История преемствования и развития багуачжан

(из книги Лю Цзинжу "Багуачжан - истинное изложение, иллюстрированное описание")

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Багуачжан - это знаменитый кулачный метод внутренней семьи среди распространённых в китайском народе традиционных видов боевых искусств. История его передачи до современности начинается от господина Дун Хайчуаня, жившего в конце династии Цин. Отчётливая манера и несравненные методы действий ладонями этого стиля поражают мир боевых искусств и восхищают массы любителей ушу в стране и за её пределами. Относительно жизни Дун Хайчуаня и раннего периода распространения багуачжан мало достоверной информации, версий очень много, истину трудно установить. Сам господин Дун Хайчуань не рассказывал, откуда пошёл стиль, потому и мы не станем вести об этом речи.

Багуачжан направления Инь Фу

Господин Инь Фу по прозванию Дэань, по прозвищу Шоупэн, родом был из уезда Исянь провинции Хэбэй. Родился он в 1840 году, скончался в 1909, всего прожил 69 лет.

Господин Инь в детстве изучил такие стили, как лоханьцюань ["Кулак архатов"; стиль шаолиньского направления] и таньтуй ["Хлёсткие ноги"; стиль состоит из коротких связок, в которых прорабатываются скоординированные удары руками и ногами], в двадцатилетнем возрасте пошёл в ученики к господину Дун Хайчуаню и научился очень многому. Так как от природы он был очень смышлёным, то постиг суть багуачжан, и стал старшим учеником господина Дуна. Господин был высоким и худым, обликом ясен и прекрасен, потому люди называли его "Худощавый Инь".

В молодости господин Инь зарабатывал на жизнь тем, что продавал печенье "хворост" и блины, позднее попал на службу в императорский дворец, преподавал багуачжан императору, правившему под девизом "Гуансюй", а также старшему евнуху.

Господин Инь сплавил багуачжан с лучшим из лоханьцюань и таньтуй, добавив стилю наполненности и прекрасности, и сформировал собственную манеру, создав то, что люди назвали "багуачжан направления Инь Фу".

Особенности багуачжан направления Инь Фу:

  1. "Ладонь - язык коровы". Четыре пальца сложены вместе, большой палец завёрнут внутрь, кончики пальцев направлены вперёд, центр ладони втянут, тыльная сторона ладони - словно черепица, внутреннее ребро ладони обращено вверх. Отличие от ладони в лоханьцюань - в форме района между большим и указательным пальцами: в багуачжан он должен быть округлён, что позволяет наполнить ладонь силой.
  2. При тренировке надо ходить по кругу малыми шагами; обходимый круг меньше, чем в багуачжан направления Чэн Тинхуа. Шагать надо быстро, добиваясь быстроты перемещений. Смена сторон осуществляется с помощью раскрывающегося и заворачивающегося шагов, но в отличие от багуачжан направления Чэн Тинхуа здесь этот тип шага вовсе не является главенствующим. Можно поворачивать стопу на земле, следовать намерению и трансформироваться, требуется чтобы шаг и взгляд были быстрыми и ловкими.
  3. Выброс руки более прямолинеен, требуются "холодность, ломкость, жёсткость и скорость". Прорабатываются усилие взрывного выброса, усилие остановки и осаживания, хлёсткое усилие, люди называют это "жёсткими ладонями". Основные методы действий ладонями: пронизывание, перетаскивание, пресечение, преграждение, срезание, отталкивание, рубка и разбивание.
  4. Методы действий корпусом ловкие, основа применения - перемещение, основными являются такие методы, как "втягивание", "смыкание", "извлечение", "скручивание", "увод".
  5. Господин Инь изучал таньтуй, потому очень любил применять удары ногами.
  6. Во время наработки применяют хождение на высоком, среднем и низком уровнях.
  7. Основным комплексом является "восемь больших ладоней". Комплекс, описанный Инь Юйчжаном (сын Инь Фу), таков [При переводе названий проводилась сверка с книгой Инь Юйчжана "Краткий сборник багуачжан"]:

У господина Инь Фу было очень много учеников, самыми известными являются Ма Гуй, Гун Баотянь, Хэ Цзинькуй, Инь Юйчжан, Ян Цзюньфэн, Инь Цзиньчжан, Инь Цзиньюй, Мэнь Баочжэнь, Цзинь Юйхуй.

Ма Гуй: по прозванию Шицин (1857-1941), родом пекинец. Телом был невелик, характером щедр, чтобы зарабатывать на жизнь - открыл столярную мастерскую "Юнъи", люди прозвали его "Деревянный Ма". В 18 лет пошёл в ученики к Инь Фу, получал указания лично от господина Дун Хайчуаня, за счёт чего углубил знания, прочие занимающиеся его превозносили, но обучать учеников он не желал, потому последователей у него нет. Ма Гуй на всю жизнь полюбил боевое искусство и не особенно заботился о бизнесе, в результате чего его семья впала в нищету и в конце жизни он еле сводил концы с концами. Люди много судачили о нём, восхищаясь его глубиной познаний в боевых искусствах и сетуя, что он держит свои знания в секрете, никому не передавая.

Гун Баотянь: по прозванию Цзыин (1871-1943), родом из уезда Моупин провинции Шаньдун. "Ученик внутренних покоев" Инь Фу, мастерство имел глубокое, движения - отточенные, ловкость имел необыкновенную, прославился как "Обезьяна Гун".

