B.C. Hill Bey

Дун Хайчуань, багуачжан и «И Цзин»: мои гипотезы

статья помещена в списке рассылки
BAGUAZHANG MAILING LIST

 

перевод с английского (C) С.Л.Березнюк

 

История багуачжан полна противоречий и неясностей вплоть до нынешнего времени. Дун Хайчуань создал или изучил багуачжан? Происходит ли багуачжан из «И Цзин»? Лишь одно мы знаем точно: мы никогда не узнаем, у кого Дун учился.

Но давайте пока начнём с истоков, с самых ранних чисел.

800 лет назад даос Цю Чжанцзюнь стал известен благодаря трём вещам:

  1. Он был духовным наставником Чингиз-хана, который сделал его аналогом Папы в Китае.
  2. Он стал основателем даосской секты Лунмэнь ("Драконовых врат")
  3. Он стал создателем метода медитации в даосизме Цюаньчжэнь ("Абсолютной истины", часть Лунмэнь), называемого Чжуаньтяньцзунь (вращение, следующее Небу)
Целью этого метода была тренировка тела с одновременным укреплением духа. Во время хождения по кругу использовались две мантры: одна утром и одна вечером. Эти мантры декламировались так, что мириады мыслей заменялись на одну, успокаивая мышление.

Сам метод требовал, чтобы во время хождения по кругу движения тела становились едиными, и занимающийся добивался спокойствия в движении. Двигаться нужно было так, чтобы даосские одежды почти не колыхались. Требовалось совершить три круга в одном направлении, а потом пройти через центр по линии, разделяющей символ "Тайцзи", чтобы сменить направление вращения. Для хождения использовался естественный спосб шага, который сегодня иногда называют "львиным шагом".

Мне пока не удалось обнаружить, какие позиции использовались даосами во время обхода круга. Сойдёмся на том, что требования удобства и естественности во время хождения в спокойной и уравновешенной манере без раскачиваний совпадают с требованиями в багуачжан. Различие заключается в методах шага и статичных положениях тела.

Внимание, вопрос: связаны ли Чжуаньтяньцзунь и «И Цзин»? Я утверждаю, что нет. Почему? В самой старой книге по этому предмету - "Даосские методы хождения по кругу", написанной Ван Цзюньбао - Ван вообще не упоминает об «И Цзин». Говоря об упражнениях, он упоминает только Инь, Ян, взаимопереходы и центрирование. Никаких "ладоней", коррелирующих с триграммами или гексаграммами. Если мы пойдём дальше, то Чжан Чжунфэн - ученик Гао Ишэна, который также был членом секты Цюаньчжэнь и написал книгу по этому предмету - также не упоминает об «И Цзин».

Конечно, за восемьсот лет даосы могли бы создать багуачжан, но этого, как мы увидим, не произошло.

Дун Хайчуань
(1813-1882)

Он родился в 1813 году в деревне Чжуцзяу уезда Вэньань провинции Хэбэй. Он был рождён воином, и единственное, что его интересовало - это боевые искусства. Вопрос о том, что он изучал, всегда интересовал тех, кто пытался найти корни багуачжан. Говорят, что он изучал системы, основанные на шаолиньском ушу. В те времена в его деревне преподавались такие стили, как бафаньцюань, хунцюань, синмэньцюань и цзиньганцюань. Но что бы он ни изучал - тренировался он усердно, и заработал репутацию опытного специалиста по боевым искусствам.

Около 1853 года Дун покинул Вэньань и, как считается, отправился в Кайко, жить у родственников. Один из его родственников был прославлен в Кайко и окрестностях за мастерство в бафаньцюань. Его звали Дун Сяньчжоу, и возможно, что Дун Хайчуань учился у него. Почему? Согласно исследованиям Кан Гэу (историк боевых искусств, написавший диссертацию по истории багуачжан) по бафаньцюань, оказалось, что многие движения и техники оттуда могут быть найдены в багуачжан Дун Хайчуаня. Хотя сейчас у меня нет изображений, в будущем я их предоставлю для сравнения. А пока отправмся дальше и посмотрим, что получается.

Дун Хайчуань покинул Вэньань в 1853 и появился в Пекине в 1864. Необходимо отметить, что в старые времена опытные занимающиеся боевыми искусствами обучались не наскоро, поэтому мы можем спокойно предположить, что Дун Хайчуань оставался у Дун Сяньчжоу как минимум три года, и если Кан Гэу прав, утверждая, что в багуачжан Дуна полно движений и техник из бафаньцюань, то он посвятил это время изучению этой техники, чтобы инкорпорировать её в свою систему. Это отправляет нас в 1856 год.

