело специфические манеру и особенности техники. Прежние люди сложили об этом такие стихи:

Методы ладоней восьми триграмм - сокровенность безгранична.
Метод заключается в ладони, применение заключается в хождении.
Диагонально уйти - прямо войти, освободиться от тела и заменить тень.
Жёсткое и мягкое взаимно просачиваются, пустое и полное друг друга порождают.
Методы ног - явные и тайные, семь кулаков взаимно применяются.
Мысль - главнокомандующий, взгляд - авангард.
Шесть взаимосоответствий собираются вместе, набираешься смелости и достигаешь успеха.
Весь подлинный смысл атак и защит - в этом.
речные круизы.

Сайт управляется системой uCoz