Хэ Цзинькуй: по прозванию Юньсюань (1885-1965), в молодости его усыновил, признав наследником, старший евнух Хэ Дэшоу. Хэ Дэшоу заведовал во дворце "Домом здоровой пищи", управлял дворцовыми тайными делами. Хэ Цзинькуй унаследовал его "патру и рясу" [Т.е. унаследовал все традиции], став учеником Инь Фу глубоко постиг суть техники. Он женился на дочери Инь Фу - Инь Цзиньюй, его можно назвать "славой направления Инь Фу". Его сын Хэ Чжунци воспринял истинную передачу, получал уроки также от Ма Гуя и Инь Юйчжана, можно сказать, что он получил самое ортодоксальное из ортодоксального направления Инь Фу.

Инь Юйчжан: по прозванию Пэйяо (1890-1950), второй сын господина Инь Фу. Инь Юйчжан получил семейную передачу от господина Инь Фу, был широко известен, в 1932 году выпустил в Циндао книгу "Краткий сборник багуачжан".

Ян Цзюньфэн, которого люди называли "Фарфоровый Ян", Мэнь Баочжэнь, зарабатывавший на жизнь продажей воды и называемый людьми "Большой ученик школы", Цзюй Цинъюань, Ли Юнцин, Цзинь Юйхуй (также известный под именем Цзэн Цзэнци, прозвание имел Шэнсань) - все они также были знаменитыми учениками господина Иня. Цзинь Юйхуй знаменит тем, что от него в мире распространились "36 рифмованых правил", "48 методов" и комплекс "бамбуковый шест семи звёзд" [Согласно У Вэньханю, Цзинь этому комплексу не обучал, и распространился он благодаря Ян Цзюньфэну].

Багуачжан направления Чэн Тинхуа

Чэн Тинхуа по прозванию Инфан родом был из уезда Шэньсянь провинции Хэбэй. Родился в 1848 году, умер в 1900 году, всего прожил 52 года.

Господин Чэн смолоду тренировал шуайцзяо [китайская борьба] и шаолиньцюань, через знакомых был рекомендован в ученики к господину Дун Хайчуаню, постиг суть багуачжан. Господин Чэн телом был велик и силой могуч, на жизнь зарабатывал изготовлением и продажей очков, потому в мире боевых искусств его называли "Очковый Чэн с волшебной силой".

В 1900 году войска восьми держав вошли в Пекин [Во время подавления восстания ихэтуаней]. В один из дней, когда господин Чэн возвращался домой, то вступился за притесняемых немецкими солдатами мирных жителей, и трагически погиб под винтовочным огнём. В момент гибели среди бела дня ему было всего 52 года, воистину это была тяжёлая утрата для багуачжан. Его подвиг нашёл произвёл широкий резонанс в народных массах, он стал народным героем. В составленном теоретиком ушу господином Сюй Чжэдуном сборнике "Краткий обзор боевой техники" записано: "Все почитают багуачжан, нет такого кто бы не слышал об Очковом Чэне". Мастера прежних поколений говорили: все, кто тренирует "ладонь одиночной смены стороны" и "ладонь двойной смены сторон" - все ведут свою технику от господина Чэна. Можно видеть, что влияние багуачжан направления Чэн Тинхуа широко и глубоко.

Господин Чэн сплавил багуачжан с шуайцзяо, добавив стилю наполненности и прекрасности, и сформировал собственную манеру, создав то, что люди назвали "багуачжан направления Чэн Тинхуа".

Особенности багуачжан направления Чэн Тинхуа:

  1. "Ладонь - когти дракона". Большой палец отведён наружу, указательный палец выпрямлен, район между большим и указательным пальцами округлён, средний палец указывает в небо, четвёртый и пятый пальцы естественно подсогнуты; либо большой палец отведён наружу, указательный палец выпрямлен, район между большим и указательным пальцами округлён, третий, четвёртый и пятый пальцы легонько прижаты друг к другу; центр ладони втянут, тыльная сторона ладони - словно черепица, центр ладони обращён вперёд, основание ладони толкает - это и называют "ладонь - когти дракона". Это базовая форма ладони, передающаяся от господина Дуна.
  2. При тренировке хождения по кругу шаги крупнее, чем в направлении Инь Фу, сам круг также чуть больше, чем в направлении Инь Фу. Скорость движения средняя, также есть разделение на верхний, средний и нижний уровни. При развороте корпуса со сменой сторон используются раскрывающийся шаг и заворачивающийся шаг - те же техники, что используются в шуайцзяо для проведения зацепов за ноги.
  3. Усилие погружённое и наполненное, используются скручивающиеся и обёртывающие ловкие движения по кругу, часто используется спиральное усилие. Требуется, чтобы жёсткое и мягкое взаимно просачивались, основным является взрывной выброс усилия, любят использовать "усилие в один цунь". Также постоянно требуют прилипания, приклеивания, сцепления и следования, на вбирании трансформации - на выбросе испускания, цельности движений всего тела.
  4. Требуется "диагонально уйти - прямо войти", "применение заключается в хождении", нужно "освободиться от тела и заменить тень". Основные методы действий ладонями: толчок, приподнимание, затягивание, контролирование, перетаскивание, накладывание, рубка, атака, также используются "заправление одежды", сталкивание, "облачные действия", пронизывание.
  5. Требуется параллельное соблюдение трёх образов: двигаться подобно дракону, поворачиваться подобно обезьяне, менять стороны подобно орлу. Скручивание вокруг своей оси, обёртывание вокруг, сверление и переворачивание, раскрываться с выбросом - с втягиванием сжиматься, движения разворачиваются на большой площади.
  6. Из ударов ногами в основном используются "тайные ноги" [Техники действий ногами, которые внешне совсем не похожи на боевые движения], основными являются удары носком.
  7. Основной комплекс - "восемь больших ладоней". Чэн Юсинь (сын Чэн Тинхуа) описал его так:

Учеников у Чэн Тинхуа также было очень много, самыми известными являются Фэн Цзюньи, Чжан Юйкуй, Кань Линфэн, Ли Вэньбяо, Сунь Лутан, Чжан Юндэ, Чжоу Сян, Чэн Югун, Чэн Юлун, Чэн Юсинь, Ян Миншань, Лю Бинь.