Между 1856 и 1964 годами Дун Хайчуань разработал свою систему Чжуаньчжан ("поворачивающиеся ладони"). Но давайте проанализируем этот период поподробнее. Предполагается, что Дун Хайчуань оставался с даосом от 2 до 6 лет; я склоняюсь к сроку в 2-3 года. Почему? Опять же, в старые времена всё делалось не спеша. Говорят, что Дун Хайчуань ходил по кругу 2 года, и в процессе этого протоптал глубокую колею. Эта колея наполнилась водой, и он продолжал ходить ещё как минимум год, что переносит нас в 1859 год. Именно после этого момента Дун выработал свою систему. Я бы посчитал, что он работал как минимум три года, вырабатывая базу своей системы - теорию и принципы.

Работал ли Дун Хайчуань на тайпинов, или был евнухом - нам здесь абсолютно неважно. Все мы слышали о демонстрации боевых искусств, которую Дун устроил для великого князя Су, и которая принесла ему работу наставника по боевым искусстам княжеской охраны. Однако о чём при этом обычно забывают, так это о том, что демонстрация Дуна произошла во время банкета, который великий князь Су устроил, чтобы представить только что нанятого им нового наставника по боевым искусствам - Ша Хуэйхуэя. После того, как по приказу великого князя Су Дун Хайчуань продемонстрировал своё боевое мастерство, Ша вызвал Дуна на бой, так как из-за этого он потерял работу. Дун легко победил его, приобретя ещё большее расположение князя и гарантировав свой пост наставника.

Рассмотрим ситуацию поподробнее. Сообщается, что Дун не обучал охранников багуачжан, он преподавал им нечто другое, более напоминающее шаолиньские системы. Почему? Я не думаю, что дело было в том, что он был настолько консервативен - хотя он действительно был таковым - я не думаю что причина вообще имела к этому отношение. Просто он был ещё не готов.

Всё случилось, когда он был во Внутренней Монголии, собирая налоги вместе с Инь Фу. Там он действительно занялся развитием стиля. У него под рукой был Инь Фу для экспериментирования, ну а сама работа позволяла отшлифовать искусство Дуна. Дун Хайчуань отсутствовал почти 10 лет, а когда он с Инем вернулись, то Дун помог Иню получить работу преподавателя при дворе. Это произошло около 1875 года.

Вернёмся на шаг назад. Если вы помните, Дун не преподавал своё искусство тем, у кого не было прочной базы, поэтому имеет смысл предположить, что таковым он преподавал что-то другое. Посмотрим теперь на суть им преподававшегося. Во-первых, нужно вспомнить, что Дун не обучал никого одному и тому же. Его наука адаптировалась к каждому индивидуально в зависимости от предыдущей базы. Дун обычно в начале обучал хождению по кругу, различным методам шага и формам, затем он добавлял Ладонь одиночной смены стороны, Ладонь двойной смены стороны и Ладонь следования ситуации, которые практиковались на всех трёх уровнях. Они комбинировались между собой и затем рекомбинировались с тем, что уже было известно занимающемуся, как уже говорилось ранее; таким образом каждый занимающийся изучал уникальное искусство.

Взглянем теперь немного поглубже. Если Дун Хайчуань основывал своё искусство на «И Цзине», и раз он преподавал в месте, где было полно образованных людей, то разве не мог кто-то следать об этом записи? Естественно!

Цзэн Синсань был первым человеком, сделавшим записи об искусстве Дуна. Цзэн был маньчжурским учёным, который получил второе место на императорских экзаменах. Он служил во дворце Су и изучал багуачжан у Инь Фу. Во время общения с Инем тот не раз брал его к Дун Хайчуаню, и они обсуждали основы искусства. После падения династии Цин (1911) Цзэн остался без работы. Чтобы чем-нибудь заняться, он написал неопубликованную работу «Багуачжан хуйлань», в которой описал всё, что изучил у Дуна и Иня. Это был первый случай, когда были записаны переданные Дуном "36 рифмованых правил" и "48 необходимых методов".

Цзэн использовал теорию «И Цзина» для объяснения боевого искусства багуачжан, но также заметим, что, по словам Цзэна, Дун не связывал своё искусство с «И Цзином» до последнего периода своей жизни, что объяснимо, если иметь в виду, что его ученики обучались до того, как он начал думать обо всех этих вещах, на базе изученного ими ранее, и ещё не начинали преподавать сами. Утверждалось также, что Дун Хайчуань преподавал "8 материнских ладоней", которые коррелируют с «И Цзином». Я сомневаюсь, что до 1885 года "8 ладоней" преподавал кто-либо момимо Чэн Тинхуа, но к этому мы вернёмся позже.

