Багуа цзыу юаньян юэ

Лю Юньфа,
спорткомитет района Цюйцзинь провинции Юньнань

"Улинь" N11/82

 

перевод с китайского (C) С.Л.Березнюк

 

Багуа цзыу юаньян юэ (секира восьми триграмм, знаков `цзы' и `у' и уток-мандаринок) - это короткое оружие стиля багуачжан. Оно создано основателем багуачжан господином Дун Хайчуанем на основе специфики движений багуачжан и общих принципов боя. Ещё его называют "луцзяо дао" ("широкий меч оленьих рогов") или "жиюэ цянькунь цзянь" ("меч солнца, луны и триграмм `цянь' и `кунь'").

Секира разделяется на знаки `цзы' и `у', один женский - другой мужской, здесь скрыто указание на инь и ян. При тренировке раскрывания и смыкания взаимно переплетаются, мужское не отделяется от женского, женское не отделяется от мужского, мужское и женское - одна пара, подобно уткам-мандаринкам, потому и называют его `багуа цзыу юаньян юэ'. Эта секира - не та, что упоминается среди восемнадцати классических видов оружия.

Каждая из пары секир состоит из двух перевёрнутых друг относительно друга и перекрещивающихся стальных пластин, имеющих форму полумесяца. Всего получается три острия - два вверху и одно внизу (иногда и внизу делают два острия), внешние из которых длинные, а внутренние - короткие. Средние перекрещивающиеся части полумесяцев образуют овал. На средней части полумесяца, обращённого остриями наружу, размещается рукоять, всё остальное - это лезвие. Вся форма напоминает оленьи рога, отсюда и название `луцзяо дао'.

Обе секиры симметричны, из них можно сформировать единый круг соответствующий солнцу, скрывающий в себе восемь триграмм, каждая из стальных пластин имеет форму полумесяца, секира в левой руке - это `цянь', в правой - `кунь', а лезвия подобны клинку меча, оттого и говорят "жиюэ цянькунь цзянь".

К нижней части рукояти для красоты и подъёма духа могут привязываться цветные ленты.

Особенности действий с секирами те же, что и в багуачжан без оружия, основное - хождение по кругу. Натренировал багуачжан, овладел техникой, развил тело - тогда и можно тренироваться с секирами. В багуачжан требуется подвижное тело и ловкий шаг. Если исходить из деления мастерства на три шага - установление каркаса, оживление каркаса и изменение каркаса - то к тренировке с секирами можно приступать лишь достигнув как минимум этапа оживления каркаса. Тренируясь с секирами надо обращать особое внимание на методы действий корпусом. Повороты секир следуют трансформациям корпуса, вызываются вращением поясницы, достигая того, что секиры следуют ходу кистей рук, кисти следуют движению рук, руки влекутся корпусом, корпус следует четырём конечностям, поясница следует шагам, натренировываешься до совершенства, изменения во время передвижения, продольное и поперечное взаимно переплетаются. Развёртываешься на большой площади, идёшь по кругу раскрываясь и заворачиваясь, изменения всесторонни. Секиры трансформируются - словно когти дракона, взмывают вверх и вниз, необъяснимо и запутанно, словно парящий дракон летит по ветру, свободно и уравновешенно. Проявляются такие особенности манеры, как `внутреннее и внешнее координируются воедино', `жёсткое и мягкое взаимно опираются'.

В базовые методы тренировки с секирами помимо хождения по кругу входит элементарная тренировка и специальная тренировка, можно также проводить и парную тренировку. В элементарную тренировку входят 64 формы: "повернуть корпус и скатать", "разогнать облака и увидеть солнце", "кружащийся вихрь нефритового тигра" и т.д. В специальную тренировку входят подражательные формы с секирами: "драконьи секиры", "тигриные секиры", ``медвежьи секиры" и т.п. Каждая подражательная форма с секирами имеет своё содержание, к примеру в драконьи секиры входят "секиры тёмного дракона поворачивающего голову", "секиры жёлтого дракона вытягивающего когти", "секиры водяного дракона выходящего из воды" и т.д.; в львиные - "секиры льва тянущегося за мячом", "секиры льва катящего мяч", "секиры льва набрасывающегося на мяч" и т.д. У разных образов разное содержание.

Методы применения юаньянъюэ таковы: зацепить крюком и подвесить, поднять и приподнять, коварно зацепить и тянуть, ломать и осаживать, вспарывать и колоть, приподнимать снизу и пресекать, ловить и хватать, обматывать и замыкать, накатываться и переворачивать, обёртывать и пронизывать, брать щепотью и контролировать, затягивать и срезать, хходить и трансформироваться, вращаться и поворачиваться, ускользать, нажимать и скоблить, тереть и преграждать, отталкивать и рубить, буравить и блокировать, пронзать и пресекать.

Техника обращения с багуа цзыу юаньян юэ в основном распространена на родине багуачжан - в Хэбэе и Пекине, но встречается также и в Шанхае, Гирине, Тяньцзине, Юньнани и Сычуани. Так как это оружие очень искусно, его удобно носить с собой, с ним можно тренироваться где угодно и в удобное время, то оно очень полюбилось занимающимся багуачжан. В соответствии с указаниями Партии по подъёму, упорядочению и овладению традиционным ушу, в последние годы наш знаменитый мастер ушу учитель Ша Гочжэн освоив достоинства разных школ на основе элементарной тренировки с "юаньянъюэ", специальной тренировки, хождения по кругу, техник боя с помощью юяньянъюэ против длинного оружия и кинжалов исследовал суть и составил такие прекрасные таолу как "багуа ляньхуань цзыу юаньян юэ" ("непрерывные действия багуа цзыу юаньян юэ"), "юаньянъюэ дуй цзянь" ("юаньянъюэ против меча") и "юаньянъюэ дуй цян" ("юаньянъюэ против копья"). На Всекитайских чемпионатах по ушу он обучал тренеров и спортсменов из разных провинций, обменивался опытом, совместно поднимал уровень чтобы на найденной базе развить "юаньянъюэ" ещё дальше. дубовый штучный паркет, традиционный тип древесины.

Сайт управляется системой uCoz