Фэн Цзюньи: люди называли его "летящая нога". Чжан Юйкуй: происходил из семьи мельников, люди называли его "Чжан - слуга мельника". Кань Линфэн: люди называли его "Кань - восьмой отец". Чжан Юндэ: происходил из семьи сапожников, люди называли его "Сапог Чжан", так как когда писал кому-либо что-либо, то не мог подписаться, и просто рисовал сапог. Чжоу Сян: люди называли его "Чжоу - рябой". У всех них было необычайно глубокое мастерство, поразившее Поднебесную, именно им принадлежит заслуга передачи багуачжан следующим поколениям.

Ли Вэньбяо: по прозванию Гуанпу, один из самых знаменитых учеников господина Чэн Тинхуа. Телом был могуч, глаза шире лба, энергичность имел исключительную. Хоть он и имел облик тигра и силу огромную, но боевую науку постиг до самых глубин. Сначала он вслед за Сюй Шичаном [В 1907-09 - губернатор Трёх провинций Северо-востока, в 1918-22 - президент Китая] отправился на Северо-Восток [в Маньчжурию], в Фэнтяне [сейчас этот город называется Шэньян] стал начальником сыскного ведомства, люди прозвали его "Большой приказ". Под его руководством служило много известных мастеров боевых искусства - таких как Чэн Югун, "Бачжоуский Ли" [Ли Маочунь (1874-1939) из Бачжоу провинции Хэбэй; в 7 лет ушёл в буддийские монахи, в 1911 году вернулся в мир, преподавал боевые искусства в Пекине], "волшебно бросающий Цзи-четвёртый", "пигуашник Ли Баожун". Будучи в Фэньтяне, он встретился с даосом Ли Фэнцзю. Ли имел высокое боевое мастерство, особенно искусно действовал мечом-цзянь, над его даосским храмом висела вывеска "Не имеющий противников в Поднебесной", характеризующая его самомнение. Вэньбяо порекомендовал ему немного умерить гордыню. Однажды по дороге к Чэн Югуну оба Ли встретились. Вэньбяо вежливо предложил поучиться друг у друга, но даос заносчиво сказал, что сейчас поучит его кулаками. Вэньбяо не испугался и не засуетился, а трансформировался и уходил, внезапно нанёс удар ладонью - и даос отлетел более чем на чжан. Потом они состязались на прямых мечах; Вэньбяо используя технику меча из багуа быстро как молния кидался то влево то вправо, и когда даос испугался - Вэньбяо вышел из круга, опустив меч, и спросил: "Посмотрите - вы не ранены?" Даос осмотрел себя сверху донизу, и обнаружил, что его одежда изрезана мечом, после чего охотно сдался и снял вывеску, в будущем уже не допуская такого зазнайства. Позднее оба Ли стали очень большими друзьями. Потом Ли Вэньбяо служил у Цао Куня [Президент Китая в 1923-24], но когда Фэн Юйсян сменил сторону [В 1924 году Фэн Юйсян заявил о поддержке партии Гоминьдан, переименовал свои войска в "национальную армию" и способствовал установлению гоминьдановской власти на всей территории страны], то Ли Вэньбяо был расстрелян войсками Вэй Чжунлиня в Пекине у моста Чжилицяо. Господин Ли мастерством и силой превосходил многих, многочисленные истории о нём очень любят рассказывать в мире боевых искусств.

Сунь Лутан: псевдоним "Ханьчжай", (1861-1932) из уезда Динсянь [Обычно пишут, что Сунь Лутан был родом из уезда Ваньсянь:] провинции Хэбэй. Вначале у Ли Куя - ученика Го Юньшэня - изучал синъицюань, потом пошёл в ученики к Чэн Тинхуа и изучил багуачжан. В пятидесятилетнем возрасте повстречался с Хао Вэйчжэнем, стал его близким другом и изучил у него тайцзицюань. Господин Сунь разобрался в трёх направлениях кулачного искусства, постиг их тонкости и сплавил воедино, прославившись на юге и севере, был начальником учебной части Центрального института гошу, написал книги "Постижение истинного смысла кулачного искусства", "Учение синъицюань", "Учение багуачжан", "Учение тайцзицюань", "Меч багуа". Он был одним из величайших учителей ушу своего времени.