Посмотрим теперь на суть преподававшегося Инь Фу. Обычно считается, что Инь Фу преподавал так же, как это делал Дун Хайчуань. С точки зрения материала, Инь Фу получил максимум. Первым, чему он обучал, был лоханьцюань. Помимо всего прочего, система Инь Фу состоит из комбинации как жёсткой, так и мягкой тренировки, и методов цигун. Внимание, вопрос: когда Инь разработал свои "64 ладони" и кто или что подвигло его на эту идею?

Я думаю, что катализатором послужил Цзэн Синсань. Три человека обсуждали это, Дун и Инь начали работу над этим, а Инь и Цзэн завершили её. Это переносит меня к Чэн Тинхуа. Логично предположить, что раз он был одним из ближайших учеников, то в период, когда Дун и Инь работали над "64 ладонями" Иня, Чэн был знаком с некоторыми из их теорий, что заставляет меня думать, что вохможно, что когда Цзэн и Дун разработали концепцию первого набора восьми взаимосвязанных ладоней багуачжан, то Инь взял её и с разрешения Дуна создал 8 методов, каждый содержащий по 8 вариаций, что и дало его 64 ладони. Это имеет смысл, ибо больше ничего связанного с «И Цзином» здесь не имеется. Чэн Тинхуа, с другой стороны, взял концепцию, и вместе со своим другом и учеником Цзи Фэнсанем - астрологом и знатоком «И Цзина» - создал свой стиль "9 дворцов". Очевидно, что в преподаваемых методах Чэна имеется гораздо большее влияние «И Цзина», чем у Иня.

Также запомним, что, похоже, Чэн Тинхуа произвёл наибольшее влияние на развитие взаимосвязей между багуачжан и «И Цзина». В связи с тем, что Инь был очень консервативным человеком, а Чэн очень открытым, вполне возможно, что Чэн брал что-то, чтобы заполнить пробелы в полученных от Иня знаниях, или искал новых знаний, дополняя полученное от Иня. Также нужно помнить, что в течение очень долгого время большинство того багуачжан, что видели люди, относиломь именно к линии Чэн Тинхуа. Дошло до того, что когда люди видели другие линии, то они говорили, что это - не багуачжан. Это же относится и к взаимосвязям с «И Цзином», ибо на самом деле сравнивать стиль Чэна было не с чем - ведь Инь и прочие были гораздо более консервативны.

Следующее огромное влияние на это представление было оказано Сунь Лутаном. В середине 1890-х, после того, как Сунь обучался у Чэна в течении трёх лет, Чэн сказал ему: "Если ты хочешь достичь вершины - то ты должен изучить «И Цзин»". Поэтому Сунь отправился в провинцию Сычуань и учился там у верховного настоятеля монастыря. Примерно в 1915 он написал свою первую книгу, посвящённую багуачжан. Также оказалось, что ничего, напоминающего багуачжан, синъицюань или тйцзицюань не практиковалось до 1920-х и визита Суня. Ещё одна вещь, на которую следует обратить внимание - это дискуссия о том, кто относился к старшим ученикам Чэна, Сунь при этом не упоминался вообще. Это так, к слову, в связи с тем, что Сунь считается столь важным для развития современного взгляда на внутренние системы. Таким образом, уданское багуачжан - это новая линия, созданнав в конце 1980-х на базе стиля Суня. Теперь, если багуачжан происходит из «И Цзина» - разве не должны были монахи-бойцы быть с ним знакомы? Сунь пошёл к ним учиться - почему же он в итоге начал обучать их тому, что они уже должны были бы знать? Хм-м-м-м-м...

Посмотрим теперь на дело так. Хроники утверждают, что Дун Хайчуань был бойцом, и прославился именно благодаря этому. Князь Су нанял его именно из-за этого. Все, кто хотел у него учиться, приходили к нему именно по этой причине, а вовсе не потому, что он был монахом или учёным. Когда мы перейдём ко всем занимающимся багуачжан первого и второго поколения, то в биографиях этих людей подчёркивается их любовь к боевым искусствам, а не к Дао или «И Цзину». Чэн Тинхуа отправил Сунь Лутана изучать «И Цзин». Если «И Цзин» был частью системы - почему Чэн не обучил Суня сам? Почему говорится, что до Цзэна идей «И Цзина» не присутствовало вообще? Почему Чэн Тинхуа начал свои исследования уже после того, как начал преподавание багуачжан? В этом нет никакого смысла.

Посмотрим теперь на само название "багуачжан". Пока я перечислял то, что известно, и добавлял некоторые собственные рассуждения. Теперь я добавлю ещё немного абстрактных концепций, потверждающих мои рассуждения.

