Анализ особенностей иньского багуачжан

устные разъяснения - Лю Юнчунь, Люй Тинчжун из Шаньдуна
упорядочил - Чжан Телинь

"Улинь" N4/86

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Явление Дун Хайчуанем багуачжан миру было совершено не без участия первого поколения мастеров - Инь Фу, Чэн Тинхуа, Ши Цзидуна. Учитель и ученики усердно трудились и в конце-концов подняли знамя единой школы. Благодаря таланту этих мастеров багуачжан потрясло Поднебесную и заставило непосвящённых широко распахнуть глаза. Из-за того, что когда Инь и Чэн освоили искусство и перешли к преподаванию, то привнесли в учение Дуна различные несходные между собой высшие приёмы, уже во втором поколении сформировались несходные между собой по манере, тренировочным методам и технике направления, среди которых наиболее известны иньское и чэнское. Учениками Инь Фу были Мэнь Баочжэнь, Ма Гуй, Гун Баотянь и Инь Юйчжан (сын Инь Фу).

Когда непосвящённые рассуждают о багуачжан, то обычно говорят, что иньское направление славится "холодными ладонями", а чэнское искусно в непрерывности, но на самом деле это - утрирование. Хотя в иньском направлении и прорабатывают "сухую холодную силу" (прим. перев. - один из видов взрывного волнового выброса силы), но этот вид силы есть и в других школах данного стиля, он не является особенностью иньского направления. Как наследники традиции иньского направления мы остро ощущаем необходимость исправления сложившегося стереотипа.

80-летний Ван Цзиншань (ныне проживающий в Пекине учился у Мэнь Баочжэня, получал похвалы от потрясших мир знаменитых бойцов предыдущего поколения Ма Гуя и Инь Юйчжана, смотрел во все глаза и слушал в оба уха, и полностью овладел особенностями иньского багуачжан. Почтенный господин Ван о различиях данного и других направлений говорил следующее: "Учитель Мэнь часто повторял: `В нашем иньском багуачжан прорабатывают три длинных и четыре коротких, а в других направлениях - нет'". Это требует некоторых пояснений.

То, что называют `три длинных' - это длинные ноги, длинные кисти рук и длинные руки. `Длинные ноги' - это длинный шаг. Перемещение описывается девятью иероглифами: передняя нога стабильна, обладает тягучестью, задняя нога выталкивает. Здесь `тягучесть' заключается в том, что когда передняя стопа выдвигается вперёд до естественного предела, то из-за того, что ци пронизывает даньтянь, внутреннее ци стимулирует движение, то сила выталкивания задней ногой даёт толчок вперёд, стопа в момент постановки на землю продвигается вдоль земли вперёд на некоторое расстояние. По внешней форме это имеет некоторое сходство с приставным шагом (прим. перев. - при переводе для единства терминологии я использовал книгу А.А.Маслова "Синъицюань - единство формы и воли".) синъицюань. В теории иньской ветви это называется ``тянущийся шаг кошачьего передвижения". `Длинные кисти рук' означает, что при поворачивании ладоней (прим. перев. - стандартное обозначение базовой тренировки багуачжан: поворачивание ладоней в хождении по кругу) важнейшей формой ладони является ладонь змеиной головы, пальцы естественно разведены, вытянуты вперёд и чуть-чуть вспарывают вверх, что удобно для концентрированного приложения силы, способствует углублению, втыканию, рубке и соскабливанию, выгодно для толчков, приподниманий, разворачиваний и выстреливаний. `Длинные руки' указывает на то, что руки естественно выпрямлены, то есть не вытянуты вперёд до предела и не оттягиваются искусственно назад. К длинным кистям рук и длинным рукам добавляется опускание плеч, что позволяет максимально увеличить зону действий руками, "бить врага за вратами царства". "Четыре коротких" говорится о плечах, локтях, бёдрах и коленях. У этих четырёх суставов сравнительно большая свобода движений. При бое вплотную, когда перемещением трансформируешь силу противника, близость помогает эффекту опирания-вытеснения. Во время тренировки "пронизывания девяти дворцов" (прим. перев. - специальный вид тренировки неожиданной смены направления при передвижении) в иньском багуачжан обращают особое внимание на акцентированное использование этих четырёх мест.

В иньском багуачжан ещё несколько по-иному подходят к понимаемому в стандартном багуачжан как основной метод контролирования противника выходу за спину. В иньской школе выход за спину является одной из форм прорыва в боковые врата, это - тактика, а не стратегия. Фронтальная атака называется штурмовым прорывом врат. Метод плотной защиты перед лицом врага именуется успокоением врат. При наступлении атака бывает проламывающей, теснящей, опирающейся и проскальзывающей, в общем это называется разрушающей атакой. При разрушающей атаке следуешь форме и реагируешь на врага, инь и ян взаимно меняются, называешь жёстким - и тысяче противников противостоять нетрудно, скажешь что острое - и сможешь пронзить семь дощечек, вроде лёгкий - а тяжёлый, добиваешься неразрывности-непрерывности, изменения труднопредсказуемы. Первоучитель иньской школы Инь Фу говорил: "В центре восьми триграмм - Великий предел". При тренировке иньского направления багуачжан стратегической ошибкой называют делание упора на движение по кругу с ударянием в центр. В стилевых правилах говорится: "По воде ходят быстро". Сам постоянно нахожусь в центре, сам - главный, выжидаю удобный момент, посредством урегулирования мест и углов вынуждаю противника обходить меня и действую, ловлю момент и атакую.

Нам посчастливилось быть учениками господина Ван Цзиншаня, много лет мы оберегали учение, не решаясь бестолково его излагать. Но ныне распространённое в миру резко расходится с исходным, потому мы и изложили, не пряча бестолковости. Практически мы своими слабыми усилиями затронули лишь основы, не восхваляя достоинств техники.

Сайт управляется системой uCoz