Чэн Югун: по прозванию Сянтин, племянник Чэн Тинхуа. Получил от Чэн Тинхуа внутрисемейную передачу, тренировался очень усердно, мастерство наработал очень глубоко. Начинал тренировать багуачжан под руководством Очкового Чэна, спал за прилавком в его магазине очков, вставал с петухами и начинал усердно тренироваться, по вечерам также обязательно тренировался, таким образом он за несколько лет сильно развил своё мастерство. В зрелом возрасте во время службы в сыскном ведомстве в Фэнтяне он был уже широко прославлен, но по-прежнему усердно тренировался, часто отрабатывал поворачивание ладоней держа в руках железный шест в несколько десятков цзиней весом, и не испытывал при этом ни малейшей усталости. Господин Югун стал мастером уже в молодом возрасте. Однажды дядя взял его с собой в охранный двор одного богатого дома в Пекине. Поначалу другой учитель боевого искусства стал вышучивать его, но господин не стерпел, лишь толкнул ладонью - и насмешник отлетел более чем на чжан. После этого этот учитель боевого искусства захотел пойти к нему в ученики: господин хоть и был годами молод, но прославился как официальный ученик Очкового Чэна. Работая в сыскном ведомстве господин ловил преступников, не раз применял своё великое мастерство, среди разбойников все об этом знали и трепетали от его имени, а простой люд стал его ещё больше уважать. Позднее он служил в резиденции Чжан Цзолиня [В 1920-х - фактический хозяин Маньчжурии], обучал багуачжан Чжан Сюэляна [Сын и наследник Чжан Цзолиня].

Чэн Юлун: по прозванию Хайтин, родился в 1872 году, старший сын господина Чэн Тинхуа. Смолоду преемствовал семейное учение, после гибели отца стал тренироваться с ещё большим рвением. У Ян Цзяньхоу он изучил тайцзицюань и сплавил воедино достоинства двух стилей, создав "багуа тайцзицюань". Господин Юлун обликом был белокож, характеорм щедр, любил литературу и живопись, владел эпистолярным жанром, по манерам был конфуцианец, мастерски овладел багуачжан, был известен современникам. Преподавая, он постоянно требовал следовать старому учению, не позволяя кулачному искусству распространяться в ложной традиции. Господин исследовал кулачные законы, изучил тонкости учения багуачжан и такого оружия багуа, как "секиры знаков ЦЗЫ, У и уток-мандаринок", оставив последующим поколениям образец для подражания. В 1929 году он скончался в Тяньцзине.

Чэн Юсинь: по прозванию Шоутин, второй сын господина Чэн Тинхуа; хотя он и не получил передачи от отца, но нет такого среди учеников господина Чэна, у которого бы он не учился, у которого он бы не перенял всё. Так как роста он был маленького, а тренировался яростно, то мастерством овладел глубоко, особенно искусен был в техниках исполняемых на нижнем уровне, люди называли его "карликовый отец".

Го Тундэ: зарабатывал на жизнь тем, что продавал хлебцы-маньтоу, люди называли его "Маньтоу Го"; Ян Миншань: начал изучать изготовление очков, потом стал учеником багуачжан. Лю Бинь: самый младший ученик господина Чэна - все они также получили внутрисемейную передачу, мастерство имели чистое, широко прославились в столице.

Другие преемники традиции багуачжан

Ма Вэйци: родился в 1857 году, умер в 1886 году. С детства занимался боевыми искусствами, после того, как пошёл в ученики к господину Дун Хайчуаню, его мастерство и сила сильно возросли, боевым искусством стал превосходить людей, приобрёл большую известность. Господин Ма был уроженцем Пекина, в пекинском Дунчэне имел угольную лавку, люди называли его "Угольщик Ма". Господин характером был жесток, во время схваток часто травмировал людей, имел много врагов. Однажды, когда он пьяным возвращался домой, в темноте его подкараулили, намереваясь искалечить, но не рассчитали и убили. Было ему в момент смерти 29 лет, преемников традиции он после себя не оставил. Мастерством и силой Ма Вэйци превосходил всех прочих, об этом единогласно заявляли все те, кто учился вместе с ним, говорят, что мастерство "Угольщика Ма" было даже выше, чем у Инь Фу и Чэн Тинхуа.

Ши Цзидун: по прозванию Чжэньбан, знаменитый ученик господина Дун Хайчуаня, его жена стала приёмной дочерью господина Дун Хайчуаня. Родился в 1837 году, умер в 1909 году, всего прожил 73 года, люди называли его "Разбойничьеногий Ши-шестой". Самым знаменитым учеником господина Ши является Хань Фушунь, из других учеников прославился У Цзюньшань.

Лян Чжэньпу: по прозванию Чжаотин, из уезда Цзисянь провинции Хэбэй. Родился в 1863 году, умер в 1932 году, всего прожил 69 лет. Господин Лян в 15 лет прибыл в Пекин учиться на старьёвщика, потому люди называли его "Старьёвщик Лян". В детстве он у Цинь Фэнъи изучал таньтуй, в 16 лет пошёл в ученики к Дун Хайчуаню. Господин Дун скончался в 1882 году, так что на самом деле господин Лян обучался непосредственно у господина Дуна лишь два года с небольшим, методы действий ладонями он изучал в основном у господина Инь Фу и господина Чэн Тинхуа, потому его манера багуачжан не выходит за пределы, заданные указанными направлениями. Господин Лян постиг суть багуачжан, мастерство имел глубокое, в оружейной схватке у Мацзябао [Схватка с местными рэкетирами] убил свыше 20 человек и попал в тюрьму. В 1900 году от артиллерийского огня [Во время штурма Пекина европейскими войсками] тюрьма разрушилась, он бежал и вернулся на родину. В старости преподавал кулачное искусство в 14-й средней школе провинции Хэбэй, обучил много школьников, самые известные ученики - Тянь Сюфэн, Го Гуминь, Ли Шаоань.