Ещё один способ рассмотрения вопроса заключается в более пристальном взгляде на учеников Дун Хайчуаня и то, что они преподавали. В частности, я бы хотел обратить внимание на двоих из них. Ни Фань Цзыюн, ни Цзя Фэнмин (учитель Фу Чжэньсуна) не преподавали "8 материнских ладоней" или "64 ладони", потому этого же не делал Фу Чжэньсун в начале своей карьеры. Теперь это является частью их программы.

"8 материнских ладоней" - это положения, сохраняемые во время хождения; я утверждаю, что согласно имеющейся истории, упор делался на трансформации и их использование. Какова цель "8 материнских ладоней"? Заложить базу. Но Дун обучал тех, у кого уже была база - зачем же тратить время?

Сколько времени тренировались "ладони" прежде, чем вы действительно перейдёте к теории и принципам? Как минимум 2-3 года.

Помимо Ши Цзидуна, только Чэн Тинхуа учился у Дуна порядка пяти лет, все остальные - гораздо меньше. Большинство тех, кто упоминается в качестве учеников Дуна, на самом деле учились у Чэн Тинхуа.

Ван Сянчжай, который обучался у Чэн Тинхуа в течении трёх лет, рассказывая о багуачжан, говорил о всякой чуши, которая была введена в практику, и утверждал, что сутью тренировки была Ладонь одиночной смены стороны, рекомендуя тем, кто хочет чему-то научиться, сконцентрироваться именно на этом.

"8 материнских ладоней" были придуманы для обучения тех, у кого не было вообще никакой базы. Со временем некоторые учителя стали оставлять "ладони" в качестве тренировки для продолжающих, и преподавать их позже. Существует также утверждение о том, что названия "8 материнских ладоней" и "8 старых ладоней" относятся к исходному преподаванию Дун Хайчуаня. Я не согласен. Мои исследования показывают, что этот термин появился среди мастеров третьего поколения в Центральном институте гошу, и применался по отношению к "Первому комплексу", преподававшемуся Цзян Жунцяо, который теперь известен как "Изначальный комплекс".

Прежде, чем я продолжу, я бы хотел обратиться к поддержке Дан Миллера и Кан Гэу. С помощью трудов этих людей я смог заполнить много пробелов в истории багуачжан.

Много мифов окружает создание багуачжан. Дун Хайчуань сам начал этот процесс, когда сказал, что изучил своё искусство у даоса. Он сделал это потому, что люди уважали такие истории. Таков был путь, который потом подкреплялся. А занимающиеся третьего поколения подняли это на новый уровень.

Гао Ишэн

Гао создал историю о даосе Би Чэнся. Гао был учеником Чэн Тинхуа и Чжоу Юйсяна. Он сотворил историю о том, как изучил своё "посленебесное багуачжан" у даоса по имени Сун Ижэнь. Большинство людей теперь считают, что он взял суть багуачжан Чэн Тинхуа и то, что Чэн и Чжоу преподали ему в качестве применения багуачжан, взял из синъицюань идею о повторении одной и той же техники по прямой линии, и создал свои 64.

Однако в его истории есть дыра, появившаяся, когда другой ученик Чжоу Юйсяна - Янь Дэхуа - написал книгу «Иллюстрированное багуачжан». Из описанных в книге 34 приёмов 31 имеется в "посленебесном багуачжан" Гао Ишэна. Он попытался сделать то же самое, что и Дун Хайчуань (сам не зная об этом), чтобы придать своей системе исторического обоснования.

Заметка на полях: ученик Гао

У Гао был ученик по имени У Мэнся, который ранее учился у Хань Муся. Хань был учеником Чжан Чжаодуна. Прославившись после победы над русским силачом, Хань стал весьма заносчив, и когда ему вновь довелось попрактиковаться с Чжаном, то он решил, что может вызвать своего учителя на спарринг. Когда они спарринговали, Хань продолжал атаковать, пока Чжан не оказался прижат спиной к стене. Чжан осознал, что творит Хань, и превратил защиту в атаку, опрокинув Ханя на пятую точку. Как и следовало ожидать, после такого они стали злейшими врагами.

Хань не желал признавать, что учился у Чжана. Мало того, он начал говорить, что учился у некоего даоса. Говорят, что он делал это назло Чжану. У этой истории есть и другие аспекты, она напоминает заговор. Посмотрите на это:

Когда У Мэнся встретил Гао Ишэна, то рассказывают, что увидев "посленебесный комплекс" Гао, У сказал, что это похоже на комплекс Ханя. Рассмотрим теперь две возможности:

  1. Они делали вид, что не знали друг друга, и оба сказали, что учились у даоса. На самом же деле они знали друг друга, доказательство чего можно найти в книге Янь Дэхуа (см.выше) и у У Мэнся. Они ведь оба жили в Тяньцзине в одно и то же время? Сложите два и два.
  2. Некоторые ученики Гао говорят, что У Мэнся солгал, чтобы поддержать Гао и его утверждения об учёбе у даоса Сун Ижэня. Неопровержимым свидетельством этого является название книги по стилю Гао, написанной Ван Шушэном (ученик Лю Фэнцая, который был учеником Гао Ишэна). Она называется "Стиль Гао Ишэна багуачжан Чэн Тинхуа". Что это вам говорит?