Лю Фэнчунь: по прозванию Маочжай, из Чжочжоу провинции Хэбэй. Родился в 1853 году, умер в 1922 году, всего прожил 69 лет. Господин Лю в десятилетнем возрасте отправился на шлифовальную фабрику, находившуюся в квартале Цзисян у Передних ворот Пекина, и изучал там искусство изготовления фарфора, потому люди называли его "Фарфоровый Лю". Шлифовальная фабрика, и цветочный базар, возле которого жил господин Чэн Тинхуа, находились друг от друга на расстоянии всего 200 метров, потому два человека сошлись очень близко, и Чэн рекомендовал Лю в ученики к господину Дуну. В хрониках записано: "Лю Фэнчунь стал учеником Дуна поздно, и научился у Дуна немногому. Чэн Тинхуа усиленно его учил, Лю учился без устали и стал одним из крупнейших мастеров своего времени". Господин Лю рассказывал: "Я "ладонь одиночной смены стороны" тренировал три года, господин Чэн самолично нажимал мне на голову и поворачивал:". Господин Лю ростом не достигал и пяти чи, но мастерство имел высокое, двигался ловко, никто из противников не мог превзойти его "ладонь одиночной смены стороны". Господин Лю передал традицию немногим людям, самые известные - Фу Цзяньцю, Ли Цзяньхуа, Сюй Юйшэн и Лю Вэньхуа.

Чжан Чжанькуй: по прозванию Чжаодун, из Хэцзяньфу провинции Хэбэй. Родился в 1865 году, умер в 1938 году, всего прожил 73 года. Господин Чжан вместе с господином Ли Цуньи изучал у Лю Циланя синъицюань, а так как тот был побратимом Чэн Тинхуа, то попал в ученики к господину Чэну и они вдвоём изучали у него багуачжан. Два человека уже владели синъицюань, а теперь изучили багуачжан, потому в боевых искусствах достигли больших высот, постигли глубокий смысл багуачжан. Так как господин Чжан набрасывался очень быстро, люди прозвали его "Чжан - Быстрая лошадь", его манера багуачжан схожа с манерой направления Чэн Тинхуа. Знаменитые ученики: Ван Цзюньчэн, Хань Муся, Яо Фучунь, Чжао Даосинь, Цю Чжихэ, Цзян Жунцяо, Цянь Шуцяо.

Лю Баочжэнь: по прозванию Пиньцин, из уезда Гу'ань провинции Хэбэй. Родился в 1861 году, умер в 1920 году, всего прожил 61 год. На установленной на 9-й год правления под девизом "Гуансюй" стеле с "Эпитафией господину Дуну" среди прочих учеников его имя стоит на 39-м месте, записанное другим иероглифом с тем же звучанием. Самые знаменитые преемники традиции - Сяо Хайбо, Жэнь Чжичэн.

Ещё о багуачжан:

В "Эпитафии господину Дуну" написано: "Так как стал стар телом и духом, начал искать жильё на стороне: каждого обучил искусству". Как мы видим, из-за того, что господин Дун "стал стар", он покинул резиденцию князя Су и стал жить у своих учеников, коротая дни преподаванием. Господин Дун учил учеников не в соответствии с единым планом, потому "каждого обучал отдельному искусству". Но хотя учеников было и немного, каждый у господина Дуна учился чуть-чуть иначе, по-своему понимал кулачные законы, реализовывал их в меру собственного понимания, соединял с изученным ранее, потому сформировались индивидуальные манеры, которые в итоге привели к расцвету могучих талантов. Господин Дун, начиная преподавать багуачжан, не мог не сознавать, что в итоге через поколения это приведёт к такому богатому содержанием искусству. Господин Сунь Сикунь в опубликованной в 1939 году книге "Багуачжан - истинная передача" скрупулёзно изложил это: "Собрали кулачное искусство, добавили законы "Книги перемен", установили восемь триграмм, скоординировали с пятью первостихиями, добавили приёмов, передаются из поколения в поколение, изначальная мудрость приносит большую пользу, таким путём всё и было окончательно сформировано".

Какой вид имело багуачжан господина Дун Хайчуаня? Никто из нас его не видел. Однако на основе воспоминаний представителей прежних поколения и наблюдении общности в двух столь различных ветвях багуачжан, как направление Инь Фу и направление Чэн Тинхуа, нетрудно сделать следующие выводы:

  1. Помимо приёма "удар с оборотом спиной", где используется кулак, в приёмах в основном использовалась ладонь (и в направлении Инь Фу, и в направлении Чэн Тинхуа есть "удар с оборотом спиной", методы удара и тренировки схожи).
  2. Изначальной формой ладони явно была "ладонь - когти дракона". У господина Ма Вэйци, господина Чэн Тинхуа, господина Лю Фэнчуня, господина Лян Чжэньпу, господина Ши Цзидуна, господина Лю Баочжэня - везде используется "ладонь - когти дракона" с пятью естественно разведёнными пальцами (либо естественно прижатыми друг к другу четвёртым и пятым пальцами) и округлённым районом между большим и указательным пальцами. Лишь господин Инь Фу использовал "ладонь - язык коровы" (что явно обусловлено его предыдущим опытом лоханьцюань), но и в его форме ладони требуется округлять район между большим и указательным пальцами для наполнения ладони силой.
  3. При наработке везде требуется ходить по кругу, везде есть разделение на верхний, средний и нижний уровни, везде используется "шаг скользящего по грязи", "поворачивать ладони словно скручивается верёвка"; шаги и взгляд, методы действий ладонями, поясница и корпус особенно ловкие, прорабатывается усилие скручивания, поперечное усилие, спиралевидное усилие.
  4. Везде применяются ноги, но основными являются "тайные ноги".
  5. Уделяется большое внимание усилию, требуется, чтобы жёсткое и мягкое взаимно просачивались, пустое и полное были чётко различимы; прорабатываются "три сочленения и четыре оконечности", требуется "поднять анус и стечь ягодицами", "упереть язык в верхнее нёбо", "погрузить ци в даньтянь", "собрать воедино шесть координаций", в особенности требуется покорять врага и добиваться победы такими видами внутреннего усилия, как "усилие в один цунь" и "усилие взрывного выброса".
  6. Везде есть такие особенности техники, как "ладонь используется в качестве метода, хождение используется в качестве применения, выброс проводить с косого угла - вход осуществлять с прямого направления, освободиться от тела и заменить тень".

Когда господин Дун Хайчуань обучал учеников и "каждого обучил искусству", то форм ладони он преподал совсем немного, но мастерство постигалось до глубины, ученики сплавляли его с ранее изученным материалом, и в итоге появились разные ветви багуачжан. Представителям третьего и четвёртого поколений уже не хватало всего лишь "старых трёх ладоней" ["ладонь одиночной смены стороны", "ладонь двойной смены сторон", "ладонь следования ситуации" багуачжан направления Чэн Тинхуа], и потому "добавили законы "Книги перемен", добавили приёмов, передаются из поколения в поколение". Из-за названия "ладони восьми триграмм" в названиях комплексов обязательно стала содержаться цифра "восемь" - непрерывно появлялись всякие "восемь больших ладоней", "ладони восьми животных", "восемью восемь - шестьдесят четыре ладони", "восемью восемь - шестьдесят четыре руки", а при обходе круга уже стали делать не семь или девять - а непременно "восемь шагов", тайно соотнося их с местами восьми триграмм. Господин Сунь Сикунь в книге "Багуачжан - истинная передача" установил "восемь больших ладоней"; господин Инь Юйчжан установил для багуачжан "восемь больших форм"; господин Цао Чжуншэн в книге "Анналы багуачжан рода Цао" разделил приёмы багуачжан на восемь дорожек, где каждая дорожка состоит из восьми форм, в результате чего получилось шестьдесят четыре формы; господин У Цзюньшань, преподавая в Нанкинском институте гошу, структурировал багуачжан в шестьдесят четыре ладони, и т.д.

Господин Сунь Лутан в предисловии к книге "Учение багуачжан" написал: "Смолоду я изучал кулачное искусство, и всё старался постичь смысл "Книги перемен". Одну за другой я осваивал формы кулачного искусства, и так прошли годы. Впоследствии, прибыв в столицу, я повстречал господина Чэн Тинхуа, и впервые услышал про `багуачжан', потому и стал изучать это искусство". В той же книге господин Сунь писал: "Если говорить применительно к человеческому телу, то голова соответствует триграмме Цянь, живот - триграмме Кунь, стопы - триграмме Чжэнь, бёдра - триграмме Сюнь, уши - триграмме Кань, глаза - триграмме Ли, кисти рук - триграмме Гэнь, а рот - триграмме Дуй. Если говорить с точки зрения кулачного [искусства], то голова - это триграмма Цянь, живот - триграмма Кунь, почки - триграмма Кань, сердце - триграмма Ли, район точки вэй-люй с 1-го по 7-й позвонки - триграмме Сюнь, позвоночник от шеи и выше - триграмме Гэнь, левая сторона живота - триграмме Чжэнь, правая сторона живота - триграмме Дуй. Таковы части тела в соответствии с восемью триграммами. Если говорить о четырёх конечностях, то живот соответствует Беспредельному, пупок - Великому Пределу, почки - Двум началам мироздания [инь и ян], две руки и две ноги - Четырём явлениям, на каждой из двух рук и двух ног есть по две части - вот и получаем Восемь триграмм. На двух руках и двух ногах - двадцать пальцев, на больших пальцах рук и ног по две фаланги - вместе восемь фаланг, остаётся шестнадцать пальцев, на каждом из которых по три фаланги - вместе сорок восемь фаланг, добавив восемь частей рук и ног и восемь фаланг с четырёх больших пальцев вместе получаем шестьдесят четыре части, соответствующие шестидесяти четырём гексаграммам. Про это и говорят, что Беспредельность порождает Великий предел, Великий предел порождает Два начала мироздания, Два начала мироздания порождают Четыре явления, Четыре явления порождают Восемь триграмм, восемь на восемь порождают Шестьдесят четыре гексаграммы. Таковы четыре конечности в соответствии с восемью триграммами. Всё вышесказанное - это "Вблизи обращал взор к собственному телу". Если взять "Вдали обращал взор на явления мира" ["Книга перемен" о создании Восьми триграмм: "В древности Фуси, будучи царём Поднебесной, созерцал образы на небе, созерцал порядок на земле, созерцал узоры зверей и птиц, сообразные с линиями земли. Вблизи обращал взор к собственному телу, вдали обращал взор на явления мира, и таким способом сотворил Восемь триграмм" (перевод В.В.Малявина)], то Цянь - это лошадь, Кунь - это корова, Чжэнь - это дракон, Сюнь - это петух, Кань - это свинья, Ли - это фазан, Гэнь - это собака, Дуй - это баран. В кулачном [искусстве] Цянь - это лев, Кунь - это единорог, Чжэнь - это дракон, Сюнь - это феникс, Кань - это змея, Ли - это ястреб, Гэнь - это медведь, Дуй - это обезьяна, вышеизложенное - это и есть "Вдали обращал взор на явления мира". Восемь триграмм тела - это внутреннее, основа; восемь триграмм четырёх конечностей - это внешнее, применение этой основы. Внутри - прежденебесное, внешне - посленебесное. Так как небо и земля порождают явления, то они являются всему корнем и истоком, формируя прежденебесное и посленебесное:". Господин Сунь к изученным у господина Чэн Тинхуа кулачным методам восьми триграмм добавил приёмы и переупорядочил их. В "Книге перемен" сказано: "Перемены рождают Великий предел, [который] рождает Два начала мироздания, Два начала мироздания рождают Четыре явления, Четыре явления рождают Восемь триграмм". Господин Сунь соотнёс начальное положение стояния прямо с Беспреденьным, движение по кругу влево - с ян, движение по кругу вправо - с инь, движения влево и вправо - с Великим пределом. "Ладонь одиночной смены стороны" соотнёс с Двумя началами мироздания, "Ладонь двойной смены сторон" соотнёс с Четырьмя явлениями. Позицию "лев раскрывает пасть" соотнёс с образом льва, "накрывающую ладонь" из "ладони следования ситуации" - с образом змеи, приём "белая змея высовывает язык" из "ладони поворота спиной" - с образом медведя и т.д; а так как Цянь - это лев, Кунь - это единорог, Чжэнь - это дракон, Сюнь - это феникс, Кань - это змея, Ли - это ястреб, Гэнь - это медведь, Дуй - это обезьяна, то и получаем порождение ладоней восьми образов.