Би Чэнся и гора Цзюхуа

Эту историю я услышал, когда начал заниматься багуачжан. Вначале оказалось, что гора Цзюхуа ещё со времён династии Мин является одним из самых почитаемых буддийских мест, и остаётся таковым до наших дней. После кропотливых исследований не было найдено абсолютно никаких свидетельств того, что там были даосы. Дун, наверное, где-то тренировался от 2 до 6 лет и протоптал круговую тропинку вокруг дерева, которое, я уверен, кто-нибудь спилил в последующие годы. И никто не нашёл ни одного упоминания о Би Чэнся или каком-нибудь другом даосе.

Похоже, что Би Чэнся является полностью выдуманной личностью, основой для которой послужил реальный человек по имени Би Юэся, также известный как Чжан Ехэ, но в даосских кругах его называли "даос Белый Журавль". Он является учителем Сун Вэйи, который создал "уданский меч" и обучил этому стилю Ли Цзинлиня (Волшебный меч Ли).

Как это произошло? Цзян Жунцяо, будучи редактором издававшегося в Тяньцзине "Ежемесячника гошу", написал историю багуачжан. Он взял свою информацию у У Цзиншаня - ученика Хань Муся. Помните его из истории о Гао? Чтобы позлить Чжан Чжаодуна, Хань начал утверждать, что учился у даоса. Теперь дело пошло дальше (скажите мне, что это не заговор).

У Цзиншань и Чжан Сянъу были друзьями. Чжан, очевидно, занимался у Сун Вэйи, иначе он бы не мог получить копию трактата Суна о мече. Также копию этого трактата имел Ли Цзинлинь, и в 1980-х эти две книги сравнили. Книга Ли Цзинлиня - непосредственно от Суна, Чжана - тоже. Но книга Чжана называется "Уданский меч: единство тайцзи и багуа", книга Ли - "Уданский меч". Проблема возникает в рассмотрении генеалогий: в книге Ли Сун прослеживает себя в прошлое до Чжан Саньфэна. Систему он называет "нэйцзяцюань".

Теперь, в качестве заметки на полях - для тех, кто читал мою статью про Чэн Тинхуа. Вспомните, что Чэн и его друзья решили создать ассоциацию, объединяющую три стиля (тайцзицюань, синъицюань и багуачжан). В качестве названия они избрали "нэйцзяцюань". К тому времени, когда они поняли, что этот термин уже используется, было поздно, название прижилось. Вполне возможно, что Чжан Сянъу слышал эту историю, и не зная, что произошло с названием, посчитал его общим термином, но когда он взял книгу Сун Вэйи и увидел, что линия в книге не соответствует истории, то выдумал личность Би Чэнся в качестве учителя Дун Хайчуаня. Должно быть, тогда ничего страшного в этом не было, но сейчас на вещи смотрят по-другому.

В 1920-30-х тайцзицюань и багуачжан распространились широко. Помните, что многие люди использовали заявления о буддийском или даосском происхождении для подкрепления своих притязаний. Похоже, что Чжан Сянъу попытался связать себя с Чжан Саньфэном, Дун Хайчуанем и Ян Лучанем. В книге Чжана к генеалогии добавлено много имён, включая Дун Хайчуаня. Обнаружилось, что многих из этих людей никогда не существовало, как и Би Чэнся. А теперь посмотрите: историк боевых искусств прочитал статью 1937 года и на основе собственных исследований утверждает, что не только генеалогия неверна, сама система не имеет ничего общего с тайцзицюань. И вообще, помимо названия книги Чжана багуачжан вообще больше нигде не упоминается.

В то время никто не знал истории, и искал сведения чтобы заполнить пробелы. Чем фантастичнее - тем лучше, а если вы ещё и преподаёте эти волшебные вещи - то вы вообще супермэн. Именно поэтому Чжан пытался примазаться к имени и воспользоваться плодами. Однако это не принесло ему счастья: Ли Цзинлинь прославился, а Чжан известен лишь как ещё один занимавшийся боевыми искусствами.