Влияние господина Суня на мир боевых искусств было очень велико, его дела из истории не вычеркнешь. Рассказ о восьми образах, приведённый поначалу в качестве примера, многие люди начали копировать. Господин Гао Ишэн также составил "ладони восьми животных", соотнеся Цянь с образом обезьяны, Кунь с образом змеи, Кань с образом дракона, Ли с образом медведя, Чжэнь с образом ласточки, Гэнь с образом тигра, Сюнь с образом орла, Дуй с образом льва, что сильно отличается от варианта господина Суня, но каждый стоял на своём. Господин Лю Бинь был младшим братом по учёбе господина Суня, в его варианте "ладоней восьми животных" есть лишь одно отличие от варианта старшего брата: у господина Суня триграмма Ли соответствует ястребу, а у господина Лю - петуху, резоны понять невозможно. Мэнь Баочжэнь, учившийся у господина Инь Фу, был некультурным, и неизвестно с чьей помощью тоже составил комплекс "ладони восьми животных", где названия идентичны названиям из версии господина Лю Биня. Манеры у багуачжан направления Инь Фу и багуачжан направления Чэн Тинхуа различны - как могло произойти совпадение с восемью животными версии господина Лю Биня? Господин Инь Юйчжан - сын Инь Фу - также обозначил части тела восемью триграммами, а именно: "Цянь - это голова, Кунь - бёдра, Чжэнь - стопы, Кань - живот, Сюнь - поясница, Кань - уши, Ли - глаза, Гэнь - кисти рук, Дуй - рот; также три непрерывных [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] в Цянь соответствуют ладоням, локтям и плечам, посередине заполненная [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] Кань соответствует погружению ци в даньтянь, Гэнь - это встряхивание запястьем с окружением черепа словно перевёрнутая чашка [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] одевается на макушку, Чжэнь обращённой к верху миской [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] собирает воду, Сюнь внизу сломана [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм], что соответствует ногам, Сюнь - это ветер, так что двигаться нужно быстро как ветер, Ли посередине пуста [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] - означает опустошённость груди, дыхание должно течь насквозь, в Кунь шесть обломков [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] - два плеча, два бедра и два колена вместе насчитывают шесть, помогают друг другу в работе, Дуй вверху ущербна [из речитативов, помогающих запомнить внешний вид триграмм] - нужно выпрямить шею, означает вертикальность, относится к верхней части тела, отсюда и берётся смысл". Однако создаётся впечатление, что сам господин Инь Юйчжан не считал это окончательным вариантом, ибо в собственном "Общем рассказе о багуачжан" он написал: "Это изложение не является полным, передаётся от учителя ученику чтобы лучше запомнить деление тела на части".

Господин Дун обучал учеников лишь устными поучениями, от сердца к сердцу, от него не осталось никаких письменных текстов. Существующие ныне многочисленные теоретические трактаты идут от представителей третьего и четвертого поколений. Среди них самыми известными являются следующие работы:

Кроме того ещё существует большое количество рифмованных правил и теоретических трактатов - таких как "Рифмованные правила ведения поединка", "Рифмованные правила кулака восьми триграмм", записанные учеником Инь Фу Цзэн Шэнсанем "36 рифмованных правил" и "48 методов" и т.д.; все они явились ценным вкладом в распространение и развитие багуачжан. Мы дорожим ими, пользуемся ими чтобы не повторять чужих ошибок, используем их суть в собственных целях, внося вклад в дальнейшее распространение багуачжан.

В багуа очень много комплексов с оружием, в основном постепенно добавлявшихся мастерами прошлого или приносившимися извне.

Сабля-дао является самым классическим, наиболее базовым из важнейших видов оружия багуа. Изначально имелся лишь обход круга с дао, аналогичный обходу круга с ладонями, там были обходы с вращением влево и обходы с поворачиванием вправо. Сейчас имеется очень много комплексов: "сабля указывающая путь", "сабля накатывающихся рук", "сабля преграждения толпы", "сабля восемнадцати пресечений", "поворачивающаяся сабля", "противоборство сабель" и т.д. Во всех них присутствуют особенности и манера техники сабли багуа, действия саблей осуществляются во время ходьбы, сокровенность безгранична.

В тексте на могильной стеле господина Дун Хайчуаня сказано: "сила была величины удивительной, поясница была одной ширины с рёбрами, имел хорошую технику, геройством превосходил людей", "руки заходили за колени на несколько цуней, когда бил человека кулаками и ладонями - защититься было очень трудно". Клинок у багуадао имеет длину 4 чи 2 цуня, если учесть, что руки у господина Дуна были ниже колен, то он мог достать более чем на 7 чи - можно видеть, что когда господин Дун Хайчуань брал в руки саблю, то становился страшным противником.

Багуачжан - это искусство, в котором для безоружного боя используют в основном методы действий ладонями и хождение с поворачиванием. В схватке движешься то вперёд, то назад, то влево, то вправо, приближаешься телом и наступаешь, разрываешь дистанцию и идёшь. В книге "Разъяснение истинного смысла кулачного искусства" сказано: "Господин Чэн Тинхуа, применяя своё `багуа странствующего тела', то прилипал, то уходил, то раскрывался, то смыкался, то отделялся, то соприкасался, то подпирал то убирал опору, то скрывался то проявлялся, то вдруг отдалится более чем на чжан, то вдруг вернётся и снова оказывается перед глазами. То использовал силу всего тела, а то лишь одной руки, или двух пальцев, или даже одной фаланги одного пальца, мог быть то пустым, то полным, то жёстким, то мягким, не имел фиксированной формы, изменялся непредсказуемо". В багуачжан Чэн Тинхуа используют такой вид парного оружия, как "секиры знаков ЦЗЫ, У и уток-мандаринок", в багуачжан направления Инь Фу - "кисти академика", "крюки с защитой для кистей рук"; они словно являются железными удлинениями рук, вывел руку - провёл приём, применяешь следуя желаемому сердцем, трансформации безграничны. Используемые сегодня в тренировке багуа "острия инь и ян" и "колёса ветра и огня" являются видоизменёнными "кистью" и "секирой".

В багуа не было прямого меча-цзянь. Я слышал от старых мастеров такое разъяснение: надо лишь уяснить, что у меча - два лезвия, у сабли же есть тупая сторона клинка, можешь действовать саблей - сможешь и мечом, и саблю и меч можно применять во время хождения по кругу, удивительно действуя ими и одерживая победу. Меч багуа развился из сабли багуа, встречающийся в багуа комплекс "меч чистого ян" заимствован из других стилей.

В багуа есть шест, но его техника очень проста. Имеющиеся в направлении Чэн Тинхуа комплексы "шест сумасшедшего" и "цветочный шест" заимствованы из других стилей. В направлении Инь Фу есть "бамбуковый шест семи звёзд". Господин Инь Юйчжан как тренировался с ним во время хождения, так и применял его во время хождения. Известный сегодня комплекс с "бамбуковым шестом семи звёзд" передаётся от ученика Инь Фу Цзинь Юйхуя (Цзэн Шэнсаня), форм в хождении используется мало, но они популярны среди любителей багуачжан.

В изначальном багуа было очень мало техник действий копьём, лишь несколько кругов; в основном использовалась имеющая копейные наконечники с обоих концов древка "двуглавая змея". В багуа направления Чэн Тинхуа очень много комплексов с копьём, что является заслугой "Большого копья Лю Дэкуана". Господин Лю был младшим братом по учёбе Чэн Тинхуа, потому ученики господина Чэна обучались и у него. Господин Лю копьём владел очень хорошо, мастерством действий секирой-цзи также превосходил многих. К комплексам с копьём относятся "копьё четырёх форм", "копьё длиной в тело восьмистороннего боя", к парным комплексом с копьями относятся "восемь копий (жердей)", "малый ястреб" и "чёрный и белый ястребы". Имеется также шесть дорожек с секирой-цзи; некоторые говорят, что было двенадцать дорожек с секирой-цзи, но их сейчас уже никто не знает.

В "48 методах" багуачжан говорится: "В приёмах багуа не прорабатывают захватов; я схватил человека - я совершил ошибку".То, что в современном багуачжан есть циньна - тоже заслуга господина Лю Дэкуана. Ему приходилось обучать войска, и он разработал выполняемые по прямой линии шестьдесят четыре приёма, среди которых присутствуют и движения циньна. Некоторые старые мастера изначально знали циньна, и принесли его в багуачжан, что неудивительно, однако от господина Дун Хайчуаня циньна не передавалось. В багуа также присутствует тайцзицюань, это привнесли господа Чэн Юлун и Лю Дэкуан. Чэн Юлун изучал тайцзи у Ян Цзяньхоу, господин Лю также владел тайцзи - с той поры в багуа и имеется тайцзицюань. Я видел, как господин Чэн Юсинь тренировал тайцзицюань, но в этом стиле надо было двигаться на нижнем уровне, как это требовалось в старом тайцзицюань семьи Ян, там было много движений руками из багуачжан, требовалось высокое мастерство. Боюсь, что если там не двигаться на нижнем уровне, то всё пропадёт.

 

После Освобождения государственной политикой в области физкультуры и спорта стало "Развивать спорт, укреплять людей". Спортивное ушу также пошло в этом русле. Долгое время не разрешалось устраивать поединков-лэйтай, запрещались любые боевые аспекты, соревнования были только показательного характера. По этой причине специалисты по багуачжан разработали разные длинные комплексы, типа "непрерывные ладони восьми триграмм странствующего тела", добавив интереса к занятиям багуачжан и способствуя дальнейшему распространению и развитию этого искусства.

Сайт управляется системой uCoz