Чжан Цзясэнь

Многие из историй о происхождении багуачжан и анекдоты о жизни Дуна были придуманы этим известным рассказчиком из Тяньцзиня (заметьте, опять Тяньцзинь!). Чжан занимался багуачжан и любил рассказывать истории про Дуна. Некоторые из этих историй были записаны и напечатаны в "Новой Тяньцзиньской газете". Подборка его историй о Дуне была опубликована книгой. К сожалению, многие из читавших истории Чжана, принимали их за правду и распространяли, добавляя проблем в наши дни.

Эмэйские горы

В этой части я во многом опираюсь на исследования Кан Гэу в переводе Дана Миллера.

Другие истории о даосах, обучавших Дун Хайчуаня, распространялись при рассказах об "эмэйском стиле". Это было в книге Ван Шуцзина "Драконьи ладони багуачжан странствующего тела". Он утверждает, что Дун Хайчуань учился у двух даосов, которых звали Шан Таоюань и Ку Чицзу. Он пишет в своей книге, что Дун учился у этих людей в течении 12 лет. Я отрицаю это утверждение на основании хронологии жизни Дуна (см.выше), а также потому, что тренировка, которую он у них, якобы, прошёл, никак не проявляется в том, что он преподавал.

Ситуация ясна. Ван Шуцзинь - из Тяньцзиня, где в ходу были истории как Чжан Юньцяо, так и Чжан Цзясэня. Ван поместил историю от Чжана в книгу думая, что она правдива.

Тянь Хуэй

Тянь Хуэй был кунфуистом, но при этом жуликом. Он заявил, что принадлежит к 9-му поколению мастеров багуачжан семьи Тянь, что этому стилю свыше 400 лет и что он преподавался лишь внутри его семьи. Более того, он заявлял, что в конце династии Мин двое из его предков отреклись от семьи, отправились в горы Эмэй и изучили багуачжан у двух даосов. Десятилетия спустя один из них вернулся домой и обучил главу семьи. С того времени стиль оставался внутрисемейным, и передавался из поколения в поколение, среди людей, вовлечённых в антицинскую борьбу. Тянь заявлял, что некоторые из членов его рода проникли в императорский дворец чтобы убить императора, им это не удалось, но при попытке они убили нескольких охранников; члены рода произвели такой фурор, что это поразило весь Пекин.

В ходе своих исследований я обнаружил, что китайцы стараются сохранять записи обо всём, относящемся к делу. Если бы кто-то жил в деревне в 1843 году и владел кунфу, то это было бы отражено в деревенских хрониках. А сколько бы упоминаний об этом было в столице, особенно касательно попытки покушения на жизнь императора?

Иными словами, никаких записей нет. Также, Тянь Хуэй не говорил об этом вообще, когда поблизости были исследователи. При взгляде на его систему была видна большая похожесть её на систему Дун Хайчуаня. Очевидно было, что он лгал, но нужны были доказательства. Поэтому расспросили членов его рода, и оказалось очень странным, они в один голос заявляли, что Тянь Хуэй был единственным из Тяней, изучавшим боевые искусства, что этим не занимался никто из прежних поколений. Также они сказали, что в генеалогию в его книге включены люди, которых никогда не было. После дальнейших исследований обнаружилось, что Тянь Хуэй был учеником Ши Цзиньцзе, старшего ученика Мэнь Баочжэня.

Видите, к чему я клоню? Похоже на попытку жить за счёт чужой работы, приписав её себе. Иными словами, все пытаются заработать.

Инь-ян бапань чжан

Создатель Жэнь Чжичэн утверждал, что из этого стиля произошло багуачжан. Ещё один враль.

Он придумал Дун Мэнлиня, что оказалось ещё одним именем Би Чэнся. Я слышал это имя в связи с ещё несколькими историями о создании багуачжан.

Он также придумал собственную сказку. Ради потверждения достоверности истории, он написал собственную книгу о багуачжан. Как раз в это время только что вышла книга Сунь Сикуня «Багуачжан чжэньчуань». Узнав это, ради избежания соперничества Жэнь составил своё название на основе поговорки боевых искусств. Когда между собой дрались представители разных стилей, то это называлось "пань цюань го шоу" ("наслаивать кулаки и перекрывать руки"). Существует четыре верхних "пань" и четыре нижних "пань". Комбинация этого с теорией инь-ян дала Жэню название: «Инь-ян бапань чжан».

Жэнь Чжичэн заявил, что Ли Чжэньцин обучил Лю Баочжэня (самым первым), его самого, Цзяо Яньцзи и Сюй Цзинтяня. Помните, как я раньше упомянул о том, что в деревнях и городах велись местные хроники? Что ж проверим, согласно Жэню Ли Чжэньцин в 16-летнем возрасте начал работать охранником караванов. Во время своих путешествий он добрался до местожительства Дун Мэнлиня, поклонился ему как учителю, обучился и ходил с караванами по всему Китаю, заводя везде друзей по боевому искусству. До того, как он покинул Дуна, тот ему, якобы, сказал, что несколькими годами ранее у него обучался родственник по имени Дун Ханцин. Очевидно, это искажение от "Дун Хайчуань". Однако нигде и никогда не упоминалось - ни устно, ни письменно - о существовании такого человека, занимавшегося багуачжан.

Вместе с этим утверждением, он, якобы, заявил, что Дун отправился в Пекин, где сменил название на "багуачжан". Но сейчас мы знаем, как Дун называл своё искусство, и это было вовсе не "багуачжан". Название "багуачжан" не использовалось до смерти Чэн Тинхуа и популяризации названия, скорее всего, благодаря книге Сунь Лутана.

Что же касается Ли Чжэньцина, то мне не удалось найти информации о том, занимался ли он багуачжан вообще. Согласно деревенским хроникам, Ли погиб во время боксёрского восстания, однако наиболее неблагородным способом. От рождения Ли был ужасно близорук. Однажды к деревне подошёл отряд. Ли подумал, что это были его собратья по антиправительственной борьбе, поэтому он с криком "Братья!" бросился к ним. До того, как его застрелили, он так и не понял, что это были враги.

Наконец, было обнаружено, что Лю Баочжэнь на самом деле был учеником Дун Хайчуаня. Два доказательства того, что Лю был знаменит не благодаря своему боевому мастерству, а благодаря лишь тому факту, что он был учеником знаменитого Дун Хайчуаня. Во-первых, Лю неоднократно брал его к себе домой в свою деревню для преподавания боевого итскусства, о чём есть записи в деревенских хрониках. Во-вторых, имя Лю Баочжэня присутствует в списке 57 учеников, перечисленных на могиле Дуна. Он умер в 1922 году в возрасте 61 года.

Так что на самом деле это Лю обучил Жэня, Цзяо ЯНьцзи и Сюй Цзяньтяня. Должно быть, он обучил и Ли Чжэньцина, но этот вопрос спорен. Дальнейшим доказательством является сама система Жэня. Его система идентична системе Лю, и, мало того, Лю специализировался на владении широким мечом - неужели вы думаете, что в системе Жэня это отсутствует?

Жэнь Вэньчжу, бапаньчжан и Вэнь Ань

Жэнь Вэньчжу - это племянник Жэнь Чжичэна, который ныне является хранителем традиции Жэня. Он также рассказывает ту же историю, кое-что даже упомянуто в городских хрониках - но это просто упоминание в паре строк. Что известно, так это то, что в то время, когда Дун начинал учиться, в этом регионе были распространены бафаньцюань, хунцюань, синмэнь и цзинганьцюань. Бапаньцюань - это позднее добавление, сделаноне во времена Жэня (1930-40-е). Искусство, о котором пишет Жэнь, изменилось за последние 60 лет. Разберёмся с этим.

В 1934 году была опубликована книга Сунь Сикуня, и Жэнь Чжичэн прочитал её. Он заметил схожести между методами его и Суня. Теперь вспомним, что Лю Баочжэнь учился непосредственно у Дун Хайчуаня, а Сунь учился у сына Чэн Тинхуа - Чэн Юлуна. Теперь нарисуем это: Дун обучал каждого в соответствии с тем, что тот знал прежде, метод Чэн Тинхуа знаменит своей текучестью. Лю Баочжэнь учился у Дуна и Чэна. Лю вряд ли учился у Чэна слишком долго после смерти Дуна, так как в его системе нет теории «И Цзин», однако там есть "64 ладони", которые, очевидно, пришли от Дуна. Общая структура совпадает с системой Инь Фу: присутствуют 8 ладоней с 7 вариациями к каждой ладони, и, конечно, специальность Лю - широкий меч.

Теперь, 60 лет спустя, Жэнь делает новый поворот. Трансформации являются нормой багуа, но похоже, что ради того, чтобы отличаться от багуачжан, он выбросил одно и вставил другое. К примеру, он исключил таннибу ("шаг идущего по грязи"). Согласно книге Жэня, опубликованной в 1987 году, "это было создано Дун Хайчуанем, и в исходном багуачжан этого не было, однако в бапань есть коубу и байбу".

В исходных даосских упражнениях хождения по кругу нет никакого упоминания о коубу ("заворачивающийся внутрь шаг") или байбу ("раскрывающийся наружу шаг"). Изменения направления производились за счёт прохода по S-образной траектории диаграммы Тайцзи. Это делалось естественным шагом. Коубу и байбу являются основой таннибу, просто быстрой сменой направления. За всю историю боевых искусств единственным способом хождения по кругу были заворачивания внутрь и раскрывания наружу, и это тоже идёт от Дун Хайчуаня, так как является базой таннибу . Они изменили "шаг ступающего по гряди" на "наступающий шаг", и работают над возрастанием скорости во время их бега по кругу. Интересно, кстати, что Сунь Лутан также требовал от учеников заниматься таким образом, понуждая их ходить всё быстрее и быстрее. Они также изменили классическое защитное положение, повернув вытянутую ладонь к небу и сделав её похожей на "ввинчивающуюся ладонь".

Помимо всего прочего, бапань моложе, чем багуа. Я уверен, что Вэнь играет на том ущербе, что нанесла интеллигенция известным ветвям багуачжан путёме примитивизации их в сторону оздоровления, философии, осовременливания и, конечно же, спортивного ушу. Дело в том, что в то время как они должны оставаться пуристами в вопросах применения как боевого искусства, Жэнь играет на невежестве масс, которые не видели ничего лучшего.

Итоги

Дун Хайчуань создал багуачжан! Я утверждаю это. В историях тех, кто утверждает противное, слишком много дыр.

Что же касается «И Цзин» - нет ничего плохого в добавлении его ради подъёма уровня занимающихся, но во-первых и в-первейших багуачжан является боевым искусством. Оздоровительные аспекты являются побочным эффектом правильных тренировок. То же самое верно для синъицюань и тайцзицюань. Хотите - верьте, хотите - нет, лично я верю в метафизические аспекты «И Цзин» и других практик, но они включают манипуляцию с энергией, которую вы сначала должны иметь. В настоящее время обычной практикой является говорение занимающимся того, что всё, что им нужно - это расслабиться, и позволить ци всё делать самой. Это базируется на мифе, который повторяется последние 80 лет. Одна из причин того, что уровень мастерства занимающихся прошлого никак не достигается, заключается в том, что, помимо того, что сейчас нет ситуаций жизни и смерти, большинство сегодня не желают работать так же упорно. Они предпочитают искать волшебную пилюлю (ци).

Также, в истории было немного секретных обществ, использовавших "ба гуа" в своих названиях, и они тем или иным образом связываются (неправомерно) с Дун Хайчуанем. Крупнейшей связкой между багуачжан и «И Цзин» является Чэн Тинхуа и его работа по базированию его стиля боевого искусства на «И Цзин», что дало рождение "стилю 9 дворцов". Чэн Тинхуа имел огромное влияние на более молодых занимающихся и второе поколение. Однако посмотрите на их уровень мастерства. Он происходит из «И Цзин» или из реальной работы? Мастер - это мастер основ, «И Цзин» - это для развития, но он вовсе не необходим для овладения искусством до мастерского уровня.

Имейте также в виду, что понятие "проныры" не является чем-то новым. Многие пытались "упасть на хвост" к тем, кто достиг великих уровней. Фактом в поддержку этого является то, что в старое время учителя не объясняли большинство из того, что делают. Они показывали вам движение, и ожидалось, что вы будете сами нарабатывать его. Разве это не плодотворная почва для всяких проныр? Мне кажется, я показал, до чего они могут дойти.

Что касается названия?

Известно, что Дун никогда не провозглашал себя создателем багуачжан. Это искусство даже никогда не называлось "багуачжан" во времена преподавания Дуна, его называли "чжуаньчжан" ("вращающиеся ладони" или "поворачивающиеся ладони"). Если бы Дун был учеником некоего даоса, и, согласно историям, у этого даоса были бы и другие ученики, то эти другие ученики также должны были бы знать название системы - "чжуаньчжан". Кто такой Дун, чтобы менять название системы? И почему все остальные сменили его на это название? Изначальное название, которым он называл систему, базировалось на оригинальном названии "Чжуаньтяньцзунь" ("вращение, следующее Небу"), как я уже указал в начале работы. Как мне видится, название искусства было изменено на "багуачжан" вскоре после смерти Дун Хайчуаня в 1882 году, и даже здесь возможна ошибка. Говорят, что на самом деле это название пришло от Чэн Тинхуа, из его исследований взаимосвязей с «И Цзин». Дун Хайчуань не мог бы сменить название, если истории о его приверженности старым традициям не врут, и он следовал конфуцианской этике. Тянь Хуэй, заявлял, что является преемником в 9-м поколении его системы, и называл её "багуачжан". Возраст в сотни лет? Мы видели, что каждая система, заявляющая о принадлежности к какой-либо другой линии, при более глубоком изучении оказывается восходящей к Дун Хайчуаню. Свежие объявления о работе - магазин обоев москва. Магазин дизайнерских обоев. . Хиты продаж обоев Grandeco

Сайт управляется системой uCoz